Ушёл из жизни классик московского концептуализма Эрик Булатов читать ~14 мин.
9 ноября 2025 года в парижской больнице умер выдающийся советский и российский художник Эрик Владимирович Булатов. Ему было 92 года. Причиной смерти стала эмфизема лёгких, от которой мастер страдал последний год жизни. Прощание с художником состоялось в Париже 14 ября, после чего прах планировалось доставить в Москву для захоронения.
Масштаб утраты
Смерть Булатова стала значительной потерей для мирового искусства. Художник являлся почётным членом Российской академии художеств с 2008 года и членом-корреспондентом Саксонской академии искусств с 1997 года. До последних дней жизни он оставался самым дорогим из ныне живущих российских художников. Рекорд был установлен в 2008 году, когда его работа «Слава КПСС» 1975 года была продана на аукционе Phillips в Лондоне за 2,1 миллиона долларов. Это полотно размером 2 на 2 метра – красный лозунг на фоне облаков, создавая мощный визуальный образ советской эпохи.

Свердловские корни
Эрик Владимирович Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске, который сегодня носит историческое название Екатеринбург. Родители с ранних лет поддерживали художественные устремления сына. Отец был убеждён, что Эрик станет художником, и эта вера оправдалась полностью. Уже в детстве мальчик демонстрировал интерес к изобразительному искусству, который определил весь его дальнейший путь.
В 1952 году Булатов поступил на живописный факультет Московского государственного художественного института имени Сурикова, где обучался до 1958 года. Годы учёбы совпали с хрущёвской оттепелью, когда в советском обществе появились первые признаки культурного послабления. Однако молодой художник с самого начала находился в постоянном поиске собственного творческого языка, не удовлетворяясь канонами соцреализма.
Двойная жизнь иллюстратора
С 1959 года Булатов начал работать иллюстратором детских книг. Это занятие стало не просто источником заработка, но и своеобразным убежищем для многих талантливых художников-авангардистов, которые не могли свободно реализовать свои идеи в официальном советском искусстве. Вместе с коллегой Олегом Васильевым Булатов создал легендарный творческий дуэт, работавший в издательстве «Малыш».
Сотрудничество продолжалось три десятилетия и принесло более ста проиллюстрированных книг. Художники создали уникального «третьего художника» — манеру письма, которая не была похожа ни на творческий почерк Булатова, ни на стиль Васильева. Булатов отвечал преимущественно за рисунок, Васильев — за цвет. Среди их работ — иллюстрации к сказкам Шарля Перро, братьев Гримм, Ханса Кристиана Андерсена, Сельмы Лагерлёф, произведениям Виталия Бианки и Валентина Катаева.
Булатов особо выделял иллюстрации к «Золушке» Перро, «Диким лебедям» Андерсена и «Бабушке Вьюге» братьев Гримм. Работа осенью и зимой приносила стабильный доход, а весной и летом художники расходились по своим мастерским, где каждый был абсолютно свободен заниматься собственным творчеством. Эта двойная жизнь оказалась не тяготой, а интересным опытом, позволявшим сохранять творческую независимость в условиях тоталитарного режима.
Рождение нового художественного языка
В начале 1970-х годов Булатов создаёт первые картины-конструкции, картины-проекты, которые сталкивают иллюзорное пространство классического пейзажа с плакатными и текстовыми вставками. Это был прорыв. Художник начал сопоставлять образы идеологизированного пространства советской реальности и лирические ландшафты, слова и изображения в рамках одной композиции. Так родились знаменитые работы «Опасно», «Иду», «Добро пожаловать», «Горизонт», «Улица Красикова», «Вход — входа нет».
Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства ещё в начале своего творческого пути. Согласно этой концепции, картина состоит из двух взаимоисключающих частей: реальной плоскости, «картинной плоскости», на которой чаще всего размещено слово, и иллюзорного пространства за этой плоскостью. Взаимодействие этих элементов создаёт философское высказывание о природе свободы и границах.
Художник сознательно дистанцировался от поп-арта и соц-арта. Он объяснял: “Они старались доказать, что социальная реальность — это единственное, что у нас есть. А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода — всегда за этой границей”. Это принципиальное отличие определило философскую глубину его работ.
