Краткая история английской литературы читать ~48 мин.
Древнеанглийский язык или англосаксонский является самой ранней формой английского языка. Этот период является длительным, и принято считать, что на древнеанглийском языке говорили примерно с 600 г. н.э. до 1100 года. Многие поэмы этого периода являются языческими, в частности, «Уидсит» и «Беовульф».
ГЛАВА 1 ДРЕВНЕАНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Величайшая английская поэма, «Беовульф» – первый английский эпос. Автор «Беовульфа» неизвестен. Это история храброго юноши Беовульфа в 3182 строках. В этой эпической поэме Беовульф отправляется в Данию с отрядом воинов, чтобы спасти короля Дании Хротгара. Беовульф спасает датского короля Хротгара от ужасного чудовища по имени Грендель. Мать Гренделя, жаждавшая отомстить за смерть своего сына, также была убита Беовульфом. Беовульф был вознаграждён и стал королём. После благополучного правления, длившегося около сорока лет, Беовульф убивает дракона, но в схватке сам получает смертельную рану и умирает. Поэма завершается погребальными церемониями в честь погибшего героя. Хотя поэма «Беовульф» мало интересна современному читателю, она очень важна для древнеанглийского периода, поскольку даёт интересное представление о жизни и обычаях старых времён.
Сложность чтения древнеанглийской литературы заключается в том, что язык очень отличается от современного. В староанглийских стихах не было рифмы. Вместо этого они использовали аллитерацию.
Помимо «Беовульфа», существует множество других древнеанглийских поэм. Widsith, Genesis A, Genesis B, Exodus, The Wanderer, The Seafarer, Wife’s Lament, Husband’s Message, Christ and Satan, Daniel, Andreas, Guthlac, The Dream of the Rood, The Battle of Maldon и т.д. – вот некоторые из примеров.
Двумя важными фигурами в древнеанглийской поэзии являются Синевульф и Каэдмон. Синевульф писал религиозные поэмы, и ему всегда приписывают четыре поэмы: «Юлиана», «Судьбы апостолов», «Христос и Элен». Кедмон известен своим «Гимном».
Альфред обогатил древнеанглийскую прозу своими переводами, особенно «Экклезиастической истории» Беды. Аэлфрик – ещё один важный прозаик древнеанглийского периода. Он известен своей «Грамматикой», «Гомилиями» и «Житиями святых». Проза Аэлфрика естественна и легка и очень часто аллитеративна.
ГЛАВА 2 Среднеанглийская литература
Поэт Джеффри Чосер родился около 1340 года в Лондоне, Англия. В 1357 году он стал государственным служащим при графине Елизавете Ольстерской и продолжал работать в этом качестве при британском дворе на протяжении всей своей жизни. «Кентерберийские рассказы» стали его самым известным и самым признанным произведением. Он умер в 1400 году и был первым похоронен в Уголке поэта Вестминстерского аббатства.
Первым крупным произведением Чосера была «Книга герцогини», элегия в честь первой жены его покровителя Джона Гонта. Среди других произведений – «Парламент Фулеса», «Легенда о хороших женщинах» и «Троил и Крисейда». В 1387 году он начал свою самую известную работу, «Кентерберийские рассказы», в которой различные люди рассказывают истории, чтобы скоротать время во время паломничества в Кентербери.
Уильям Лэнгленд, (родился ок. 1330 – умер ок. 1400), предполагаемый автор одного из величайших образцов среднеанглийской аллитерационной поэзии, широко известного как «Пирс Пахарь», аллегорического произведения со сложным многообразием религиозных тем. Одно из главных достижений «Пирса Плаумена» заключается в том, что он переводит язык и концепции монастыря в символы и образы, которые могут быть понятны мирянину. В целом, язык поэмы прост и разговорён, но некоторые образы автора сильны и непосредственны.
ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ДРАМЫ
В Европе, как и в Греции, драма имела ярко выраженное религиозное происхождение. Первые персонажи были взяты из Нового Завета, а целью первых пьес было сделать церковную службу более впечатляющей или подчеркнуть моральные уроки, показав награду доброму и наказание злому. В последние дни Римской империи Церковь обнаружила, что на сцене идут страшные пьесы, которые развращают нравственность народа, и без того павшего слишком низко. Реформа казалась невозможной; развращённая драма была изгнана со сцены, а всякого рода пьесы были запрещены. Но человечество любит зрелища, и вскоре сама церковь предложила замену запрещённым пьесам в знаменитых «Мистериях и чудесах».
ПЬЕСЫ О ЧУДЕСАХ И МИСТЕРИЯХ
Во Франции чудо называли любую пьесу, представляющую жизнь святых, а мистерия – сцены из жизни Христа или истории из Ветхого Завета, связанные с приходом Мессии. В Англии это различие было почти неизвестно; название «чудо» использовалось без разбора для всех пьес, берущих своё начало в Библии или жизни святых; а название «мистерия», чтобы выделить определённый класс пьес, не использовалось до тех пор, пока религиозная драма не ушла в прошлое.
Самым ранним чудом, о котором сохранились какие-либо записи в Англии, является Ludus de Sancta Katharina, которое было поставлено в Данстейбле около 1110 года. Неизвестно, кто написал оригинальную пьесу о святой Екатерине, но наша первая версия была подготовлена Джеффри из Сент-Олбанса, французским школьным учителем из Данстейбла. Была ли пьеса поставлена на английском языке, неизвестно, но в самых ранних пьесах было принято, чтобы главные действующие лица говорили на латыни или французском, чтобы показать свою значимость, в то время как второстепенные и комические части одной и той же пьесы ставились на английском.
В течение четырёх столетий после этой первой записанной пьесы чудеса неуклонно росли в Англии по количеству и популярности. Сначала они давались очень просто и впечатляюще в церквях; затем, по мере увеличения числа актёров и оживления пьес, они переполнили церковные дворы; но когда веселье и шутки стали преобладать даже в самых священных представлениях, скандальные священники полностью запретили постановки на территории церкви. К 1300 году «Чудеса» вышли из рук церкви и были охотно приняты городскими гильдиями; а в последующие два столетия мы видим, что церковь проповедует против злоупотребления религиозной драмой, которую она сама ввела и которая сначала служила чисто религиозным целям. Но к этому времени «Чудеса» прочно завладели английским народом, и они продолжали пользоваться огромной популярностью, пока в шестнадцатом веке их не вытеснила елизаветинская драма.
Ранние английские пьесы о чудесах делились на два класса: первый, дававшийся на Рождество, включал все пьесы, связанные с рождением Христа; второй, на Пасху, включал пьесы, связанные с его смертью и триумфом. К началу XIV века все эти пьесы в разных местностях были объединены в единые циклы, начинающиеся с Сотворения мира и заканчивающиеся Страшным судом. Полный цикл представлялся каждую весну, начиная с дня Тела Христова; а поскольку представление такого количества пьес означало непрерывный праздник на открытом воздухе в течение недели или более, этого дня ждали как самого счастливого в году.
Вероятно, в каждом крупном городе Англии был свой цикл пьес для представления своими гильдиями, но почти все они были утеряны. На сегодняшний день существует только четыре цикла (за исключением самых фрагментарных), и они, хотя и представляют собой интересный комментарий к тому времени, мало что добавляют к нашей литературе. Четыре цикла – это Честерский и Йоркский, названные так по городам, в которых они были поставлены; Таунли или Уэйкфилдский, названный так по имени семьи Таунли, которая долгое время владела рукописью; и Ковентрийский, который по сомнительным свидетельствам связывают с серыми монахами (францисканцами) из Ковентри. Честерский цикл состоит из 25 пьес, Уэйкфилдский – из 30, Ковентрийский – из 42, а Йоркский – из 48.
