«Душечка» Антона Чехова читать ~11 мин.
«Душечка» – короткий рассказ Антона Чехова, написанный в декабре 1898 года. Впервые опубликованный в журнале «Семья», он был включён в девятитомник произведений Чехова, выпущенный книгоиздателем Адольфом Марксом. Рассказ основан на опыте жизни Чехова в Таганроге, Москве и Ялте. Герой пьесы вызвал неоднозначную реакцию у современников Чехова, хотя в целом «Душечка» была тепло принята литературной общественностью России конца XIX – начала XX века.
Повесть «Душечка» имеет ряд ключевых отличительных черт произведений Чехова. Во-первых, это короткий юмористический рассказ. В начале своей карьеры Чехов писал сатирические рассказы, и склонность к такому подходу к художественной литературе никогда не покидала его. Кроме того, рассказ касается жизни русских крестьян – темы, которой Чехов посвятил большую часть своих литературных усилий. Важно отметить, что Чехов противоречиво относился к крестьянскому сословию, часто находя их поведение и образ жизни отвратительными, но, тем не менее, находя в них человечность и пафос. Это противоречие занимает центральное место в «Душечке», где с сочувствием изображается ряд в основном несимпатичных персонажей.
Главная героиня — Ольга Семёновна Племянникова, которую из-за мягкого характера и доброты окружающие называют «душечкой». Ольга выходит замуж за антрепренёра Кукина, затем за управляющего лесным складом Пустовалова, а после — за ветеринарного врача Смирнина. Каждый раз она полностью растворяется в интересах и взглядах своего мужа, забывая о собственных желаниях и целях. После смерти второго мужа Ольга остаётся одна, но вскоре увлекается ветеринаром Смирниным и его семьёй. Теперь смыслом её жизни становится забота о сыне Саши.
Сюжет
История начинается с того, что Оленька сидит на заднем пороге своего дома, на который надвигаются дождевые тучи. Она слушает, как Кукин, владелец театра под открытым небом «Тиволи», жалуется на то, что погода портит его бизнес. Оленька слушает и все больше привязывается к Кукину, чем больше он болтает. Она влюбляется в Кукина, и после смерти отца они женятся.
Оленька и Кукин живут счастливой и удобной жизнью. Оленька начинает работать в «Тиволи», вскоре перенимает все мнения Кукина и увлекается театром. В конце концов Кукин уезжает в Москву, чтобы набрать труппу для своего театра, и Оленька с тревогой ждёт его возвращения. Но она получает телеграмму о том, что Кукин задержан, а вскоре после этого ещё одну – о его смерти.
В трауре Оленька знакомится с Василием Пустоваловым, торговцем пиломатериалами. Оленька не сразу влюбляется в него и быстро выходит за него замуж. Оленька и Пустовалов счастливо живут вместе, занимаясь лесозаготовками или наслаждаясь материальным комфортом в доме. Оленька впитывает все идеи мужа о бизнесе и религии и становится полностью одержима лесозаготовками. В один из зимних дней Пустолатов, выпив горячего чая, слишком рано отправляется на лесопилку и вскоре заболевает. После четырёх месяцев борьбы с болезнью Пустолатов умирает, и Оленька снова остаётся одна.
После смерти Пустовалова Оленька становится затворницей и шесть месяцев оплакивает его в одиночестве. Она постепенно налаживает отношения со Смирниным, военным ветеринарным врачом, который поселился в её доме, и её можно увидеть пьющей с ним чай, когда он читает ей новости. Как и все предыдущие мужчины в её жизни, Оленька начинает увлекаться работой Смирнина и впитывать все его мнения. Однако их отношения не могут расцвести, поскольку Смирнин женат на женщине, с которой он отдалился, и у них есть маленький сын. Вскоре Смирнина переводят в армию.
Не имея в своей жизни мужчины, Оленька погружается в глубокую депрессию и оказывается в странном положении. Когда рядом нет никого, кто бы мог высказать свои идеи и мнения, она обнаруживает, что у неё их вообще нет. Даже о самых незначительных предметах или погоде она ничего не знает. В городе она привлекает все меньше внимания и становится все более изолированной.
Однажды в город возвращается Смирнин с женой, с которой он помирился, и сыном Сашей. Он говорит Оленьке, что им нужно где-то жить, и Оленька приглашает их поселиться в своём доме. Через некоторое время жена Смирнина уезжает в Харьков к своей сестре, а сам Смирнин все больше погружается в ночную жизнь и светскую тусовку города. Оленька решает принять более активное участие в воспитании Саши, поскольку родители мальчика практически отказались от него, и у Оленьки возникают материнские отношения с мальчиком.
