Францисканцы читать ~12 мин.
Францисканский орден – католический нищенствующий монашеский орден, основанный святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году. Основной целью ордена стала проповедь в народе апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему. За восемь веков существования орден превратился в крупнейшее монашеское сообщество, распространённое по всему миру, включая Россию.
Сегодня францисканская семья объединяет монахов, монахинь и мирян, насчитывая около миллиона человек и являясь самым многочисленным объединением внутри Католической Церкви. Францисканцы оказали существенное влияние на развитие религиозной мысли, образования, миссионерской деятельности, а также общественную и культурную жизнь стран Европы и всего мира.
История основания
Франциск Ассизский, вдохновлённый идеалами апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему, собрал вокруг себя последователей, которые разделяли его стремление жить согласно Евангелию. Поначалу небольшая группа единомышленников быстро привлекла внимание церковных властей. Официальной датой основания ордена считается момент устного утверждения устава папой Иннокентием III в 1209 году, хотя некоторые источники указывают на 1210 год. Этот момент стал решающим для будущего развития ордена, поскольку обеспечил ему официальное признание со стороны католической церкви.
Письменное утверждение устава ордена состоялось позже, в 1223 году, когда папа Гонорий III выпустил буллу «Solet annuere», официально закрепляющую статус францисканцев как монашеского ордена в структуре католической церкви. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам, что стало значительным нововведением в монашеской традиции того времени. До этого монашеские ордена обычно владели имуществом и землями, но францисканцы выбрали путь абсолютной бедности, отказываясь от личной собственности и живя за счёт милостыни.
Быстрый рост ордена свидетельствует о популярности идей святого Франциска: если перед папой Иннокентием III предстало всего двенадцать братьев, не считая самого Франциска, то в год его смерти община насчитывала уже около десяти тысяч человек. Такое стремительное расширение ордена отражало глубокий отклик, который нашли идеи нищенствующего монашества среди населения средневековой Европы, переживавшей период религиозного возрождения и поиска новых форм духовной жизни.
После смерти Франциска руководство орденом перешло к его ближайшим сподвижникам. В 1232 году генералом ордена стал Илия Кортонский, ученик и сотрудник Франциска, благодаря своей близости к Учителю пользовавшийся большим авторитетом среди братьев. Однако уже тогда начались расхождения во взглядах на строгость соблюдения принципа абсолютной бедности, что впоследствии привело к разделению ордена на несколько ветвей.
Принципы и характеристики
Францисканский орден основывается на ряде ключевых принципов, заложенных святым Франциском Ассизским. Центральным среди них является принцип абсолютной бедности, который предписывает монахам отказ от личной собственности и материальных благ. Этот принцип отражал стремление Франциска следовать примеру апостолов и самого Христа, который, согласно Евангелию, не имел «где преклонить голову». Францисканцы изначально существовали исключительно за счёт милостыни, отказываясь от постоянных доходов и накопления имущества даже на уровне монастырей.
Другим важным принципом ордена является активное служение ближним через проповедь, уход за больными телесно и душевно, а также помощь нуждающимся. В отличие от более созерцательных монашеских орденов, францисканцы активно взаимодействовали с мирянами, неся евангельскую весть в народ. Особенное значение имела францисканская проповедь, проникавшая во все слои населения и своим нравственно-практическим направлением отличавшаяся от более учёной проповеди доминиканцев.
Устав ордена также предписывал строгое послушание папе римскому, что впоследствии сделало францисканцев верными проводниками папской политики в различных странах Европы. Этот принцип обеспечил ордену поддержку со стороны высшей церковной иерархии и способствовал его распространению и укреплению позиций в католическом мире. Как отмечают исторические источники, францисканцы «сделались верными слугами римской курии».
Внешне францисканцы отличались характерным орденским одеянием: они носили тёмно-коричневую шерстяную рясу, подпоясанную верёвкой с особыми «францисканскими» узлами, к которой привязывались чётки. Дополняли облачение круглый короткий клобук и сандалии, которые монахи часто носили на босу ногу, за что в некоторых странах, например в Германии, их называли «босоногими». В Англии францисканцев называли «серыми братьями» по цвету их облачения, во Франции — «кордельерами» (от французского «corde» — верёвка), а в Италии просто «братьями».
Духовность францисканцев характеризуется особым отношением к природе как творению Божьему, чему способствовало глубокое почитание всех живых существ, свойственное самому святому Франциску. Не случайно он считается покровителем экологов, причём даже нерелигиозных. Радость как выражение любви к Богу и Его творению также является характерной чертой францисканской духовности, отражённой в девизе ордена «Мир и добро».