Невозможно установить ни дату, ни авторство любой из этих пьес; мы знаем только, что они пользовались большой популярностью с XII по XVI век. Пьесы Йорка обычно считаются лучшими; но пьесы Уэйкфилда отличаются большим юмором и разнообразием, а также лучшим качеством исполнения. В первом цикле особенно заметно определённое единство, обусловленное целью представить всю жизнь человека от рождения до смерти. То же самое можно заметить и в Cursor Mundi, которая, вместе с Йоркским и Уэйкфилдским циклами, относится к четырнадцатому веку.
После того, как эти пьесы были написаны в соответствии с общим планом библейских историй, никаких изменений не допускалось, публика настаивала, как дети на «Панче и Джуди», на том, чтобы видеть одно и то же из года в год. Поэтому не было никакой оригинальности в сюжете или трактовке; единственным разнообразием были новые песни и шутки, а также проделки дьявола. Какими бы детскими ни казались нам такие пьесы, они являются частью религиозного развития всех необразованных людей. Даже сейчас персидская пьеса «Мученичество Али» празднуется ежегодно, а знаменитая «Страстная игра», настоящее чудо, даётся каждые десять лет в Обераммергау.
МОРАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ДРАМЫ
О втором, или моральном, периоде драмы свидетельствует все более широкое распространение пьес о морали. В них героями были аллегорические персонажи: жизнь, смерть, раскаяние, доброта, любовь, жадность и другие добродетели и пороки. Таким образом, «Моралите» можно считать драматическим аналогом некогда популярной аллегорической поэзии, примером которой служит «Романс о розе». Нашим первым, неизвестным драматургам не приходило в голову изображать мужчин и женщин такими, какие они есть, пока они не создали персонажей с абстрактными человеческими качествами. Тем не менее, «Моралите» заметно превосходит «Чудо» тем, что даёт простор воображению для новых сюжетов и происшествий. В Испании и Португалии эти пьесы под названием auto были великолепно развиты гением Кальдерона и Гиль Висенте; но в Англии моралите было унылым представлением, как и предшествовавшая ему аллегорическая поэзия.
Чтобы оживить публику, вводили дьявола из пьес о чудесах, а другой живой персонаж, называемый Порок, был предшественником наших современных клоунов и шутов. Его задачей было изводить «добродетелей» озорными проделками, а особенно – превращать жизнь дьявола в тяжкое бремя, избивая его при каждом удобном случае пузырём или деревянным мечом. Моралите обычно заканчивались триумфом добродетели: дьявол прыгал в адскую пасть с пороком на спине.
Самой известной из моралите является «Эвримен», которая недавно была возрождена в Англии и Америке. Тема пьесы – призыв смерти к каждому человеку, а мораль заключается в том, что ничто не может снять ужас перед неизбежным вызовом, кроме честной жизни и утешений религии. По своему драматическому единству она напоминает чистую греческую драму; здесь нет смены времени или сцены, и сцена никогда не пустует от начала до конца представления. Другие известные моралите – «Гордость жизни», «Хикескорнер» и «Замок упорства». В последней из них человек представлен как запертый в замке, который гарнизонируют добродетели и осаждают пороки.
Как и пьесы о чудесах, большинство старых моралите неизвестны по дате и происхождению. Из известных авторов моралите два лучших – Джон Скелтон, написавший «Великолепие» и, вероятно, «Некроманта», и сэр Дэвид Линдсей (1490-1555), «поэт шотландской реформации», чьим религиозным делом было доставлять неудобства правителям, рассказывая им неприятные истины в стихотворной форме. С этими людьми в «Морали» появляется новый элемент. Они сатирически изображают или обличают злоупотребления церкви и государства, вводят живых людей, тонко замаскированных под аллегории, так что сцена впервые становится силой, формирующей события и исправляющей злоупотребления.
ИНТЕРЛЮДИИ
Невозможно провести точную линию различия между «Моралью» и «Интерлюдиями». В целом, мы можем думать о последних как о драматических сценах, которые иногда давались сами по себе (обычно с музыкой и пением) на банкетах и развлечениях, где требовалось немного веселья; и снова вставлялись в пьесу «Чудо», чтобы оживить аудиторию после торжественной сцены. Так, на полях страницы одной из старых честерских пьес мы читаем: «Мальчик и поросёнок, когда короли ушли». Конечно, это не было частью первоначальной сцены между Иродом и тремя царями. Так же и ссора между Ноем и его женой, вероятно, является поздним дополнением к старой пьесе. Интерлюдии возникли, несомненно, из чувства юмора; и Джону Хейвуду (1497?-1580?), любимому помощнику и шуту при дворе Марии, принадлежит заслуга возведения интерлюдии в отдельную драматическую форму, известную как комедия.
Интерлюдии Хейвуда были написаны между 1520 и 1540 годами. Самая известная из них – «Четыре П», состязание в остроумии между «Пардонером, Палмером, Педларом и Потикарием». Персонажи здесь сильно напоминают персонажей Чосера. Другая интересная интермедия называется «Игра погоды». В ней Юпитер и боги собираются, чтобы выслушать жалобы на погоду и исправить злоупотребления. Естественно, каждый хочет иметь свою собственную погоду. Кульминации достигает мальчик, который объявляет, что удовольствие мальчика заключается в двух вещах: ловить птиц и бросать снежки, и просит, чтобы погода была такой, чтобы он всегда мог делать и то, и другое. Юпитер решает, что с погодой он поступит так, как ему заблагорассудится, и все расходятся по домам довольные.
Все эти ранние пьесы были написаны, по большей части, на смеси прозы и жалкого доггерле, и ничего не добавили к нашей литературе. Их великая работа заключалась в обучении актёров, поддержании драматического духа и подготовке пути для настоящей драмы.
ГЛАВА 3 ЭЛИЗАБЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
После смерти Джеффри Чосера в 1400 году прошло целое столетие без великих литературных произведений. Этот период известен как Бесплодный век литературы.
Несмотря на то, что в их творчестве много различий, сэр Томас Уайетт и граф Суррей часто упоминаются вместе. Сэр Томас Уайетт ввёл сонет в Англии, в то время как Суррей написал первый чистый стих на английском языке.
В сочинении сонетов Томас Уайетт следовал итальянскому поэту Петрарке. В этой форме 14 строк рифмуются abbaabba (8) + 2 или 3 рифмы в последних шести строках.
Примечателен чистый стих графа Суррея. Им пользовались Кристофер Марлоу, Шекспир, Мильтон и многие другие писатели.
Сборник «Песни и сонеты» Тоттела (1557) является первой печатной антологией английской поэзии. Она содержала 40 стихотворений Суррея и 96 стихотворений Уайетта. Было также 135 стихотворений других авторов. Некоторые из этих стихотворений были прекрасными, некоторые – детскими.
В 1609 году был напечатан сборник из 154 сонетов Шекспира. Эти сонеты были адресованы некоему «мистеру У.Х.». Наиболее вероятным объяснением личности «У.Х.» является то, что это был Уильям Герберт, граф Пембрук.
В сонетах упоминаются также девушка, поэт-соперник и темноглазая красавица. Примечательны две длинные поэмы Шекспира, «Венера и Адонис» и «Изнасилование Лукреции».
Одним из самых значительных поэтов елизаветинского периода является Эдмунд Спенсер (1552-1599). Его называют «поэтом поэтов». Его пасторальная поэма «Календарь Шепарда» (1579) состоит из 12 книг, по одной на каждый месяц года. Аморетти» Спенсера, 88 петрарковских сонетов, рассказывает о его любовных переживаниях. Радость его брака с Элизабет Бойл выражена в его оде «Эпиталамион». Его «Проталамион» написан в честь двойного брака дочерей графа Ворестера. Аллегорическая поэма Спенсера «Королева фейри» – его величайшее достижение. Спенсер изобрёл специальный метр для «Королевы фейри». В стихотворении девять строк, а рифма – ababbcbcc. Этот стих известен как «спенсеровская строфа».