Московский концептуализм и соц-арт
Булатова часто причисляют к основателям соц-арта — советского варианта поп-арта, основанного на субверсивном использовании визуальных кодов режима. Термин «соц-арт» был придуман Виталием Комаром и Александром Меламидом как аналогия с западным поп-артом. Если поп-арт инкорпорировал китчевые элементы западной массовой культуры, то соц-арт капитализировал образы социалистической массовой культуры.
Однако сам Булатов отрицал эту принадлежность. Все «настоящие концептуалисты» не любили соц-артистов за их насмешливость и не хотели смешиваться с ними. В основе соц-арта лежала та же концептуалистская деконструкция притязаний властей, но власть понималась более конкретно и узко — как советский режим.
Критики и историки искусства всё же причислили Булатова к важнейшим фигурам московского концептуализма — художественного течения, возникшего в начале 1970-х годов. Московские концептуалисты стремились создать художественную практику, где произведение и художник могли бы быть автономными. Они хотели развивать эстетику и идеи, не связанные с правительством и советской психологией.
Жизнь в подполье
С 1957 года Булатов начал участвовать в московских выставках, но настоящее признание пришло гораздо позже. В советское время художник не мог публично демонстрировать свои концептуальные работы в рамках ограничительной системы советского искусства. “Настоящее творчество и официальное искусство стали непримиримыми, — говорил он позже. — В России идеология была врагом искусства”.
Художник жил на доходы от иллюстрирования детских книг, продолжая писать втайне. В 1957 году на Фестивале молодёжи в Москве Булатов познакомился с поп-артом, что оказало длительное влияние на его работу. Эта встреча с западным искусством стала катализатором формирования собственного уникального стиля.
Первый коллекционер
Первым человеком, купившим работу Булатова, стала Дина Верни — знаменитая парижская галеристка, муза скульптора Аристида Майоля. В 1969 году она приехала в Москву и приобрела «Автопортрет» 1968 года. Сделка была символической — Верни заплатила фотоаппаратом, который был нужен художнику для работы. “Я был абсолютно счастлив, — вспоминал Булатов. — Но я бы и бесплатно отдал. Такая честь была — Париж!”.
Верни организовала выставку в Париже, где работа Булатова была замечена и даже появилась на афише. Это стало первым шагом к международному признанию. Париж в сознании советских художников был окружён особым ореолом — всё современное искусство ассоциировалось с французским искусством.
Перестройка и прорыв
В 1988 году после серии крупных персональных выставок в Европе Булатов впервые принял участие в Венецианской биеннале в советском павильоне. Это участие стало поворотной точкой, ознаменовавшей начало международного признания. К художнику пришла мировая слава. Он был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года.
Многие работы мастера были приобретены европейскими музеями и частными коллекциями. Сегодня его произведения хранятся в Музее изящных искусств в Базеле, Центре Жоржа Помпиду в Париже, Музее Людвига в Кёльне и других престижных собраниях. Булатов стал одним из наиболее значительных живущих российских художников с работами в самых известных коллекциях мира.
Эмиграция и парижский период
В 1989 году, после краха Советского Союза, Булатов уехал в Нью-Йорк. Затем он жил в Швейцарии и Испании, прежде чем окончательно обосноваться в Париже в 1991-1992 годах. Эмиграция не означала разрыва с Россией. Художник охотно осуществлял проекты на родине, сохраняя связь с российским художественным сообществом.
Несмотря на жизнь за границей, творчество Булатова оставалось глубоко укоренённым в русской культурной традиции. Его работы продолжали исследовать темы свободы, пространства и границ, которые он начал разрабатывать ещё в советское время. Художник создавал новые произведения, развивая собственную философскую концепцию картины.
Поздние проекты и юбилей
В последние годы жизни Булатов продолжал активную творческую деятельность. В 2020 году он создал крупный мурал в России. В 2023 году, когда художнику исполнилось 90 лет, в Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к этой дате. Примечательно, что ни Третьяковская галерея, ни Русский музей не организовали юбилейную выставку.
Выставку в Пакгаузе на нижегородской Стрелке сделали возможной десять коллекционеров современного искусства, объединивших свои усилия. Экспозиция включала около двадцати значительных произведений из музейных и частных собраний, представляя разные этапы творческого пути от первых экспериментов с пространством 1960-х годов до работ парижского периода. Куратором выставки стала Марина Лошак.