Организация и ветви
Францисканский орден со временем разделился на несколько ветвей, каждая из которых по-своему интерпретировала наследие святого Франциска Ассизского. В настоящее время существуют три основные ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена. Орден меньших братьев (Ordo Fratrum Minorum, O.F.M.) представляет собой основную линию францисканцев, стремящихся сохранить баланс между изначальными идеалами абсолютной бедности и практическими требованиями существования крупной монашеской организации в наше время.
Орден меньших братьев конвентуальных (Ordo Fratrum Minorum Conventualium, O.F.M.Conv.) образовался в результате смягчения некоторых аспектов первоначального устава, особенно касающихся абсолютной бедности. Конвентуалы допускают владение общей собственностью на уровне монастыря, что позволяет им содержать крупные монастырские комплексы и образовательные учреждения.
Для этой ветви характерна более активная интеллектуальная деятельность и акцент на общинной жизни. Как отмечает представитель конвентуальной ветви отец Николай Дубинин: “Характерной чертой нашей, конвентуальной ветви францисканского ордена является именно жизнь в общине”.
Третья ветвь — Орден меньших братьев капуцинов (Ordo Fratrum Minorum Capucinorum, O.F.M.Cap.) — возникла значительно позже, в 1525 году, когда Матвей Басси основал реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Капуцины стремились к возвращению к изначальной строгости францисканского устава и простоте жизни, которую практиковал сам святой Франциск. Эта ветвь была признана самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 году и получила своё название от характерного остроконечного капюшона (капуччо), который носили её члены.
Официальное разделение францисканского ордена на обсервантов (строго соблюдающих правила) и конвентуалов (придерживающихся более мягкой интерпретации устава) произошло в 1517 году, когда папа Лев X признал существование двух независимых групп внутри ордена. Это разделение отражало долгую внутреннюю борьбу между сторонниками строгого соблюдения принципа абсолютной бедности и теми, кто выступал за более практичный подход, учитывающий реалии жизни разросшегося ордена.
Кроме мужских ветвей, францисканская семья включает также Второй орден — женский, известный как орден Святой Клары или кларисс, основанный святой Кларой Ассизской, последовательницей святого Франциска. Существует также Третий орден — для мирян, желающих жить по францисканским принципам, оставаясь в миру. В настоящее время францисканская духовная семья, объединяющая монахов, монахинь и мирян, является одним из самых многочисленных объединений внутри Католической Церкви, насчитывая более миллиона последователей по всему миру.
Деятельность и влияние
Францисканцы на протяжении столетий оказывали значительное влияние на различные аспекты религиозной, политической и культурной жизни Европы и других континентов. Их деятельность охватывала широкий спектр направлений, соответствующих идеалам, заложенным святым Франциском Ассизским. Проповедническая деятельность традиционно оставалась одним из главных служений ордена. Францисканские проповедники отличались доступностью изложения и обращением к простым верующим, что способствовало популярности ордена среди широких слоёв населения.
В области религиозной францисканцы, вместе с доминиканцами, получили в своё распоряжение инквизицию над еретиками, став инструментом борьбы католической церкви с различными еретическими движениями. Им была поручена инквизиция в Венесене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии. Эта сторона деятельности ордена отражала его тесную связь с папским престолом и роль защитника ортодоксального католицизма.
В политической сфере францисканцы нередко выступали как поборники папских интересов, участвуя в борьбе с противниками римских пап. Показательным примером служит их активное участие в преследовании императора Фридриха II, а также содействие приведению португальских королей к покорности римскому престолу во второй половине XIII века. Как духовники государей XIII — XVI веков, францисканцы пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены с этих позиций иезуитами.
Значительную роль сыграли францисканцы в развитии образования и науки. В 1256 году папство предоставило им право преподавать в университетах, что способствовало формированию собственной францисканской школы богословского образования. Орден породил целую плеяду выдающихся мыслителей Средневековья и Ренессанса, внёсших существенный вклад в развитие философии и богословия.
Миссионерская деятельность францисканцев широко распространилась за пределы Европы, особенно в период Нового времени. Они активно работали в испанских владениях в Новом Свете, принимая участие в христианизации коренного населения Америки. Францисканские миссионеры проникали также в страны Востока, например, Одорик из Порденоне обосновался в Тибете, а затем миссию в Китае продолжил Иоанн из Мариньоль. Францисканцы проповедовали в Боснии, Сербии, Болгарии, Литве, получили разрешение от халифа и основали монастырь при Гробе Господнем в Иерусалиме.
Сегодня францисканцы продолжают контролировать ряд университетов и колледжей, имеют свои издательства, ведут активную благотворительную и миротворческую деятельность, а также участвуют в движении за охрану окружающей среды, развивая экологическое направление, вдохновлённое отношением святого Франциска к природе как творению Божьему.