Сэр Филип Сидни запомнился своим прозаическим романом «Аркадия». Его критическое эссе «Апология поэзии», сборник сонетов «Астрофель и Стелла» отличаются элегантностью.
Майкл Дрейтон и сэр Уолтер Рэли – другие важные поэты елизаветинской Англии. Знаменитый елизаветинский драматург Бен Джонсон также создавал прекрасные стихи.
Университетские умы Джон Лайли, Томас Кид, Джордж Пиль, Томас Лодж, Роберт Грин, Кристофер Марлоу и Томас Нэш также написали большое количество стихов. Джон Лайли наиболее широко известен как автор прозаического романа под названием «Эвфуэс». Стиль, который Лайли использовал в своих «Эвфах», известен как эвфуизм. Предложения длинные и сложные. Они наполнены хитросплетениями и аллитерациями. Используется большое количество симиляров.
Произведения Джона Донна придают красоту елизаветинской литературе. Он был главной фигурой метафизической поэзии. Стихи Донна отличаются оригинальностью, яркими образами и задумками. Сатиры, песни и сонеты, элегии, «Блоха», «Запрет на траур», «Запрет на плач» и др. являются его знаменитыми произведениями.
Сэр Фрэнсис Бэкон – разносторонний гений елизаветинской Англии. Он считается отцом английской эссеистики. Его «Эссе» впервые появились в 1597 году, второе издание – в 1612 году, а третье – в 1625 году. Кроме эссе, он написал «Продвижение познания», «Новая Атлантида» и «История Генриха VII».
Популярные эссе Бэкона – «Об истине», «О дружбе», «О любви», «О путешествиях», «О родителях и детях», «О браке и холостой жизни», «О гневе», «О мести», «О смерти» и др.
Эссе Бена Джонсона собраны в сборнике «Лесоповал» или «Открытия». Его эссе афористичны, как и эссе Бэкона. Джонсон считается отцом английской литературной критики.
Было предпринято много попыток перевести Библию на английский язык. После смерти Джона Уиклиффа этим проектом занялся Уильям Тиндейл. Ковердейл продолжил работу Тиндейла. Авторизованная версия Библии была опубликована в 1611 году.
ГЛАВА 4 ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ ДРАМА
В елизаветинский период английские драмы претерпели большие изменения. Главной литературной славой елизаветинской эпохи была её драма. Первой регулярной английской комедией была «Ральф Ройстер Дойстер», написанная Николасом Удалом. Другая комедия «Игла Гаммар Гуртон» рассказывает о потере и находке иглы, с помощью которой старуха Гаммар Гуртон чинит одежду.
Первой английской трагедией была «Горбодук», написанная в стихах. Первые три действия «Горбодука» написал Томас Нортон, а два других – Томас Сэквилл.
Университетские умы внесли огромный вклад в развитие елизаветинской драмы. Университетские умы были молодыми людьми, связанными с Оксфордом и Кембриджем. Они увлекались героическими сюжетами. Наиболее известными фигурами являются Кристофер Марлоу, Томас Кид, Томас Нэш, Томас Лодж, Роберт Грин и Джордж Пиль.
Кристофер Марлоу был величайшим из дошекспировских драматургов. Марлоу писал только трагедии. Самые известные его произведения – «Эдуард II», «Тамбурлейн Великий», «Мальтийский еврей», «Парижская резня» и «Доктор Фаустус». Марлоу популяризировал чистый стих. Бен Джонсон назвал его «могучей строкой Марлоу».
«Испанская трагедия» Томаса Кида – это сенеканская пьеса. Она напоминает шекспировского «Гамлета». Ужасный сюжет пьесы обеспечил ей большую и продолжительную популярность.
Величайший литературный деятель Англии Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне 26 апреля 1564 года. Он занимался случайными заработками и уехал в Лондон, чтобы сделать карьеру. В Лондоне он писал пьесы для труппы лорда-камергера. Пьесы Шекспира можно классифицировать следующим образом
Ранние комедии: в этих незрелых пьесах сюжеты не отличаются оригинальностью. Персонажи менее законченные, а стилю не хватает гениальности Шекспира. Они полны остроумия и игры слов. К этому типу относятся «Комедия ошибок», «Потерянный труд любви» и «Два веронских джентльмена».
«Английские истории»: Эти пьесы показывают быстрое развитие техники Шекспира. Его характеристики улучшились. К этой группе относятся пьесы «Ричард II», «Генрих IV» и «Генрих V».
Зрелые комедии: Весёлый юмор сэра Тоби Белча в «Двенадцатой ночи», городская житейская комедия Тачстоуна в «Как вам это понравится», комические сцены в «Венецианском купце», «Много шума из ничего» и т.д. полны жизненной силы. Они содержат множество комических ситуаций.
Мрачные пьесы: В эту группу входят «Всё хорошо, что хорошо кончается», «Мера за меру» и «Тролий и Крессида». Эти пьесы демонстрируют циничное отношение к жизни и реалистичны по сюжету.
Великие трагедии: Гамлет, Отелло, Макбет и Король Лир – кульминация творчества Шекспира. Эти пьесы отличаются высочайшим накалом эмоций, глубиной психологической проницательности и силой стиля.
Римские пьесы: Юлий Цезарь, Антоний и Клеопатра, Кориолан и др. относятся к великому трагическому периоду. В отличие от Марлоу, Шекспир расслаблен в интенсивности трагедии.
Последние пьесы: Последними пьесами Шекспира являются «Симбелин», «Зимняя сказка» и «Буря».
Огромная сила и разнообразие творчества Шекспира привели к мысли, что один человек не мог написать все это, но, тем не менее, это должно быть правдой, что один человек это сделал. Таким образом, Шекспир остаётся величайшим английским драматургом даже спустя четыре столетия после своей смерти.
Другой драматург, процветавший в елизаветинский период, – Бен Джонсон. Он ввёл «комедию юмора», которая изображает человека с преобладанием одной ярко выраженной черты характера. Наибольшую известность ему принесла пьеса «Каждый человек в своём уме». Другие важные пьесы Джонсона – «Каждый человек не в своём уме», «Вольпоне, или Лис» и «Алхимик»,
Важными елизаветинскими драмами являются «Белый дьявол» и «Герцогиня Малфи» Джона Уэбстера. Томас Деккер, Томас Миддлтон, Томас Хейвуд, Бомонт и Флетчер и другие известные елизаветинские драматурги.
ГЛАВА 5 Джон Мильтон и его время
Джон Мильтон (1608- 1674) родился в Лондоне и получил образование в колледже Христа в Кембридже. После окончания университета он учился на родине. Мильтон был великим поэтом, полемистом, памфлетистом, теологом и парламентарием. В 1643 году Мильтон женился на женщине намного моложе себя. Она ушла от Милтона и не возвращалась в течение двух лет. Этот печальный инцидент заставил Мильтона написать два сильных памфлета о разводе. Величайшим из всех его политических трудов является «Ареопагитика», выдающаяся и бесстрастная мольба о свободе прессы.
Ранние стихи Мильтона включают «О Шекспире» и «О достижении двадцатитрехлетнего возраста». L’Allegro (счастливый человек) и Il Penseroso (печальный человек) – две длинные повествовательные поэмы. Комус» – это маска, написанная Мильтоном, когда он учился в Кембридже.
Его пасторальная элегия Lycidas посвящена его другу Эдварду Кингу, который утонул во время путешествия в Ирландию. В одном из сонетов Мильтона затрагивается тема его слепоты.
Мильтона помнят по его величайшей эпической поэме «Потерянный рай». Потерянный рай» состоял из двенадцати книг и был опубликован в 1677 году. Мильтон написал её в стихах. В «Потерянном рае» рассказывается о восстании Сатаны (Люцифера) на небесах и его изгнании. Потерянный рай» содержит сотни замечательных строк. В этой поэме Мильтон придумал множество слов.