В ироничной инверсии её отношений с другими мужчинами в её жизни, Оленька начинает впитывать все мнения и идеи Саши о его школе, но на этот раз её одержимость похожа на одержимость заботливой матери. Тем не менее, как и многие маленькие мальчики, Саша начинает чувствовать себя задушенным вниманием. История заканчивается тем, что он кричит во сне, протестуя против близости и постоянного внимания Оленьки.
Список персонажей
Ольга Семеновна, «Оленька"
Оленька, дочь отставного коллежского асессора, – центральный персонаж повести и та самая «душечка», о которой говорится в заглавии. Она симпатичная девушка, с добрым сердцем и милой улыбкой, но у неё нет собственных идей и мнений. Оленьке нужен другой человек в её жизни, который дал бы ей чувство идентичности, сказал бы ей, что думать и что делать в жизни. Драматизм истории проистекает из этой странной черты характера.
Иван Петрович Кукин, «Ванечка"
Кукин описан как невысокий, исхудалый человек с выражением отчаяния на лице. Он – управляющий театром под открытым небом «Тиволи» и первый муж Оленьки. Выслушивая постоянные жалобы Кукина, Оленька начинает принимать его мнение о театре и публике как своё собственное. Во время поездки в Москву его задерживают, и вскоре он умирает, о чем Оленька узнает из телеграммы с опечатками.
Василий Андреич Пустовалов
Пустолатов – торговец дровами и второй муж Оленьки. Глубоко религиозный человек, он ведёт благочестивую, материально обеспеченную жизнь с Оленькой в течение шести лет до своей безвременной смерти от болезни, полученной на морозе.
Владимир Платоныч Смирнин
Смирнин – ветеринарный врач, живущий в домике Оленьки. После смерти её второго мужа они с Оленькой становятся близки, но романтические отношения не развиваются из-за его брака с отвергнутой женой и общего сына. Смирнин исчезает на некоторое время, оставив Оленьку в отчаянии и полном отсутствии идей и мнений. Позже он возвращается в дом Оленьки с женой и ребёнком. Несмотря на то, что все они поселились в доме Оленьки, Смирнин практически не появляется в течение всей повести.
Саша
Саша – сын Смирнина. Он приходит в дом Оленьки вместе с родителями и живёт с ними до тех пор, пока мать не уезжает, а Смирнин практически не появляется. Оленька начинает заботиться о Саше как о своём собственном, делая его центром своей жизни и впитывая все его мнения о школе. Саша, однако, несколько задыхается от этих отношений.
Жена Смирнина
Жена Смирнина, описанная как «худая, бледная женщина с ворчливым выражением лица», больше примечательна как персонаж своим отсутствием. Она появляется ненадолго, когда она, Смирнин и Саша приходят жить в дом Оленьки. Вскоре после этого она уезжает в Харьков к своей сестре, навсегда оставив семью.
Темы
Идентичность
Оленька, титулованная «душечка», не имеет своей личности вне мужчин, которых она любит. Ее мнения, характер и поступки полностью диктуются интересами её нынешнего мужа. В первом браке Оленька все своё время проводит в театре, которым владеет её муж, вкладывая все силы в помощь ему в его работе. Когда её первый муж умирает, она влюбляется в другого и теряет всякий интерес к своему прошлому увлечению, чтобы перенять интересы своего нынешнего мужа. Когда Оленька остаётся без мужа, она бесцельно сидит и не может сформулировать ни одной собственной мысли. Оленька характеризуется как своего рода пиявка, которая может существовать только через существование другого человека. Чехов предостерегает от такого типа женщин, которые определяются исключительно отношениями с мужчиной.
Любовь
В начале рассказа Чехов объясняет, что Оленька «всегда была кем-то увлечена и не могла существовать без любви». Оленька определяется своей любовью, сначала к отцу, потом к мужьям и, наконец, к ребёнку, которым она становится одержима. Хотя эта любовь сильна в данный момент, она быстро проходит. Кажется, что она глубоко любит своих мужей и принимает все их черты, но когда каждый из них умирает, она быстро переходит к следующему, погружаясь в себя так же глубоко, как и раньше. Эта модель говорит о неглубокости любви Оленьки и иллюстрирует, что, возможно, Оленька больше любит быть влюблённой, чем мужчин, к которым она привязывается.
