Образы литературы в сознании школьников читать ~3 мин.
Какие же образы русской классики сложились в сознании подростков? Чтобы выяснить это, подросткам было предложено описать её двумя-четырьмя прилагательными. То же самое они должны были сделать по отношению к современной отечественной и зарубежной литературе. Все эти эпитеты были разделены на три большие группы – положительные, нейтральные и негативные. Наибольшее число определений касалось, конечно, русской классики – 1500, на втором месте современная зарубежная литература – 900, на последнем месте отечественная – 700. Фактически это означает ценность того или иного рода литературы, уровень внимания к ней.
А вот как распределились положительные ответы: их доля среди всех ответов о классике составила 64%, зарубежная современная литература – 85%, российская – 40%. И наоборот, доля негативных характеристик минимальна у зарубежной литературы – 8% против 21% у русской классики и 45% у современной отечественной литературы. Как видно, современная зарубежная литература, ценность которой не поддерживают никакие социальные институты, воспринимается сугубо положительно.
Какие же именно позитивные коннотации вызывает литература? Наибольшее число позитивных эпитетов применительно к русской классики касается её эстетических характеристик – красочная, красивая, изящная. Эти ответы лидируют у школьников, как женского так и мужского пола. И это при том, что никто из этих подростков, отвечая на вопрос о своем любимом произведении русской классики, описывая, что привлекло в этом произведении, не обратил внимания на интересный сюжет, яркие образы, мощное эмоциональное воздействие. То ли они это не дифференцируют, то есть у них это сливается в единый фон, то ли они не умеют это описать, не владеют языком для таких описаний. На втором месте у представительниц прекрасной половины обучающая, познавательная, поучающая функция классики; на третьем месте то, что она высокая, нравственная, душевная, то есть этическая функция. У юношей вторую и третью ступень занимают масштаб русской классики – высокая, широкая, глубокая, огромная.
Все эти представления безусловно, внушены школой. А не нравится в русской классике то, что касается не ценностей, а практик взаимодействия с ней. Она скучная, неинтересная, непонятная, устаревшая, депрессивная. Здесь наблюдается конфликт между ценностями и практиками, который и приводит к тому, что принимая, школьники классику не читают, а знакомятся с ней по фильмам и пересказам.
Современная российская классика старшеклассникам практически незнакома, поэтому чаще всего, когда говорят о достоинствах, характеризуют её как актуальную, современную, а также как познавательную. Юноши любят отечественные фэнтези – используют также эпитет «увлекательная». Гораздо больше эпитетов она удостаивается, когда о ней пишут негативно, хотя и здесь в большинстве случаев эти образы не базируются на знании, на читательских практиках. Ее называют скучной, неинтересной, тяжелой, непонятной, неизвестной, а девушки также называют её мрачной, агрессивной и лживой. При этом очевидно, что в массовом сознании сложилось два образа современной отечественной литературы – она или чисто коммерческая, или что-то непонятное.
И наконец, современная зарубежная литература. Вот здесь старшеклассники не скупятся на эпитеты, особенно юноши, которые увлечены переводным фэнтези. Чаще всего эту литературу характеризуют как увлекательную, захватывающую, многие добавляют эпитеты как затягивающая и завораживающая. У девушек на втором ступени: познавательная, поучительная, а на третьей – красивая, красочная, яркая. У юношей вслед за увлекательностью идет её популярность, актуальность и современность. Негативных характеристик так мало, что невозможно их как-то классифицировать, это единичные, а потому не характерные упоминания.
Комментирование недоступно Почему?