Paradise Regained и Samson Agonistes – две другие крупные поэмы Мильтона.
Мильтон занимает центральное место в английской литературе. Он был великим пуританином и поддерживал Оливера Кромвеля в Гражданской войне. Он написал множество памфлетов в поддержку парламента.
ПОЭТЫ-ЛИРИКИ ПЕРИОДА МИЛЬТОНА (ПОЭТЫ-КАВАЛЕРЫ)
Период Мильтона породил огромное количество лирической поэзии. Эти лирические поэты писали в основном о любви и войне.
В «Лукасте» Ричарда Лавлейса собраны лучшие из его коротких произведений. Его самые известные стихи, такие как «К Алтее из тюрьмы» и «Лукасту, идущему на войну», просты и искренни.
Сэр Джон Саклинг был известным остроумцем при дворе. Его стихи щедры и остроумны. Его знаменитое стихотворение – «Баллада о свадьбе».
Роберт Херрик написал несколько свежих и страстных стихотворений. Среди его наиболее известных коротких стихотворений – «К Алтее», «К Джулии» и «Спелая вишня».
Филип Массинджер и Джон Форд создали несколько выдающихся фильмов в этот период.
В эпоху Мильтона процветали многие прозаики. Сэр Томас Браун – лучший прозаик того периода. Его «ReligioMedici» представляет собой любопытную смесь религиозной веры и научного скептицизма. Псевдодоксия Эпидемика, или Вульгарные ошибки» – ещё одна важная работа.
Левиафан» Томаса Гоббса, «История священной войны» Томаса Фуллера – другие важные прозаические произведения этого периода. Биография Джона Донна, написанная Изааком Уолтоном, является очень известной работой мильтоновского периода. В его книге «Совершенный рыболов» обсуждается искусство речной рыбалки.
ГЛАВА 6 ДРАМА И ПРОЗА ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ
Реставрация Карла II (1660) произвела революцию в английской литературе. С падением пуританского правительства в стране возникла деятельность, которая так долго подавлялась. Реставрация поощряла легкомыслие в правилах, что часто приводило к появлению аморальных и непристойных пьес.
Джон Драйден (1631-1700)
Драйден – величайший литературный деятель эпохи Реставрации. В его произведениях мы имеем прекрасное отражение как хороших, так и плохих тенденций эпохи, в которой он жил. До Реставрации Драйден поддерживал Оливера Кромвеля. После Реставрации Драйден изменил свои взгляды и стал лояльным Карлу II. Его поэма «Astrea Redux» (1660) прославила возвращение Карла II.
В «Annus Mirabilis» («Чудесный год») Драйдена описываются ужасы Великого пожара в Лондоне в 1666 году. В своей знаменитой сатирической аллегории «Абасалом и Ахитофел» Драйден выступил как главный литературный защитник монархии. Сейчас Джона Драйдена помнят по его величайшей шуточно-героической поэме «Мак Флекно». Мак Флекно» – это личная атака на его поэта-соперника Томаса Шедуэлла.
Другие важные поэмы Драйдена – «Religio Laici» и «The Hind and the Panther».
Джон Драйден популяризировал героические двустишия в своих драмах. Среди его знаменитых пьес – «Ауренгаксебе», «Соперницы», «Завоевание Гранады», «Дон Себастьян» и др.
Его драматический шедевр – «Все ради любви». Драйден отшлифовал сюжет шекспировского «Антония и Клеопатры» в своей пьесе «Все ради любви».
Как прозаик, Драйден заслуживает упоминания в своей работе «Эссе о драматической поэзии».
Период Реставрации породил блестящую группу драматургов, которые сделали эту эпоху бессмертной в истории английской литературы. Эти пьесы жёсткие и остроумные, комичные и аморальные. Комедию нравов представил Джордж Этрейдж. Его знаменитые пьесы – «Она бы хотела, если бы могла», «Человек моды» и «Любовь в ванне».
Уильям Конгрив – величайший из комедийных писателей эпохи Реставрации. Его пьесы «Любовь к любви», «Старый холостяк», «Путь мира» и «Двуличный торговец» очень популярны.
Уильям Уайчерли – ещё один важный комедийный драматург эпохи Реставрации. Его «Сельская жена» и «Любовь в лесу» – выдающиеся пьесы.
Три лучшие комедии сэра Джона Ванбруга – «Спровоцированная жена», «Рецидив» и «Конфедерация».
ГЛАВА 7 АНГЛИЙСКИЕ ПОЭТЫ, 1660-1798 ГГ.
Александр Поуп (1688-1744) был бесспорным мастером как прозы, так и стиха. Поуп написал множество стихов и шуточных эпических произведений, в которых нападал на поэтов-конкурентов и социальное положение Англии. Его «Дунсиада» – это атака на скуку. Он написал «Эссе о критике» (1711) в героических двустишиях. В 1712 году Поуп опубликовал «Изнасилование замка», одну из самых блестящих поэм на английском языке. Это шуточно-героическая поэма о борьбе двух знатных семей.
«Эссе о человеке», «О женских характерах» и перевод «Иллиады» и «Одиссеи» – другие его основные работы.
Оливер Голдсмит написал две популярные поэмы в героических двустишиях. Это «Путешественник» и «Пустынная деревня».
Джеймс Томпсон запомнился длинным рядом описательных пассажей, посвящённых природным сценам, в поэме «Времена года». Он написал ещё одну важную поэму «Замок безделья».
Эдвард Янг создал большое количество литературных произведений разного качества. Среди них «Последний день», «Любовь к славе» и «Сила религии».
Слава Роберта Блэра в основном зависит от его поэмы «Могила». Это длинная поэма в чистом стихе, в которой он размышляет о нравственности человека.
Томас Грей (1716-1771) – один из величайших поэтов английской литературы. Его первым стихотворением была «Ода о далёких перспективах Итонского колледжа». Затем, после многолетней переработки, он опубликовал свою знаменитую «Элегию, написанную в сельском церковном дворе». Ее популярность сохранилась до наших дней. Другие важные стихотворения Томаса Грея – «Ода о любимой кошке», «Бард» и «Прогресс поэзии».
Уильям Блейк (1757-1827) – великий поэт и художник. Два его сборника короткой лирики – «Песни невинности» и «Песни опыта». Его лучшая лирика – «Тигр».
Роберт Бёрнс известен как национальный поэт Шотландии. Зимняя ночь», «О любовь моя, как красная роза», «Святая ярмарка» и другие – вот некоторые из его главных стихотворений.
Уильям Каупер, Уильям Коллинз и Уильям Шенстоун – другие известные поэты до романтизма.
ГЛАВА 8 ПРОЗА ВОСЕМНАДЦАТОГО ВЕКА
Даниэль Дефо (1659-1731) писал массово. Его величайшее произведение – роман «Робинзон Крузо». Он основан на реальном событии, произошедшем в его время. «Робинзон Крузо» считается одним из самых популярных романов на английском языке. Он основал журнал под названием The Review. Его «Дневник чумного года» посвящён чуме в Лондоне в 1665 году.
Сэр Ричард Стил и Джозеф Аддисон работали вместе в течение многих лет. Ричард Стил основал периодические издания The Tatler, The Spectator, The Guardian, The English Man и The Reader. Джозеф Аддисон участвовал в создании этих периодических изданий и писал колонки. Вымышленный персонаж сэра Роджера де Коверли был очень популярен в восемнадцатом веке.
Джонатан Свифт (1667-1745) – один из величайших сатириков английской литературы. Его первой заслуживающей внимания книгой была «Битва книг». Сказка о бадье» – это религиозная аллегория, подобная «Прогрессу пилигрима» Буньяна. Его самое длинное и самое известное произведение – «Путешествия Гулливера». Другим важным произведением Джонатана Свифта является «Скромное предложение».