Основу экспозиции составили произведения из более чем десяти российских частных коллекций, которые редко демонстрируются широкому кругу зрителей. Организаторы не ставили задачу сделать ретроспективу, а стремились выявить стержневые темы творчества художника, используя живописные и графические произведения разных лет. В Музее Выксунского металлургического завода отдельно показали новую картину Булатова «Между светом и пламенем», написанную в 2022 году.
Философия картины
Визитной карточкой Булатова стало противопоставление плакатного постсоветского текста фигуративной иллюстрации. Его картины, отмеченные строгой эстетикой, соединяют лозунги и тщательно выстроенные ландшафты. Художник субвертировал устоявшиеся выражения пропаганды — «Входа нет», «Слава КПСС» — интегрируя их в композиции, где слова парят над мирными небесами или блокируют доступ к пространству.
Работы Булатова подчёркивали абсурдность и искусственность советской пропаганды, контрастирующую с человеческой жизнью. Его живопись разворачивала тонкую критику советской власти, трансформируя государственные предписания в художественные вопросы о свободе, пространстве и индивидууме. Это было не прямое политическое высказывание, а философское размышление о природе власти и границах свободы.
В картине «Красный горизонт», созданной в начале 1970-х годов, вместо линии горизонта появляется орденская лента или красная ковровая дорожка — советские символы успеха. Именно такое сопоставление образов, заимствованных из идеологизированного пространства советской реальности, и лирических ландшафтов, слова и изображения, позволило критикам причислить Булатова к основателям соц-арта и важнейшим фигурам московского концептуализма.
Актуальность и наследие
Работы Булатова сохранили актуальность спустя десятилетия после создания. Его концепция картины, разработанная более полувека назад, оказалась актуальной для нынешнего времени. “Его полотна остаются своевременными, поскольку время и пространство, кажется, вновь застыли в бронзе”, — отметила газета «Независимая газета» после смерти художника.
Московский комсомолец назвал его “эмблематическим художником, чьи работы говорят напрямую со зрителем”, а Коммерсант подчеркнул, что самым первым покровителем Булатова была Дина Верни, муза Майоля и будущая влиятельная владелица галереи. Признание значимости его творчества пришло из разных источников, что свидетельствует о многогранности его наследия.
Метод и техника
Булатов работал на стыке живописи и плаката, создавая образы, которые стали символами эпохи. Его картины знамениты философским подходом, в котором он объединял текст и изображение, создавая философские образы на стыке живописи, языка и пространства. Художник обладал способностью превращать простые слова в мощные визуальные высказывания.
Тщательно выстроенные композиции демонстрировали мастерство в обращении с пространством. Булатов был реформатором картины во второй половине ХХ века, одной из ключевых фигур современного российского искусства. Его влияние на развитие отечественного концептуализма трудно переоценить. Художник открыл новые возможности для диалога между словом и образом.
Отказ от ярлыков
Несмотря на попытки критиков определить его творчество через призму соц-арта, Булатов избегал ярлыков. Его творческое кредо заключалось в стремлении к внутренней свободе, выходящей за пределы социального пространства. Художник создавал не критику режима как таковую, а философское исследование границ свободы.
Эта позиция отличала его от многих современников, которые делали акцент на пародии и насмешке над советской системой. Булатов искал более глубокие смыслы, обращаясь к вечным вопросам существования, пространства и свободы. Его работы приглашали зрителя к размышлению, а не к прямому политическому протесту.
Признание при жизни
Художник дожил до признания своего вклада в мировое искусство. Статус самого дорогого ныне живущего российского художника сохранялся с 2008 года до последних дней его жизни. Рейтинг The Art Newspaper Russia помещал Булатова на вершину списка по общей стоимости проданных работ живущих российских художников.
Это признание отражало не только коммерческую ценность его работ, но и их художественную значимость. Произведения Булатова стали объектами желания крупнейших коллекционеров и музеев мира. Каждая его картина представляла собой уникальное философское высказывание, которое невозможно повторить или заменить.
Последние годы
В последний год жизни художник страдал от эмфиземы лёгких. Согласно сообщению подруги семьи, последние три года Булатов провёл в парижской больнице. Несмотря на болезнь, его творческое наследие продолжало вызывать интерес и восхищение. Выставки его работ проходили в России, а коллекционеры продолжали хранить и ценить его произведения.
