«Агафья» Чехова, краткое содержание читать ~8 мин.
«Агафья» посвящена истории Савки, красивого молодого человека, который завязывает роман с Агафьей, крестьянкой, боящейся своего мужа. Рассказчик описывает решение Агафьи «встретить музыку лицом к лицу» и противостоять своему мужу Якову, в то время как Савка наблюдает за происходящим.
Это история Савки, ленивого молодого человека с необычными привычками, которого жалеют женщины деревни. Молодая женщина Агафья, жена железнодорожного сигнальщика Якова, подкармливает Савку, рискуя гневом мужа.
В 1888 году Чехов получил Пушкинскую премию за сборник рассказов. В его творчестве прослеживается влияние известных авторов, Толстого и Тургенева. Ещё одно сильное влияние на его творчество оказал его брат Николай, смерть которого сильно повлияла на его сочинения. Чехов также известен своей разработкой «нулевых концовок», которая оставляет концовки загадочными и позволяет читателям размышлять о том, что могло произойти.
Сюжет
Рассказ начинается с того, что рассказчик вспоминает молодого человека по имени Савка, которого он часто навещал в огородах Дубово. Савка описывается как молодой, сильный, красивый человек, однако «не стоящий ни гроша», так как он очень ленив и не может найти работу. Рассказчик вспоминает один майский вечер, когда двое мужчин отдыхали вместе после рыбалки. Они говорят о миграции птиц, и Савка вдруг вспоминает, что пригласил к себе в гости молодую женщину. Рассказчик знаком с этой женщиной. Это молодая девушка по имени Агафья, жена связиста Якова. Рассказчик замечает, что Савка плохо кончит из-за всех этих женщин, но Савка отвечает, что ему это не важно и что он все равно ничего не сможет с этим поделать, так как все женщины бросаются на него. После этого двое мужчин ужинают.
Савка рассказывает, что всю еду ему приносят женщины из жалости. Собака сигнализирует о приходе Агафьи. Когда девушка замечает, что появился ещё один мужчина, она пытается придумать оправдания и причины, почему муж послал её туда. Савка говорит ей, чтобы она прекратила, так как другой кавалер прекрасно знает о причинах её визита. Через некоторое время начинает петь соловей, и Савка исчезает в ночи в погоне за птицей.
Тем временем рассказчик и Агафья остаются вдвоём. Рассказчик обещает девушке сохранить её тайну и спрашивает, не боится ли она, что муж узнает. Агафья отвечает, что у неё есть способ узнать, когда он вернётся, и она может прийти домой раньше него. Проходит время, а Савка всё ещё занят поисками птицы. Агафья начинает беспокоиться, что скоро придёт последний поезд, который должен привезти её мужа домой. Однако она не может заставить себя уйти. Вскоре возвращается Савка и признается, что ему не удалось поймать птицу. Рассказчик решает пойти прогуляться и оставить влюблённых наедине. Придя туда, он обнаруживает, что девушка всё ещё там и пьяна. Он напоминает ей, что пора уходить, и девушка бросается прочь. Когда рассказчик идёт посидеть на берегу реки, он уже слышит, как Яков зовёт свою жену.
Утром они вдвоём смотрят, как Агафья переходит ручей. Перейдя ручей, она идёт через поле «довольно смело», но потом пугается и останавливается, чтобы перевести дух. В конце концов, девушка «набирается храбрости» и делает шаг вперёд к своему мужу.
Список персонажей
Рассказчик
Рассказчик – это человек, который навещает Савку в огородах Дубово. Он вспоминает один майский вечер, когда они вместе рыбачили, а после этого к Савке пришла молодая крестьянка. Рассказчик узнал девушку и поинтересовался, не боится ли она, что муж узнает о её тайной любовной связи. Он обещает хранить её тайну. Рассказчик также предупреждает Савку, что он плохо кончит из-за своих отношений с женщинами.
Савка
Савка описан как молодой, красивый мужчина, сильный и грамотный, но при этом «не стоящий ни гроша». Из-за своей лени он не может держать постоянную работу и содержать свою старую мать. Из-за своего странного характера Савка очень популярен среди местных женщин, которые, кроме всего прочего, приносят ему еду из жалости.
Агафья
Агафья – молодая крестьянка, замужем за связистом Яковом. Однажды вечером она приходит навестить Савку, когда он находится в компании рассказчика. Рассказчик спрашивает, не боится ли она, что муж узнает, но она отвечает, что у неё есть способ узнать, когда муж вернётся с работы, чтобы быть дома раньше него. Однако в этот вечер она не может заставить себя уйти, хотя поезд, который должен привезти её мужа, может прибыть в любую минуту. Когда она уходит, муж уже ищет её. Сначала она пугается, но в конце концов ей удаётся встать прямо и мужественно вернуться домой.