Доктор Сэмюэл Джонсон (1709-1784) очень известен своим «Словарём» (1755). Тщеславие человеческих желаний» – длинная поэма, написанная им. Джонсон основал газету под названием The Rambler. В его «Жизни поэтов» представлены пятьдесят два поэта, включая Донна, Драйдена, Поупа, Мильтона и Грея. Большая часть информации о Джонсоне взята из биографии его друга Джеймса Босуэлла «Жизнь Сэмюэля Джонсона».
Эдвард Гиббон известен великим историческим трудом «Упадок и падение Римской империи». Его «Автобиография» содержит ценный материал о его жизни.
Эдмунд Бёрк – один из мастеров английской прозы. Он также был великим оратором. Очень известна его речь «Об американском налогообложении». «Революция во Франции» и «Письмо благородному лорду» – его выдающиеся памфлеты.
Письма леди Мэри Уортли Монтагу, графа Честерфилда, Томаса Грея и Каупера – хорошие прозаические произведения в литературе восемнадцатого века.
Рождение английского романа
Собственно английский роман родился примерно в середине восемнадцатого века. Сэмюэл Ричардсон (1689-1761) считается отцом английского романа. Свой первый роман «Памела, или Вознаграждённая добродетель» он опубликовал в 1740 году. Этот роман написан в форме писем. Таким образом, «Памела» – это «эпистолярный роман». Памела – бедная и добродетельная женщина, которая выходит замуж за порочного человека, а затем исправляет своего мужа. Следующий роман Ричардсона «Кларисса Харлоу» также был построен в форме писем. Многие критики считают «Клариссу» шедевром Ричардсона. Кларисса – прекрасная дочь сурового отца, который хочет выдать её замуж против её воли. Кларисса» – очень длинный роман.
Генри Филдинг (1707-1754) – ещё один важный романист. В 1742 году он опубликовал роман «Джозеф Эндрюс». Джозеф Эндрюс смеётся над «Памелой» Сэмюэля Ричардсона. Его величайший роман – «Том Джонс». Последний роман Генри Филдинга – «Амелия».
Тобиас Смоллетт написал «пикарескный роман» под названием «Приключения Родерика Рэндома». Другие его романы – «Приключения Фердинанда» и «Хамфри Клинкер».
Лоуренс Стерн запомнился своим шедевром «Тристрам Шэнди», который был опубликован в 1760 году. Другим важным произведением Лоуренса Стерна является «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Эти романы являются уникальными в английской литературе. В своих произведениях Стерн сочетает юмор и пафос.
Гораций Уолпол известен и как автор писем, и как романист. Его единственный роман «Замок Отранто» посвящён теме ужасов и сверхъестественного.
Среди других «романистов ужаса» – Уильям Бекфорд и миссис Энн Рэдклифф.
ГЛАВА 9 ПОЭТЫ НАЧАЛА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА (РОМАНТИКИ)
Основной поток поэзии в восемнадцатом веке был упорядоченным и отшлифованным, без особого чувства природы. Публикация первого издания «Лирических баллад» в 1798 году стала шоком. Публикация «Лирических баллад» Уильяма Вордсворта и Сэмюэла Тейлора Кольриджа стала началом романтического века. Их вместе с Саути называют озёрными поэтами, потому что они любили Озёрный край в Англии и жили в нем.
Уильям Вордсворт (1770-1850) был поэтом природы. В предисловии ко второму изданию «Лирических баллад» Вордсворт изложил свою теорию поэзии. Он определил поэзию как «спонтанное переполнение сильных чувств и эмоций». Его взгляды на поэтический стиль являются наиболее революционными.
В начале своей поэтической карьеры Вордсворт написал такие стихи, как «Вечерняя прогулка» и «Описательные зарисовки». «Прелюдия» – это запись его развития как поэта. Это философская поэма. Он написал одни из лучших лирических стихотворений на английском языке, такие как «Одинокий жнец», «Я бродил одиноко, как облако», «Ода о безнравственности», «Решимость и независимость» и др. Тинтернское аббатство» – одна из величайших поэм Вордсворта.
Сэмюэл Тайлор Кольридж (1772-1814) написал четыре стихотворения для «Лирических баллад». Наиболее примечательным из них является «Rime of the Ancient Mariner». «Кубла Хан», «Кристабель», «Ода на уныние», «Мороз в полночь» и др. являются другими важными поэмами. Biographia Literaria – его самая ценная прозаическая работа. Не менее важны лекции Кольриджа о Шекспире.
«Паломничество Чайльд Гарольда» лорда Байрона было основано на его путешествиях. Дон Жуан» – одна из величайших сатирических поэм. Видение суда» – прекрасная политическая сатира на английском языке.
П.Б. Шелли (1792-1822) был революционной фигурой романтического периода. Когда Шелли учился в Оксфорде, он написал памфлет «Необходимость атеизма», который стал причиной его исключения из университета. «Королева Мэб», «Восстание ислама» и «Аластор» – его ранние поэмы. Прометей несвязанный» – это сочетание лирики и драмы. Шелли написал несколько самых приятных английских стихотворений, таких как «Жаворонку», «Облако», «Ночь» и др. Из множества его од самая замечательная – «Ода западному ветру». «Адонаис» – это элегия на смерть Джона Китса.
Джон Китс (1795-1821) – ещё один великий поэт-романтик, написавший за свою короткую жизнь несколько замечательных стихотворений. Его «Изабелла» рассказывает об убийстве любовника одной дамы двумя её нечестивыми братьями. Незаконченная эпическая поэма «Гиперион» написана по образцу «Потерянного рая» Мильтона. Поэма «Канун Святой Агнессы» считается его лучшей повествовательной поэмой. История Ламии взята из «Анатомии меланхолии» Бёртона. Эндимион, Ода соловью, Ода на греческой урне, Ода Психее, Ода о меланхолии и Ода осени очень известны. Его Письма дают чёткое представление о его сознании и творческом развитии.
Роберт Саути – поэт-романтик второго плана. Его стихи, которых очень много, включают «Жанна д’Арк», «Талаба» и «Дерево Холи». 4
ГЛАВА 10 ПОЭТЫ ПОСЛЕДНЕГО ХIХ ВЕКА (викторианские поэты)
Альфред Лорд Теннисон (1809-1892) – главная фигура поэзии конца девятнадцатого века. Его сборник «Стихотворения» содержит такие известные поэмы, как «Леди Шалотт», «Пожиратели лотоса», «Улисс», «Морте д’Артур». История «Морте д’Артур» основана на поэме Томаса Мэлори «Морте д’Артур». Книга «In Memoriam» (1850) вызвала большой ажиотаж, когда впервые появилась на свет. Это очень длинная серия размышлений о смерти Артура Генри Халлама, друга Теннисона по колледжу, который умер в Вене в 1833 году. In Memoriam» – самое глубоко эмоциональное и, вероятно, самое великое поэтическое произведение Теннисона. Книга «Мод и другие стихи» была принята публикой с изумлением. Идиллии короля, Енох Арден, Гарольд и другие его произведения.
Роберт Браунинг (1812-89) – английский поэт и драматург, чьё мастерство драматических монологов сделало его одним из выдающихся поэтов викторианской эпохи. Он популяризировал «драматический монолог». «Кольцо и книга» – эпическая поэма, в которой он оправдывает пути Бога перед человечеством. Браунинг известен и своими короткими поэмами, такими как «Любовник Порфирия», «Рабби Бен Эзра», «Как несли благую весть из Гента в Экс» и «Крысолов из Гамельна». Он женился на Элизабет Барретт, ещё одном известном поэте викторианской эпохи. Фра Липпо Липпи Андреа Дель Сарто» и «Моя последняя герцогиня» – знаменитые драматические монологи.