Прощание с художником состоялось в Париже 14 ноября 2025 года. После церемонии прах планировалось доставить в Москву для захоронения — город, который оставался его духовной родиной, несмотря на десятилетия жизни за границей. Точное время и место похорон в Москве были объявлены позже.
Вклад в искусство книги
Отдельного внимания заслуживает вклад Булатова в искусство детской книжной иллюстрации. Книги, оформленные дуэтом Булатова и Васильева, переиздаются до сих пор, причём на обложках делается акцент на том, что иллюстрации выполнены именно этими художниками. Это признание ценности их совместной работы, которая выходила далеко за рамки простого оформления.
Художники выработали своеобразную стратегию — «пародию на правильную советскую детскую книгу» с её нормативностью и каноничностью. Для этого они анализировали книги, сделанные не выдающимися, а «средними» иллюстраторами, подражали им, стремились к некоему стереотипу. Работа над иллюстрациями к сказкам народов мира требовала внимательного изучения изобразительного материала, традиционных орнаментов других культур.
С этих пор нарядная декоративность в традициях «Мира искусства» стала неизменной частью их почерка. Иллюстрации к «Диким лебедям» Андерсена, «Бабушке Вьюге» братьев Гримм, «Путешествию Нильса» Лагерлёф остаются образцами книжной графики. Булатов и Васильев с большим вниманием подходили к детализации: украшали колонцифры, разрабатывали необычные шрифты, прорисовывали изящный орнамент.
Международный масштаб
Булатов был признан международным художественным сообществом как одна из свободных фигур русского концептуализма и пионер соц-арта. Смерть этого неклассифицируемого художника стала заметным событием в истории современного искусства. Его поразительное слияние образа и языка оставило неизгладимый след.
Крупный живописец советского авангарда и предшественник соц-арта прожил долгую и насыщенную творческую жизнь. Художник, родившийся в 1933 году в Свердловске, сначала зарекомендовал себя как иллюстратор детских книг — это было дискретное художественное убежище в СССР 1950-х годов, который не предлагал места для творческой свободы вне канонов соцреализма.
Создатель уникального языка
С Эриком Булатовым ушёл создатель уникального живописного языка, заставлявшего слова и живопись вести диалог. Он был звездой московского концептуализма, художественного течения, родившегося в начале 1970-х годов в противовес соцреализму. После эмиграции в конце 1980-х годов во время перестройки, прожив в США, Швейцарии и Испании, он осел в 1991 году в Париже, где и скончался.
Булатов оставил после себя богатое наследие, включающее десятки знаковых произведений, которые продолжают влиять на современное искусство. Его философия картины, его метод работы с пространством и текстом открыли новые горизонты для художников следующих поколений. Творчество Булатова доказало, что искусство способно сохранять свободу даже в самых ограничительных условиях.
Память о мастере
Смерть Эрика Булатова завершила эпоху в российском и мировом искусстве. Художник, переживший советский период, эмиграцию, международное признание и преклонный возраст, оставил неизгладимый след в истории концептуального искусства. Его работы будут продолжать говорить со зрителями, задавая вечные вопросы о природе свободы, границах пространства и возможностях визуального языка.
Российская академия художеств подтвердила уход мастера, отметив его статус как почётного члена. Художественное сообщество России и мира потеряло одного из последних живых классиков, чьё творчество определило лицо российского искусства второй половины ХХ века. Булатов прожил 92 года, большую часть из которых посвятил искусству, создавая произведения, которые переживут своего создателя на многие десятилетия.
Его уход символизирует конец целой эры неофициального советского искусства, когда художники искали и находили пути свободного творчества вопреки системе. Булатов был одним из тех, кто доказал: настоящее искусство всегда найдёт способ существовать и влиять на людей, независимо от внешних обстоятельств.
- «Лениздатом» выпущен трёхтомник произведений Иосифа Бродского, часть которых публикуется в России впервые
- В рамках 10-го Зимнего суриковского фестиваля в Красноярске открылась выставка «Картина с сильным характером»
- В «Манеже» открылась выставка Художника Эрика Булатова - «Живу - Вижу».
- Спектакль «Новогоднее путешествие Нильса»
- Выставку книжной графики «Сказочники», отрывшуюся в ГМИИ им. Пушкина посвятили Году литературы
- Дороги любви. 6+
- Поп-арт, «новые реализмы» и стратегии апроприации действительности
- Ностальгия. Среди шума и суеты
Комментирование недоступно Почему?