Яков
Яков – муж Агафьи. Он работает связистом и каждый день возвращается домой в одно и то же время, когда приходит почтовый поезд. Однажды утром он приходит домой и обнаруживает, что его жены Агафьи нет дома.
Темы
Неверность
Неверность – это то, что всегда ранит людей. Как бы ни учили все книги и жизнь быть откровенными друг с другом, эта тема постоянно поднимается. Агафья была замужней женщиной, но не могла не изменить мужу. Она уходила к Савке по своей воле. Она находила в другом человеке то, что её устраивало, чего не хватало её мужу. Даже вопреки моральным правилам она приходила одна в его дом и, как мы понимаем, не в первый раз, так как муж уже знал, где её можно найти.
Однажды Агафья дала слабину и осталась дольше, чем было разрешено. Как труден был её путь к любимому, и как, наоборот, труден был путь обратно к мужу, ожидавшему собственную жену от другого мужчины. Мужчине трудно понять, что он не совсем тот человек, которого выбирает женщина. Неверность в романе «Агафья» не то что не одобряется, но и не поощряется, поскольку она констатируется как факт, имеющий место быть, и читатель сам решает, осуждать или сочувствовать героям.
Любовный треугольник
Любовный треугольник может принести непередаваемые муки, поскольку ситуация, когда любовь не может встретиться и прийти в одно место, причиняет настоящую боль. Как правило, любовь вдохновляет людей, в сердцах которых живёт нежность, но если страсть разрывает душу на части, то это лишь приносит беды и несчастья. В случае возникновения любовного треугольника каждый должен начать с себя. Любовный треугольник возник в результате недостатка мужественности в партнёре. Агафья искала сильный характер, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, когда наступает ночь. В то же время Савка не особо заботился о своём выборе, он всегда пользовался популярностью у женщин. Она была как обычная игрушка в его коллекции.
Чего не скажешь о муже Агафьи. Мы знаем о нём не так много, но точно знаем, что он любил свою жену всем сердцем и не хотел этого допустить. Любовный треугольник ни в коем случае не возникнет в чистом любящем доме. Поэтому, создавая семью, нужно беречь семейный очаг и не давать ему угаснуть.
Природа
Событие, описанное в рассказе, происходит на берегу реки, и фоном для него становится природа. Описание заката и наступающей ночи, звуки птиц, плеск воды – все это придаёт рассказу ощущение присутствия природы, и в какой-то мере поведение Агафьи, связанное с неверностью, выходит на тот же уровень природы, но природы женской, и означает, что Агафья просто выполняет свой зов дикого существа, живущего внутри неё. Этот её внутренний человек руководствуется простыми природными инстинктами.
Агафья – один из рассказов Чехова, повествующий о поисках счастья и терпении несчастной жизни, также Чехов указывает на выбор, который делают люди, и на то, как им потом приходится сталкиваться с последствиями этого выбора.
Савка, будучи довольно ленивым и не ориентированным в жизни человеком, становится объектом страсти и даже любви многих женщин в округе. Он не доволен и не несчастен по этому поводу, ему просто все равно. Он продолжает удовлетворять женщин, они снабжают его едой, одеждой и другими необходимыми вещами, но он не испытывает к ним ничего, кроме осуждения, никаких чувств, никаких эмоций. Савка – этакий забулдыга, у которого нет ничего святого и важного, а есть только безобидное.
Агафья – одна из тех женщин, которые приходят к Савке за кусочком счастья. Она замужем, и мы ничего не знаем об этом браке, но можем заключить, что он не счастливый. Женщина, счастливая в браке, никогда бы не изменила своему мужу. В этом проявляется вся печаль русского общества того времени, когда не счастья искали в священном союзе двух душ.
Тема неверности показана в рассказе, но автор не осуждает и не порицает её, он просто констатирует факт. Все свои соображения он оставляет на усмотрение читателя, ведь у каждого человека есть своё мнение о счастье и смысле брака. Но, упрекая Агафью в неверности, а Савку в отсутствии нравственных достоинств, следует помнить об обстоятельствах тогдашней жизни.
Чехов, будучи гуманистом в своих произведениях, проявляя любовь и уважение к людям, описывает их такими, какие они есть. Никаких характеристик, никаких объяснений или предшествующих событий, которые привели к тому или иному поступку. Можно лишь сказать, что все было бы замечательно, если бы не было так грустно.
- Выставочный проект «Вдохновением создано» Сергея Гавина, Евгения Матько и Анастасии Агафоновой
- Анастасия Агафонова «Парадигма творчества»
- Игорь Дрёмин: Анастасия Агафонова. Парадигма Творчества
- Геннадий Агафонов – Обрывочные сведения
- Геннадий Агафонов. ВНУТРИ/СНАРУЖИ. Композиции из картона и бумаги
- «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества»
- «Чёрный монах» Антона Чехова
- «Душечка» Антона Чехова
Комментирование недоступно Почему?