Мэтью Арнольд (1822-1888) – английский поэт и культурный критик, работавший инспектором школ. Он был сыном Томаса Арнольда, знаменитого директора школы Регби. Арнольда иногда называют третьим великим поэтом викторианской эпохи, наряду с Альфредом лордом Теннисоном и Робертом Браунингом. Арнольд ценил природные пейзажи за их покой и постоянство в контрасте с беспрестанным изменением человеческих вещей. Его описания часто живописны и отмечены поразительными уподоблениями. Тирсис», «Дуврский пляж» и «Учёный цыган» – его выдающиеся поэмы.
Данте Габриэль Россетти был английским поэтом, иллюстратором, художником и переводчиком в Англии конца девятнадцатого века. Стихи Россетти критиковали как принадлежащие к «плотской школе» поэзии. Россетти писал о природе, не отрывая от неё глаз.
Элизабет Барретт Браунинг, жена Роберта Браунинга, написала несколько прекрасных стихотворений в своём томе «Сонеты с португальского».
А.К. Суинберн следовал стилю Данте Габриэля Россетти. Известные поэтические произведения Суинберна – «Стихи и баллады» и «Тристрам из Лионесс».
Эдвард Фицджеральд перевёл «Рубайят» персидского поэта Омара Хайяма. Перевод Фицджеральда является вольным и не слишком придерживается оригинала.
Редьярд Киплинг и Фрэнсис Томпсон также написали несколько хороших стихотворений в конце девятнадцатого века.
ГЛАВА 11 Новеллисты девятнадцатого века (Викторианские романисты)
Джейн Остин (1775-1817) – одна из величайших романисток английской литературы XIX века. Ее первый роман «Гордость и предубеждение» (1813) посвящён жизни людей среднего класса. Стиль романа плавный и очаровательный. Ее второй роман «Чувство и чувствительность» следовал тем же общим линиям, что и «Гордость и предубеждение». Среди других известных произведений – «Нортенгерское аббатство», «Эмма», «Мэнсфилд-парк» и «Убеждение». Сюжеты Джейн Остин построены искусно. Ее персонажи проработаны с тонкостью и точностью.
Чарльз Диккенс (1812-1870) считается одним из величайших английских писателей. Диккенс ввёл в английскую литературу несколько вечнозелёных персонажей. При жизни он был очень успешным романистом. «Пиквикские книжки» и «Зарисовки Боза» – два ранних романа. Оливер Твист, Николас Никльби, Дэвид Копперфильд, Тяжёлые времена, Повесть о двух городах и Большие надежды – одни из самых известных романов Чарльза Диккенса. Ни один английский романист не превосходит Диккенса в многообразии его персонажей и ситуаций. Он создаёт для читателей целый мир людей. Он изобразил как людей низшего, так и среднего класса в Лондоне.
Уильям Мейкпис Теккерей родился в Калькутте и был отправлен в Англию для получения образования. Уильяма Теккерея сегодня помнят в основном по его роману «Ярмарка тщеславия». В то время как Диккенс был в полном разгаре своего успеха, Теккерей пробивался к признанию через пренебрежение и презрение. Гений Теккерея расцветал медленно. Герои Теккерея бесстрашны и грубы. Он протестовал против слабых характеров своего времени. «Роза и кольцо», «Ребекка и Ровена» и «Четыре Жоржа» – вот некоторые из его произведений.
Эмили и Анна были дочерьми ирландского священника Патрика Бронте, который жил в Йоркшире. Первый роман Шарлотты Бронте «Профессор» не нашёл издателя и появился только после её смерти. Джейн Эйр» – её величайший роман, но сюжет его слаб и мелодраматичен. За ним последовали «Ширли» и «Виллетт». Ее сюжеты перегружены, и она во многом ограничивается собственными экспериментами.
Эмили Бронте написала меньше, чем Шарлотта. Ее единственный роман «Грозовой перевал» (1847) является уникальным в английской литературе. Это история страстной любви Хитклиффа и Кэтрин.
Два романа Энн Бронте, «Агнес Грей» и «Жилец Уайлдфелл-Холла», значительно уступают романам её сестёр, поскольку ей не хватает почти всей их силы и интенсивности.
Джордж Элиот (1819-1880) – псевдоним Мэри Энн Эванс. Ее первым романом был «Адам Беде». Ее следующий роман, «Мельница на Флоссе», частично автобиографичен. «Сайлас Марнер» – более короткий роман, дающий прекрасные картины деревенской жизни. Ромола», «Средний март» и «Дэниел Деронда» – другие произведения Джордж Элиот.
Томас Харди (1840-1928) опубликовал своё первое произведение «Отчаянные средства» анонимно. Под зелёным деревом», один из самых лёгких и привлекательных его романов, утвердил его как писателя. Действие романа происходит в сельской местности, которую он вскоре прославил как Уэссекс. Роман «Вдали от обезумевшей толпы» – это трагикомедия, действие которой происходит в Уэссексе. Сельский фон истории является неотъемлемой частью романа, который раскрывает эмоциональные глубины, лежащие в основе деревенской жизни.
Роман «Возвращение туземца» – это исследование беспомощности человека перед могущественной судьбой. В «Мэре Кэстербриджа» также затрагивается тема борьбы человека с судьбой. Романы «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и «Джуд Обскура» вызвали враждебность обычных читателей из-за откровенного отношения к сексу и религии. Вначале «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» была отвергнута издателями. Возмущение, вызванное публикацией «Джуд Обскура», заставило Харди с отвращением отказаться от написания романов. Персонажи Томаса Харди – это в основном мужчины и женщины, живущие рядом с землёй.
Мэри Шелли, жену поэта-романтика П.Б. Шелли, сегодня помнят как автора её знаменитого романа ужасов «Франкештейн». «Франкештейна» можно считать первой попыткой научной фантастики. «Последний человек» – ещё одно произведение Мэри Шелли.
Эдгар Аллан По был мастером таинственных историй. Мощное описание По удивительных и необычных событий притягивает ужас. Некоторые из его основных произведений – «Тайна Мари Роже», «Убийства на улице Морг», «Падение дома Ашеров» и «Тайна красной смерти».
Помимо поэтических сборников, таких как «Леди последнего министра», «Мармион», «Леди озера» и «Владычица островов», сэр Вальтер Скотт создал огромное количество романов. Среди них «Уэверли», «Старый смертный», «Чёрный карлик», «Пират» и «Кенилворт». Он слишком торопился в написании романов, что привело к небрежным, несовершенным историям. Ему принадлежит большое место в области исторических романов.
Морские романы Фредерика Маррайата были популярны в девятнадцатом веке. Самым ранним его романом был «Морской офицер». Все его лучшие книги посвящены морю. Марриат обладает значительным даром простого повествования, а его юмор очень занимателен. Питер Симпл, Джейкоб Фейтфул и Иафет в поисках своего отца – вот некоторые из его знаменитых произведений.
Среди других известных произведений английской литературы XIX века – «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона, «Эгоист» Джорджа Мередита, «Последние дни Помпеи» Эдварда Литтона, «Маски и лица» Чарльза Рида, «Начальник» Энтони Троллопа, «Лунный камень» Уилки Коллинза, «Лорд Джим» Джозефа Конарда, «Алая буква» Натаниэля Хоутрона и др.
ГЛАВА 12 Другая проза девятнадцатого века
Чарльз Лэмб – один из величайших эссеистов девятнадцатого века. Лэмб начал свою карьеру как поэт, но сейчас его помнят по хорошо известным «Эссе Элиа». Его эссе не имеют себе равных в английском языке. Он такой чувствительный и такой сильный. Кроме «Эссе Элии», другими известными эссе являются «Дети снов» и «Рассказы Шекспира». Его сестра, Мэри Лэмб, также написала несколько значительных эссе.
Репутация Уильяма Хэзлитта в основном основывается на его лекциях и эссе на литературные и общие темы. Его лекции «Характеры шекспировских пьес», «Английские поэты» и «Английские комические писатели» имеют большое значение.