Историческое развитие
Историческое развитие францисканского ордена отмечено периодами расцвета, кризисов и возрождения, отражающими сложную динамику религиозной и общественной жизни Европы. После смерти Франциска Ассизского в 1226 году руководство орденом перешло к его ближайшим сподвижникам. В 1232 году генералом ордена стал Илия Кортонский, ученик и сотрудник Франциска, близость которого к основателю обеспечивала ему значительный авторитет среди братьев. Однако уже тогда начались внутренние разногласия по поводу интерпретации идеала бедности и организации быстро растущего ордена.
Тринадцатый и четырнадцатый века стали периодом активной экспансии ордена по всей Европе и за её пределы. Францисканцы проникли во все уголки христианского мира, основывая монастыри и становясь значимой силой в церковной и общественной жизни. Особенно активно орден развивался в Италии, Испании, Франции и германских землях. Этот период также характеризуется активным участием францисканцев в борьбе с ересями и распространением влияния папского престола.
Эпоха Возрождения стала временем испытаний для францисканского ордена. Как отмечают источники, это было “время возрождения искусств и изящной словесности, но прежде всего — временем возрождения языческого понимания жизни”. В условиях религиозного индифферентизма и декаданса нравов орден столкнулся с вызовами, требовавшими переосмысления своей роли и методов деятельности.
Ещё более серьёзным испытанием стала эпоха Реформации, расколовшая единую христианскую Европу. Францисканцы, как верные сторонники папства, оказались в центре религиозных конфликтов, нередко становясь объектами критики и преследований со стороны протестантов. Сам Эразм Роттердамский, выдающийся гуманист эпохи Возрождения, выступал с критикой францисканцев, что свидетельствует о неоднозначном восприятии ордена даже среди католических интеллектуалов.
В XVIII веке, на пике своего развития, орден насчитывал 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов, что делало его одной из крупнейших монашеских организаций в католическом мире. Однако уже во время Великой французской революции и последовавших за ней буржуазных революций XIX века францисканский орден, как и многие другие религиозные организации, подвергся гонениям и был ликвидирован во многих европейских государствах, что привело к значительному сокращению его присутствия и влияния.
Восстановление ордена началось к концу XIX века, сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах. Двадцатый век принёс новые испытания, связанные с мировыми войнами, распространением коммунистических режимов и секуляризацией общества, но также стал временем обновления и адаптации к современным условиям. К 2016 году общее число францисканцев всех трёх ветвей составляло около 28 тысяч человек, что показывает значительное восстановление ордена, хотя и не до уровня его расцвета в XVIII веке.
Францисканцы в России и Восточной Европе
История францисканцев в России начинается значительно раньше, чем можно было бы предположить. Первые францисканцы появились на территории современной России ещё в XIII веке, когда посланник Папы францисканец Джованни Плано Карпини приехал с дипломатической миссией в Золотую Орду. Этот выдающийся итальянский монах, один из друзей и первых сподвижников святого Франциска, сыграл важную роль в распространении францисканства в Центральной, Северной и Восточной Европе. Ему удалось основать несколько францисканских обителей на территории современной Астраханской области.
Распространение францисканского ордена в Восточной Европе происходило двумя путями: через Германию и через Польшу. Джованни Плано Карпини, который “привил корни Ордена на территориях от долины Роны до Саксонии”, распространил его далее “в Чехии, Венгрии, Польше, Норвегии, Дании и Швеции, пересекая Европу от Лотарингии до Силезии, от Альп до Северного моря”.
Методика распространения ордена была проста и эффективна: прибыв в какой-нибудь город вместе с ещё одним братом, миссионер начинал проповедовать и подготавливал условия для обустройства обители, а затем, когда появлялась возможность обосноваться в городе, туда прибывала группа братьев, а «первопроходцы» отправлялись дальше.
Во второй половине XVIII века, в связи с ростом территорий Российской империи, в России существовал целый ряд францисканских монастырей. Францисканцы в этот период внесли вклад не только в религиозную, но и в культурную жизнь России. Показательным примером может служить деятельность Франциска Санти, который стоял у истоков российского герботворчества, работая в должности заместителя герольдмейстера. Он упорядочил государственную символику, описав, согласно геральдическим канонам, российский государственный герб, а также работал над дворянской и городской геральдикой Российского государства.
В советское время деятельность францисканцев, как и других религиозных организаций, была практически невозможна из-за антирелигиозной политики государства. Возвращение ордена в Россию относится к 1993 году и связано с именем отца Григория Цёроха, который стал «душой возрождения ордена в России». С этого момента начинается новый этап истории францисканцев на российской земле.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Лондонский специалист по истории искусств раскрыл секреты живописи Караваджо
- Курт Веннер: история одного виртуоза
- Акмеизм, футуризм и символизм
- Ночь в музее в стиле «Конкур» в галерее «На Каширке»
- Экскурсионный тур по экспозиции современной скульптуры в Киеве
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?