10 часто задаваемых вопросов о масляной живописи от начинающих художников читать ~6 мин.
❶ Какие основные принадлежности для масляной живописи мне понадобятся для начала работы?
В первую очередь вам понадобятся масляные краски, средство для масляной живописи, холст или деревянные панели, кисти, палитра, нож для палитры, тряпки, растворитель или средство для чистки кистей, а также мольберт или подставка, чтобы держать поверхность для рисования в вертикальном положении.
Для масляных красок вам понадобится базовый набор цветов: красный кадмий, жёлтый кадмий, ультрамариновый синий, титановый белый, чёрный, слоновая кость и, возможно, несколько земляных тонов. Для начала купите краски для студентов или начинающих.
Что касается кистей, возьмите несколько разных размеров: плоские, круглые, филберты. Кисти из щетины хорошо подходят для масел. В качестве палитры можно использовать одноразовые бумажные палитры или деревянную или пластиковую палитру с отверстием для большого пальца. Вам также понадобится стеклянная банка для масляной краски и растворитель для очистки кистей, например минеральный спирт без запаха.
❷ Как правильно расположить и использовать палитру для масляной живописи?
Расположите палитру так, чтобы цвета располагались в логическом порядке, как на цветовом круге, с белым цветом в центре и местом для смешивания по внешним краям. Выложите только то, что вам понадобится для работы.
Мастера масляной живописи часто используют «палитру-мутовку» – это просто лужица среды на палитре, в которую можно окунать кисти во время работы. Чтобы использовать кисть, наберите краску, окуните её в средство, а затем нанесите краску на холст. Медиум растворяет масляную краску, поэтому она ложится более гладко. Тщательно мойте палитру между сеансами.
❸ Какие существуют виды растворителей для масляной живописи и как их использовать?
Льняное масло и алкидное масло – два распространённых средства, которые помогают разбавить и продлить срок работы с масляными красками. Льняное масло сохнет относительно медленно, а алкидное – немного быстрее. Каждое из них можно приобрести без запаха.
Добавление небольшого количества масла делает краски более жидкими, добавление большего количества средства позволяет создать глазурь или продлить время высыхания. Есть средства, которые помогают ускорить время высыхания. Растворители, такие как скипидар и минеральные спирты без запаха, также можно использовать для разбавления масел. Сначала протестируйте медиумы, поскольку все они по-разному влияют на консистенцию краски и время её высыхания.
❹ Сколько времени требуется для полного высыхания масляных красок?
Масляные краски высыхают в процессе окисления, а не просто испаряются, как акварель или акрил. Для полного высыхания масляной краски может потребоваться от 6 месяцев до года, при этом она затвердевает от внешней поверхности внутрь. Однако масляная краска образует «кожу» сверху гораздо раньше, возможно, за несколько дней – неделю или около того, в зависимости от толщины нанесения и соотношения масла и краски. Перед нанесением лака картины должны полностью высохнуть.
❺ Какие существуют приёмы смешивания красок при работе с маслом?
Масляные краски долго сохраняют свою форму, что позволяет смешивать их прямо на холсте. Используйте мягкую кисть и двигайтесь вперёд-назад, чтобы смешивать мокрую краску с мокрой краской. Вы также можете наносить краску пальцами и использовать нож для палитры для прямого нанесения.
Для подмалёвка дайте первому слою полностью высохнуть, а затем нанесите сверху мокрые и сухие краски. Лессировка предполагает разбавление масляной краски до минимума и нанесение прозрачных многослойных мазков. Импасто – наоборот, нанесение толстых, непрозрачных слоёв неразбавленной краски ножом или кистью. Экспериментируйте с разными видами вязкости.
❻ Как правильно чистить кисти для масляной живописи?
- Вытрите излишки масляной краски с кисти на тряпку.
- Окуните кисть в минеральный спирт без запаха и помассируйте её, чтобы удалить остатки пигмента.
- Используйте старую кисть или желобковый инструмент для чистки, чтобы прогнать минеральный спирт через щетину.
- Ещё раз протрите кисть тряпкой, чтобы удалить остатки пигмента.
- Добавьте посудное мыло для борьбы с жиром и проведите им по щетине, чтобы удалить минеральные спирты.
- Тщательно промойте кисть тёплой водой, пока она не станет прозрачной.
- Аккуратно придайте головке кисти новую форму и дайте ей высохнуть в горизонтальном положении.
Правильная очистка кистей после каждого использования продлит срок их службы.
❼ На каких поверхностях можно рисовать масляными красками?
Наиболее распространёнными поверхностями являются холст, деревянные панели и различные доски-основы, подготовленные грунтовкой или грунтом-гессо, чтобы масляная краска хорошо держалась.
Холсты поставляются предварительно загрунтованными и подготовленными, в то время как панели часто нужно подгонять по размеру и наносить несколько слоёв гессо перед покраской. Хорошими жёсткими опорами служат панели Ampersand, мазонит и деревянные люльки. Любая поверхность должна быть жёсткой, легко очищаемой и иметь шероховатости, за которые масло может зацепиться. При правильной подготовке можно рисовать и на бумаге, металле или текстурированных поверхностях. Только избегайте скользких, непористых поверхностей.
❽ Как добиться различных текстур и мазков с помощью масляных красок?
Масляные краски хорошо подходят для создания заметных мазков и выразительных текстур. Для получения грубых, шероховатых эффектов используйте технику сухой кисти с небольшим количеством средства.
Импасто предполагает нанесение толстых, вязких слоёв неразбавленной краски кистью или ножом для палитры для получения ярко выраженных рельефных текстур.
Сграффито – это процарапывание или соскабливание густой влажной краски для выявления слоя под ней. Используйте жёсткую кисть и двигайтесь быстро, чтобы получить чёткие, агрессивные мазки.
Для текстурного контраста дайте цветному грунту проявиться через тонкие слои. Добавляйте медиумы или гели для создания эффектов налива и стекания. Экспериментируйте и получайте удовольствие!
❾ Как лучше всего покрыть лаком картину после её завершения?
Прежде чем покрывать картину лаком, дайте ей полностью высохнуть в течение 6-12 месяцев. Используйте подходящий лак для масляной живописи – не аэрозольный лак или лак, предназначенный для других средств. Существуют съёмные (временные) лаки, которые можно сначала использовать, а затем снять и покрыть постоянным лаком.
Наносите лак тонкими ровными слоями чистой кистью в одном направлении, затем дайте ему полностью высохнуть, прежде чем наносить следующий лёгкий слой в противоположном направлении. Лак придаёт масляной живописи глубину, насыщенность и защиту.
Выпускаются как матовые, так и глянцевые лаки. При желании нанесите лак на открытом воздухе в качестве завершающего этапа.
❿ Как предотвратить растрескивание или пожелтение масляных картин со временем?
Используйте качественные масляные краски (не студенческие) и подходящие грунты и холсты для масляной живописи. Защищайте картины от резких перепадов температуры и влажности. Не наносите слишком толстый слой импасто поверх тонкого подмалёвка, так как это способствует образованию трещин. Покрывайте лаком после полного высыхания, чтобы создать защитный барьер от пожелтения. Используйте архивные пигменты, такие как кадмий, кобальт и оксиды, а не летучие краски. Храните вдали от прямых солнечных лучей. Храните и оформляйте с использованием архивных материалов. Соблюдение передовых методов работы с материалами и лакировкой – залог долговечности.