Знаменитая работа Томаса Де Куинси – «Признания английского опиумного наркомана». Она написана в манере сновидений. Его «Воспоминания об английских озёрных поэтах» содержат несколько хороших глав о Вордсворте и Кольридже.
Томас Карлайл – ещё один прозаик девятнадцатого века. Его работы состояли из переводов, эссе и биографий. Лучшими из них являются его перевод «Ученичества Вильгельма Мейстера» Гете, «Жизнь Шиллера», а также эссе о Роберте Бёрнсе и Вальтере Скотте.
Томас Маколей (лорд Маколей) много писал. Он писал статьи для Британской энциклопедии и «Эдинбургского обозрения». Его «История Англии» наполнена многочисленными и живописными подробностями.
Чарльз Дарвин – одно из величайших имён в современной науке. Он почти полностью посвятил себя биологическим и смежным исследованиям. Его главные работы – «Путешествие Бигля», «Происхождение видов» и «Происхождение человека».
Работы Джона Рёскина отличаются огромным объёмом и сложностью. Самая длинная его книга – «Современные художники». В «Семи лампах архитектуры» и «Камнях Венеции» изложены его взгляды на художественные вопросы. Unto this Last – серия статей по политической экономии.
Сэмюэл Батлер, внук доктора Сэмюэла Батлера, был вдохновлён дарвиновской теорией эволюции. Эволюция старая и новая», «Бессознательная память», «Эссе о жизни, искусстве и науке», «Путь всякой плоти» и др. ставят его в ряд величайших прозаиков XIX века. Он был острым и оригинальным мыслителем. Он разоблачал все виды религиоведческих, политических и социальных притворств и лицемерия своей эпохи.
Помимо того, что Мэтью Арнольд был великим поэтом, он также преуспел как эссеист. Его прозаические произведения велики по объёму и широки по диапазону. Из них все его критические эссе, вероятно, представляют наибольшую ценность. Эссе «Критика», «Культура и анархия», «Литература и догма» имеют непреходящую ценность.
Льюис Кэрролл, ещё один прозаик XIX века, сегодня запомнился своим бессмертным произведением «Приключения Алисы в Стране чудес». С момента публикации этот роман продолжает оставаться популярным как среди детей, так и среди взрослых читателей.
ГЛАВА 13 Романы двадцатого века и другая проза
Долгое правление королевы Виктории закончилось в 1901 году. Произошли масштабные социальные реформы и беспрецедентный прогресс. Пробуждение социальной совести нашло своё выражение в литературе, созданной в этот период.
Редьярд Киплинг родился в Бомбее, но вскоре переехал в Лахор. В Лахоре он работал репортёром новостей. Киплинг был плодовитым и разносторонним писателем. Его настойчивое провозглашение превосходства белой расы, поддержка колонизации, вера в прогресс и ценность машины и т.д. нашли отклик в сердцах многих его читателей. Среди его самых известных прозаических произведений – «Ким», «Жизненный гандикап», «Дебиты и кредиты», «Награды и феи». Сейчас его помнят главным образом по его величайшему произведению – «Книге джунглей».
За свою жизнь Э.М. Форстер написал пять романов. В романе «Там, где ангелы боятся ступать» (Where Angels Fear to Tread) хорошо прорисованы персонажи. Другие романы – «Самое длинное путешествие», «Комната с видом», «Говардс-Энд» и «Переход в Индию». A Passage to India не имеет равных в английском языке в своём представлении сложных проблем, которые возникали в отношениях между англичанами и коренными жителями Индии. Э.М. Форстер изобразил индийскую сцену во всем её волшебстве и всей её убогости.
Уэллс начал свою карьеру как журналист. Он начал писать научные романы после публикации романа «Машина времени». «Человек-невидимка», «Война миров», «Первые люди на Луне» и «Пища богов» – некоторые из его важных научных романов. Анну Веронику, Киппса и «Историю мистера Полли» относят к социологическим романам.
Д.Х. Лоуренс был яркой фигурой в литературном мире двадцатого века. За свой период он выпустил более сорока томов художественной литературы. «Белый павлин» – его самый ранний роман. В значительной степени автобиографическим и чрезвычайно сильным романом был «Сыновья и любовники». В нём с большой глубиной исследуются отношения между сыном и матерью. Многие считают его лучшим из всех его произведений. Затем вышел роман «Радуга», подавленный как непристойный, в котором снова рассматривается конфликт между мужчиной и женщиной. Влюблённые женщины» – ещё одна важная работа. Любовник леди Чаттерлей» – роман, в котором сексуальный опыт передан с большим количеством физических деталей и раскованным языком. Лоуренс также преуспел как поэт и автор коротких рассказов.
Джеймс Джойс – серьёзный романист, которого волнуют главным образом человеческие отношения – человек по отношению к самому себе, к обществу и ко всей расе. Он родился в Дублине, Ирландия. За его первым произведением «Дублинцы» следует в значительной степени автобиографический роман «Портрет художника в юности». Это напряжённый рассказ о становлении писателя. Главный герой романа, Стивен Дедалус – это сам Джеймс Джойс. Персонаж Стивена Дедалуса вновь появляется в его очень сложном романе «Улисс», опубликованном в 1922 году. Мастерство языка Джойса, его цельность, блеск и сила заметны в романе «Поминки по Финнефану».
Вирджиния Вульф прославилась и как литературный критик, и как романист. Ее первый роман «Путешествие» (The Voyage Out) написан в обычной повествовательной манере. Более глубокое изучение характеров можно найти в её более поздних произведениях, таких как «Ночь и день», «Комната Якоба», «К маяку», «Миссис Дэллоуэй» и «Орландо». Помимо романов, Вирджиния Вульф написала ряд эссе на культурные темы. Вульф отвергла общепринятые концепции романа. Она заменила акцент на происшествиях, внешнем описании и прямолинейном повествовании, используя технику «потока сознания». Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф популяризировали эту технику письма.
Джордж Оруэлл стал выдающейся фигурой благодаря «Ферме животных». Это политическая аллегория о вырождении коммунистических идеалов в диктатуру. Совершенно иным был роман «Девятнадцать восемьдесят четыре», посвящённый слежке государства за своими гражданами. «Бирманские дни» и «Дорога на Уиган Пирс» – другие произведения.
Уильям Голдинг рассматривает инстинкт человека разрушать все хорошее, будь то материальное или духовное. Его самый известный роман – «Повелитель мух». Бог скорпионов», «Наследники» и «Свободное падение» – другие известные произведения.
Сомерсет Моэм был реалистом, который изобразил космополитическую жизнь через своих героев. Среди его романов «Луна и грош», «Миссис Крэддок» и «Разрисованная вуаль». Его лучший роман – «Человеческие узы». Это исследование разочарования, в котором присутствует сильный автобиографический элемент.
Романы Кингсли Эмиса Lucky Jim, Take a Girl like You, One Fat Englishman и Girl являются заметными произведениями в двадцатом веке.
ГЛАВА 14 Драма двадцатого века
После столетнего затишья драма вновь стала важной формой в двадцатом веке. Как и романисты в XX веке, большинство значительных драматургов были в основном озабочены современной социальной сценой. Многие драматурги экспериментировали в театре. Произошли революционные изменения как в теме, так и в представлении.
Джон Голсуорси был социальным реформатором, который в своих пьесах показывал обе стороны проблем. Он горячо сочувствовал жертвам социальной несправедливости. Из самых известных его пьес «Серебряная шкатулка» посвящена неравенству правосудия, «Страйф» – борьбе между капиталом и трудом, «Правосудие» – бессмысленности судебной системы.
