«Трубочист» Уильяма Блейка читать ~4 мин.
Стихотворение Уильяма Блейка «Трубочист» было впервые опубликовано в его поэтическом сборнике «Песни невинности» (1789), а затем переиздано в расширенном «Песни невинности и опыта» (1794). В последний сборник вошло ещё одно стихотворение с таким же названием, которое дополняет первое стихотворение и проясняет замысел Блейка. Все стихи в сборнике короткие и обманчиво простые по форме, заимствованные и построенные на традициях детской поэзии XVIII века, призванной преподать им нравственные уроки. Однако Блейк разоблачает такое морализаторство как лицемерное и деспотичное.
На первый взгляд может показаться, что «Трубочист» пропагандирует невинную веру и послушание, но на самом деле это лукавая критика эксплуатации детей и использования христианских учений для подавления любого протеста или восстания против такой эксплуатации.
Стихи в этом сборнике принадлежат к раннему и самому известному творчеству Блейка. В них содержится тонкая социальная критика, а также пропаганда воображения и бесхитростной радости как необходимых, но пренебрегаемых ценностей в чрезмерно рациональном мире эпохи Просвещения. Этот акцент на воображении – лишь одна из художественных особенностей, которые объединяют Блейка с великими поэтами-романтиками следующего поколения: Уильямом Вордсвортом, Сэмюэлем Тейлором Колриджем, лордом Байроном, Перси Байшем Шелли и Джоном Китсом.
Глубоко погруженный в духовную и философскую мысль XVIII века, но в то же время предвосхитивший новые веяния, Блейк является переходной фигурой, часто классифицируемой как поэт предромантического периода. Тем не менее, он также является поэтическим голосом высокой оригинальности и занимает уникальное место в традиции английской поэзии.
Биография поэта
Уильям Блейк родился в семье лондонского торговца в 1757 году. В детстве он не получил формального образования, кроме как в школе рисования, но много и жадно читал. Позже он учился в Королевской академии искусств и стал подмастерьем гравёра в возрасте 14 лет. Он женился, но детей у него не было, и зарабатывал на жизнь преподаванием рисования, иллюстрированием книг и гравированием рисунков других художников.
Блейк разработал собственную технику рельефной гравюры, которую он назвал «иллюминированной печатью» и использовал для иллюстрирования собственных книг. В поэзии Блейка и его изобразительном искусстве присутствуют экспериментальные и новаторские элементы. Знаменитое высказывание в одной из его поздних книг воплощает его нонконформизм и индивидуализм: «Я должен создать систему (свою собственную) или быть порабощённым чужой».
Блейк с подозрением и критикой относился ко всем формам авторитаризма. Он был глубоко религиозен, но считал, что современные религиозные институты затушёвывают и предают радикализм учения Христа. Хотя он крестился и женился под эгидой официальной церкви Англии, он был тесно связан с религиозными диссентерами, участие которых в общественной жизни было ограничено до 1828 года. Его политические взгляды были столь же неортодоксальными. Он с энтузиазмом воспринял Французскую революцию 1789 года, но после того, как она привела к ненужному насилию, Блейк (как и многие другие поэты-романтики) больше сосредоточился на силе индивидуального духовного преображения, чем на социальных преобразованиях, достигнутых политическими средствами.
Опасаясь распространения революционного пыла из Франции, британское правительство принимало все более драконовские меры, чтобы помешать политическому инакомыслию, включая запрет на публичные собрания, приостановление действия законов, защищающих свободу личности, и слежку за своими критиками. На Блейка глубоко повлиял случай, произошедший в 1803 году, когда он столкнулся с солдатом, вторгшимся на землю Блейка. После стычки солдат обвинил Блейка в том, что тот произносит подстрекательские заявления о короле и стране. Блейк был оправдан на суде, но этот опыт углубил его недоверие к социальным институтам и подтолкнул его к дальнейшему погружению в частный мир своего воображения и художественного творчества.
В дальнейшем творчество и поэзия Блейка становились все более аллюзивными и туманными, скрывая его радикальные религиозные, моральные и политические взгляды сложным и идиосинкразическим символизмом. В произведениях этого периода, так называемых «пророческих книгах», включая «Четыре Зоа», «Мильтон» и «Иерусалим», над которыми он работал с 1800 по 1820 год, Блейк разработал свою собственную мифологию, придумав аллегорических персонажей, воплощающих аспекты человечества (особенно противоборствующие силы разума и воображения). Эти тексты трудно читать без комментариев специалиста.
В последние годы жизни Блейк полностью посвятил себя изобразительному искусству. На момент смерти в 1828 году он был мало известен как художник и ещё меньше как поэт; некоторые считали его своего рода безумным гением, которому являлись видения ангелов и который был глубоко погружён в своё искусство. В последующие десятилетия его репутация неуклонно росла. Сегодня он признан одним из главных поэтов того периода. Блейк был особенно популярен среди других нонконформистов, таких как американские поэты-битники, и сегодня он заслуженно считается одним из великих индивидуалистов в британской поэзии.
Комментирование недоступно Почему?