Гендерные роли
Мужчины в этой истории изображены как люди с собственным мнением и определённой целью, будь то владелец театра, предприимчивый торговец пиломатериалами, ветеринар, пытающийся добиться успеха самостоятельно, или молодой парень, стремящийся стать врачом или инженером. Женщины, с другой стороны, представлены гораздо более расплывчато. Оленька принимает участие во всем, чем занят мужчина, на котором в данный момент сосредоточена её жизнь, но сама ничего особенного не делает. Другие женщины, с которыми мы сталкиваемся, примерно соответствуют определённому стереотипу: старушка, с которой Оленька пьёт чай, отвергнутая жена Смирнина, которая, по сути, является никем, различные женщины, с которыми Оленька сталкивается на рынке, в церкви или на почте. Мужчины изображены как движущая сила, а женщины, как правило, на втором плане.
Судьба
На протяжении всей повести ощущается сильное чувство судьбы, и Чехов делает так, чтобы её воздействие казалось совершенно произвольным. Кикуна бросают в тюрьму после того, как он в шутку заявил, что ему лучше сидеть в тюрьме, чем управлять театром. Пустолатов заболевает, проведя холодный день во дворе, которым они с Оленькой так дорожат. Оленька обречена всегда терять мужчин, которыми она одержима, и, в свою очередь, терять свою личность. В каждом из этих случаев судьбы героев кажутся написанными на стене, и сюжет развивается благодаря наблюдению за тем, как эти судьбы разыгрываются.
Религия
На протяжении всего рассказа герои часто говорят о Божьей воле или молятся друг с другом. Чехов, кажется, противопоставляет эту веру в Бога вышеупомянутой теме судьбы. Перефразируя слова Пустолатова, сказанные Оленьке после смерти Кикуна, можно сказать, что у Бога есть план, и люди на земле должны просто принять его. Этой фразой Чехов как бы подталкивает читателя к вопросу о том, действительно ли такие причудливые и произвольные судьбы могут быть промыслом Божьим. По мере развития сюжета единственная реальная логика, которая, кажется, прослеживается, – это простая человеческая смертность и изменения, при этом Бог даёт мало милости, но потенциально может принести много трудностей.
В своих «Лекциях по русской литературе» Владимир Набоков отводит особое место Антону Чехову. Набоков был самым молодым из поколения великих русских писателей, творивших в XIX и XX веках, его издательская карьера началась примерно на 100 лет позже, чем, например, у Федора Достоевского, что позволяет Набокову иметь более широкую историческую перспективу по отношению к своим коллегам по цеху. В свою очередь, его лекция о Чехове в равной степени сосредоточена на творчестве писателя и на биографических аспектах, которые могут помочь читателям понять это творчество.
Набоков уделяет приличное количество времени филантропической натуре Чехова, рассказывая о периоде, когда Чехов взял перерыв в своей писательской деятельности, чтобы лечить эпидемию холеры среди крестьян в Подмосковье, и отмечая, как Чехов часто направлял доходы от своей издательской деятельности нуждающимся членам семьи. Подтекст здесь ясен: Чехов был отзывчивым человеком, хорошим человеком, и его человеколюбивые чувства проявились в его произведениях. Набоков говорит: «Эта великая доброта пронизывает литературные произведения Чехова, но это не вопрос программы или литературного послания, а просто естественная окраска его таланта».
Здесь подразумевается, что Чехов был уникален среди своих литературных коллег как человек, сосредоточенный на поиске человечности своих персонажей. Интерес Чехова к психологии персонажей и межличностным отношениям можно противопоставить подходу такого писателя, как Лев Толстой, который использовал свои романы для исследования социальных и политических идей, отражая интерес самого писателя к анархизму и направлениям политической мысли, пересекавшимся с Леоном Троцким. Любовь Чехова к человечности можно также противопоставить презрению к ней Достоевского. Достоевский придерживался антисемитских взглядов, которые в конечном счёте отразились на его романах, и некоторые считают, что преступления, которые Достоевский описывает в своей литературе, были преступлениями, которые он сам совершил в реальной жизни.
Литературный критик Иосиф Франк отмечает, что Чехов – редкий прекрасный писатель, который был также прекрасным человеком, и подчёркивает, что мораль Чехова была полностью его собственной, а не навязанной. Чехов, несмотря на христианское воспитание, всю свою взрослую жизнь скептически относился к существованию Бога. Напротив, очевидно, что Чехов действительно находил смысл в окружающем его мире. В конечном счёте, очень логично, что это человек, чьи пьесы сформировали ландшафт русской, а затем и мировой драматургии. Вместе со знаменитым режиссёром и продюсером Станиславским Чехов создал натуралистический театр, отражающий жизнь людей, которые были его зрителями. Из большой любви Чехова к людям родились великие произведения о людях.
Комментирование недоступно Почему?