Джордж Бернард Шоу – один из величайших драматургов 20 века. Первой пьесой Шоу считается «Оружие и человек». Это превосходная и забавная сценическая пьеса, высмеивающая романтическое представление о солдате. «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра» и «Человек судьбы» также заслуживают внимания. «Человек и сверхчеловек» – самая важная пьеса Шоу, в которой эта тема раскрывается наполовину серьёзно, наполовину комично. Религия и социальные проблемы снова являются главными темами в пьесе «Майор Барбара». «Дилемма доктора» – забавная сатира. Социальные условности и социальные слабости снова рассматриваются в «Пигмалионе», остроумном и очень занимательном исследовании классового различия. В «Святой Жанне» рассматриваются проблемы христианства. Пьесы «Тележка с яблоками», «Женева», «Миллионер», «Слишком правдиво, чтобы быть хорошим» и «На скалах» – это второстепенные пьесы Шоу.
Дж. М. Синдж был величайшим драматургом в эпоху возрождения ирландского театра. Его пьес немного, но они настолько велики, что ставят его в ряд величайших драматургов английского языка. Синдж был вдохновлён красотой окружающей его природы, юмором, трагедией и поэзией жизни простых рыбаков на островах Аран. Тень Глена» – это комедия, основанная на старой народной сказке, которая даёт хорошую романтическую картину жизни ирландских крестьян. За ним следует «Всадники к морю» – мощная, глубоко трогательная трагедия, рассказывающая о том, как море влияет на жизнь рыбаков Ирландии. Свадьба Винкера» и «Колодец святых» – другие заметные произведения.
Сэмюэл Беккет, величайший сторонник абсурдистского театра, наиболее известен своей пьесой «В ожидании Годо». Это статичное представление без структуры или развития, использующее только блуждающие, кажущиеся бессвязными диалоги, чтобы передать отчаяние общества в период после окончания мировой войны. Другая известная пьеса Беккета – «Эндшпиль».
Гарольд Пинтер находился под влиянием Сэмюэля Беккета. Его пьесы довольно короткие и поставлены в замкнутом пространстве. Его герои всегда сомневаются в своих функциях и боятся чего-то или кого-то «снаружи». Наиболее известные его пьесы – «Вечеринка по случаю дня рождения», «Тупой официант», «Ночь на улице», «Возвращение на родину» и «Молчание».
Пьеса Джеймса Осборна «Оглянись во гневе» дала сильнейший тоник концепции «Сердитого молодого человека». Другие его крупные произведения – «Смотри, как он падает», «Мой портрет», «Недопустимые улики» и др.
Т.С. Элиот написал семь драм. Это «Суини Агонист», «Скала», «Убийство в соборе», «Воссоединение семьи», «Коктейльная вечеринка», «Конфиденциальный клерк» и «Старший государственный деятель».
Романы «Юнона и паяц», «Плуг и звезды» и «Серебряный Тасси» выделили Шона О’Кейси как величайшую новую фигуру межвоенных лет. Его собственный опыт позволил ему с тёплым пониманием изучить жизнь дублинских трущоб.
Другим ведущим драматургом 20 века был Арнольд Вескер. В своих пьесах Уэскер повествовал о жизни людей рабочего класса. Его знаменитые произведения – «Корни», «Куриный суп с ячменём» и «Я говорю об Иерусалиме».
Бертольт Брехт, Дж. Б. Пристли, Сомерсет Моэм, Кристофер Фрай, Питер Усинов, Том Стоппард, Бернард Копс, Генри Ливингс, Алан Беннет и др. являются другими важными драматургами английской литературы двадцатого века.
ГЛАВА 15 Поэзия двадцатого века
Самой крупной фигурой в поэзии начала двадцатого века был ирландский поэт Уильям Батлер Йитс. Как и многие его современники, Йитс остро осознавал духовную бесплодность своего века. У.Б. Йитс стремился уйти в страну «фейри» и искал свои темы в ирландских легендах. Он является одним из самых сложных современных поэтов. Он доверял воображению и интуиции человека, а не научным рассуждениям. Йитс верил в фей, магию и другие формы суеверий. Он изучал индийскую философию и Веды. Ирландский моряк предвидит свою смерть», «Башня», «Зелёный шлем» и др. являются его основными поэмами.
За исключением, возможно, Йитса, ни один поэт двадцатого века не пользовался таким уважением среди своих собратьев по перу, как Т.С. Элиот. Первый том стихов Элиота «Пруфрок и другие наблюдения» изображает скуку, пустоту и пессимизм его дней. Его широко обсуждаемая поэма «Пустая земля» (1922) оказала огромное влияние на послевоенное поколение и считается одним из важнейших документов своей эпохи. Поэму трудно понять в деталях, но её общая цель ясна. Поэма построена вокруг символов засухи и наводнения, олицетворяющих смерть и возрождение. Поэма состоит из пяти частей: «Погребение мёртвых», «Игра в шахматы», «Огненная проповедь», «Смерть от воды» и «Что сказал гром». Стихотворение Элиота «Пепельная среда», вероятно, самое сложное в его творчестве. Непонятные образы и символы, отсутствие чёткой, логичной структуры делают поэму трудной.
У.Х. Оден был художником большой виртуозности, непрестанно экспериментирующим со стихотворной формой, с тонким слухом к ритму и музыке слов. Он был современен по тону и выбору тем. В поздних стихах Одена появилась новая нота мистицизма в его подходе к человеческим проблемам. Он был откровенно антиромантичен и подчёркивал объективное отношение.
Томас Харди начал свою карьеру как поэт. Хотя ему не удалось найти издателя, он продолжал писать стихи. Стихи Харди состоят из коротких текстов, описывающих природу и естественную красоту. Как и в его романах, в стихах прослеживается озабоченность неравной борьбой человека с могущественной судьбой. Поэмы Уэссекса, «Зимние слова» и «Собрание стихотворений» являются его основными поэтическими произведениями.
Г.М. Хопкинс – уникальная фигура в истории английской поэзии. Ни один современный поэт не был центром большего количества споров или причиной большего количества недоразумений. Он был очень нетрадиционен в технике письма. В своих стихах он использовал ритм Спрунга, контрапунктный ритм, внутренние ритмы, аллитерацию, ассонанс и чеканку.
Дилан Томас был противником интеллектуализма в стихах. Он использовал человеческое тело, секс и Ветхий Завет для большей части своих образов и сложной игры слов. Его стихи великолепно красочны и музыкальны. Темами для его стихов часто становились пейзаж, религиозные и мистические ассоциации, грусть и тишина.
Сильвия Плат и её муж Тед Хьюз написали несколько блестящих стихотворений в 20 веке. Психическое расстройство Плат, которое привело её к самоубийству, можно увидеть в её поэтических сборниках под названиями «Ариэль», «Колосс» и «Пересекая воду». Тед Хьюз был поэтом животных и природы. Его основными поэтическими сборниками являются «Ястреб под дождём», «Вудво», «Ворон», «Ворон проснулся» и «Ешь ворона».
Р.С. Томас, Филип Ларкин, Кингсли Эмис, Питер Портер, Шеймус Хини и др. также дополнили красоту английской поэзии 20-го века.
Поэты войны
Первая мировая война привлекла внимание общественности ко многим поэтам, особенно среди молодых людей, служивших в вооружённых силах, в то же время она дала новый источник вдохновения писателям с уже сложившейся репутацией. Руперт Брук, Слегфрид Сассун и Уилфред Оуэн являются основными поэтами войны. Знаменитый сонет Руперта Брука «Если я умру, думай обо мне только так» появился во многих антологиях стихов двадцатого века. Брук обращался за вдохновением к природе и простым удовольствиям. Сассун писал жестокие и озлобленные стихи. Сассун рисовал ужасы жизни и смерти в окопах и госпиталях. Уилфред Оуэн был величайшим из военных поэтов. В начале своей литературной карьеры Оуэн писал в романтической традиции Джона Китса и лорда Теннисона. Оуэн был одарённым художником с тонким чувством слова. Он много экспериментировал в технике стиха.
Комментирование недоступно Почему?