Краткая история музыки читать ~4 мин.
Рукотворная музыка формирует наш мир уже десятки тысяч лет, задолго до появления письменности, её, возможно, более осязаемого родственника. И на протяжении тысячелетий люди пытались расшифровать нашу реакцию на этот вид созданного звука.
Самые ранние попытки объяснить силу музыки были связаны с пересекающимися идеями религии и магии. Так же как и самые ранние песни. Это сейчас мы можем просто скачать музыку себе на устройство, а первым фанатам не оставалось ничего, кроме личного присутствия при её исполнении живыми музыкантами. Самым древним из сохранившихся музыкальных произведений является гимн месопотамской богине плодородия Никкал, записанный клинописью на глиняной табличке, датируемой примерно 1400 годом до нашей эры.
В Древнем Египте, Индии, Китае, Греции и Месопотамии песни, выполнявшие важные церемониальные функции, сохранились подобным образом на глиняных табличках, папирусе и, в конце концов, на бумаге. Как и большая часть современной музыки, эти древние песни восхваляли богов, призывали сверхъестественные силы, обожествляли власть имущих.
Хотя самыми первыми целями музыки, вероятно, были умиротворение и празднование, представления о месте музыки в культуре цивилизации сильно варьировались.
В Древней Греции математик 6 века до н.э. Пифагор утверждал, что музыка является отражением космической гармонии. В своей тенденции к симметрии и единству, утверждал он, она не так уж сильно отличается от математики.
Столетие спустя Платон, а затем его ученик Аристотель отвергли эту идею космической гармонии и утверждали, что истинные цели музыки – социальные, образовательные и личные. Платон утверждал, что музыка является прекрасным педагогическим инструментом и необходима для «правильного» функционирования общества.
Кстати, идея музыки как развращающего влияния прослеживается и тогда. Платон утверждал, что «неправильная» музыка может стать воротами к моральному разложению. Он даже писал, что культурное влияние новой музыки, ставшей популярной в Греции во время персидских войн, виновато в восстании молодого поколения против власти и социальных беспорядках в Афинах. (Разве не удивительно, как идеи передаются эхом через тысячелетия?)
В Китае Конфуций и другие мыслители разделили музыку на формы, причём некоторые из них считались простонародными и менее ценными. В Индии в «Натья Шастре», составленной мудрецом Бхаратой Муни примерно между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э., говорится, что великая музыка может вызвать у слушателя состояние божественного экстаза, заложив тем самым основу для традиции преданной музыки, которая сохраняется до сих пор.
Идею сатанинской музыки можно отнести к эпохе крестовых походов. Все более жёсткая форма христианства укоренилась в Европе и Леванте, поскольку в 11-13 веках велись войны между воинами Христа и воинами ислама. С обеих сторон музыка, созданная и прослушиваемая для чувственного удовольствия, была объявлена «вульгарной» (на самом деле эта практика никогда не исчезала, в разные эпохи и в разных регионах).
Считалось, что определённые аккордовые прогрессии ассоциируются со злом и сатаной (ещё один отголосок, дошедший до наших дней). Некоторые из этих аранжировок, включая печально известный «Diabolus in Musica» или «Дьявол в музыке», до сих пор используются в хорроре и хэви-металле, а также в других направлениях, которым помогает такое сочетание аккордов и интервалов, призванное вызывать тревогу.
Тем временем в исламском мире суфии бросили вызов явным и неявным запретам на музыку и разработали музыкальную философию тела и души, которая до сих пор процветает на Индийском субконтиненте, в Леванте и Африке. Через песни о мире, любви и сосуществовании эти мистики призывают людей использовать музыку для связи с богом.
Однако все это время высокое искусство делилось примерно на две категории: набожность или подражание природе.
Все изменилось в эпоху Возрождения, когда художники и философы XV века начали утверждать, что высокое искусство может иметь и личную цель: быть средством самовыражения художника и резонансным отражением повседневности. После этого шлюзы были открыты. Каждое поколение создавало свои риффы. Старейшины жаловались на шум.
“Слишком сильно приправлено; непроходимые лабиринты; причудливые полёты души”: таковы были вердикты некоторых современных австрийских критиков о композициях молодого Вольфганга Амадея Моцарта (родился в 1756 году).
“Плачевная… прогорклый пахнущий афродизиак. Способствует… негативным и разрушительным реакциям у молодых людей”: Так говорил Фрэнк Синатра (родился в 1915 году) об Элвисе Пресли (родился в 1935 году).
Комментирование недоступно Почему?