Краткая история ирландских романов читать ~12 мин.
Ирландская литература делится на две различные категории. Первая категория, написанная на ирландском языке, включает бардовские поэмы и кельтские саги. Вторая категория, ирландская литература, написанная на английском языке, включает то, что часто называют англо-ирландской литературой, поскольку она была создана протестантами английского происхождения. Это явление можно объяснить исторической колонизацией Ирландии Англией и принятием ирландских писателей в рамках британской литературной традиции.
Восемнадцатый век
Хотя ирландские писатели известны своим вкладом в поэзию и драматургию, ирландские писатели, начиная с восемнадцатого века, также внесли свой вклад в становление английского романа. Ирландские писатели также сыграли большую роль в эволюции английского романа на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков. Очень мало ирландской художественной литературы восемнадцатого века посвящено ирландской тематике. Напротив, ирландская художественная литература имеет дело с юмором, чувством гротеска и фантазией, значением анекдота и важностью рассказчика – все это классифицирует конструкции ирландского романа.
Ирландский длинный роман зародился в восемнадцатом веке благодаря трудам Джонатана Свифта (1667-1745). Его буйное использование юмора и фантазии, а также широкое воображение свидетельствуют о глубоком влиянии Ирландии на его психику и твёрдо выделяют его как ирландского писателя. Признанный самым выдающимся сатириком в прозе на английском языке, Свифт провёл большую часть своей жизни, пытаясь покинуть Ирландию, которая в то время считалась местом изгнания из Англии. Однако политика заставила его провести большую часть своей жизни в качестве декана англиканского собора Святого Патрика в Дублине.
Хотя Свифт писал стихи в начале своей жизни, его истинный гений проявился только тогда, когда он обратился к сатире в прозе. Его «Сказка о ванне», опубликованная анонимно в 1704 году, представляет собой сатиру против религии и образования. Эта книга выделила Свифта как гения сатирического остроумия. Его величайший роман, «Путешествия Гулливера» (1726), обеспечил ему постоянное место в истории литературы. Ироническое напряжение, созданное Свифтом, заставляет задуматься о взглядах автора на человечество. В каждой из четырёх книг романа Лемюэль Гулливер отправляется в путешествие и попадает в незнакомую страну. В первой книге Гулливер оказывается гигантским пленником шестидюймовых лилипутов, которых он спасает от вторжения соседнего Блефуску. Он сбегает, когда его обвиняют в государственной измене.
Во второй книге герой отправляется в Бробдингнаг, где оказывается крошечным, как игрушка, в мире великанов. Хотя его любят и балуют как домашнее животное, в страхе за свою жизнь ему удаётся спастись в когтях большой птицы. В третьей книге Гулливер посещает плавучий остров Лапута, где жители острова настолько одержимы научной деятельностью, особенно члены Академии Лагадо (пародия на английское Королевское общество), что не замечают обыденных опасностей.
В четвёртой книге Гулливер попадает в утопическую страну восхитительных, просвещённых, разумных лошадей – хоуинхнмов – и деградировавших, грязных людей – яху. Хотя сначала Гулливер был принят нежными существами как диковинка, вскоре его изгоняют как презренного из-за его человеческих физических характеристик. Хотя в конце своего четвёртого путешествия он возвращается в Англию, он больше не может выносить человеческое общество и доживает свои дни в компании лошадей.
Ироничный роман Свифта не имеет чёткого объяснения. Свифт использует различные места, которые посещает его герой, для сатиры на глупость человечества. Из всех людей, с которыми он сталкивается, лилипуты и бробдингнаги непрактичны и злобны, а интеллектуалам из третьей книги не хватает мудрости, если они не являются откровенными безумцами. Человекоподобные яху презренны и бессильны выразить хоть какой-то разум, но хоуинхнмы, лошади, разумны и добры.
В романе рассказчик Тристрам стремится сделать, казалось бы, невозможное: рассказать историю своей собственной жизни. Начиная с момента зачатия рассказчика, Стерн пародирует зарождающуюся форму романа, исследуя относительность времени в человеческом опыте. На протяжении всего повествования автор нарушает опыт и высмеивает развитие повествования, не давая последовательного сюжета или заключения и вставляя возмутительные и длинные отступления. В конце концов Тристрам понимает, что рассказ истории своей жизни занимает больше времени, чем её проживание.
Стерн также написал книгу «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768), пытаясь научить людей любить своих собратьев. Этот роман, пародирующий широкий спектр книг о путешествиях той эпохи, оказал большое влияние на кампанию сентиментализма, распространённую во второй половине восемнадцатого века. Это движение ассоциировало острую чувствительность и сочувственное, нежное сердце с истинной добродетелью. В романе рассказчик, парсон Йорик, которого часто трогают слезы, отправляется в путешествие по Франции и Италии в поисках «сентиментальной коммерции», или подлинного человеческого общения.
Хотя Оливер Голдсмит (1728 или 1730-1774) достиг известности как эссеист («Гражданин мира», 1762), поэт («Пустынная деревня», 1770) и драматург («Она стремится покорить: или ошибки одной ночи», кн., опубл. 1773), он также хорошо известен как романист благодаря своему пасторальному роману «Викарий Уэйкфилда» (1766). В начале жизни его первое призвание как врача вскоре уступило место его писательскому таланту, который принёс ему большую литературную известность. Он был одним из основателей знаменитого Литературного клуба, в который входили Сэмюэл Джонсон, сэр Джошуа Рейнольдс, Дэвид Гаррик, Эдмунд Бёрк и Джеймс Босуэлл.
Мелодраматический роман «Викарий Уэйкфилда» представляет собой картину идеализированной деревенской жизни и незабываемого викария, доктора Чарльза Примроуза. Проблемы в семье начинаются, когда викарий теряет доход и вынужден перевезти семью в поместье сквайра Торнхилла, который похищает его дочь Оливию. Затем сын викария Джордж оказывается в тюрьме после попытки отомстить за сестру. Неприятности викария продолжаются, когда похищают и его вторую дочь, Софию. После того как дом семьи сгорает, викария сажают в тюрьму за долги. Несмотря на все трудности, викарий остаётся неизменно милосердным. Голдсмит, обладавший способностью кристаллизовать человеческую личность, предлагает комический взгляд на человеческие трудности.
Мария Эджворт (1768-1849) в своих популярных романах и детских сказках достоверно передаёт сельскую ирландскую жизнь XVIII и XIX веков. Глубоко погруженная в вопросы национальности и культурной идентичности, Эджворт известна тем, что впервые представила правдоподобных детей в форме английского романа в сборнике «Помощник родителя: Or, Stories for Children (1796, 1800). Ее фактическое участие в управлении поместьем отца в Ирландии дало ей знания, необходимые для достоверной характеристики сельского ирландского общества в её первом романе «Замок Ракрент» (1800), который считается первым полностью разработанным региональным романом и первым настоящим историческим романом на английском языке.
Эджворт обратила внимание на порицаемую практику заочного владения английскими землями в романе «The Absentee» (1812), который, как говорят, повлиял на сэра Вальтера Скотта (1771-1832), чтобы он закончил свой роман «Waverley: Or, ’Tis Sixty Years Since (1814). Романы «Покровительство» (1814) и «Ормонд» (1817) исследуют взаимоотношения между культурой и политикой и повышают литературную репутацию Эджворта. Во время голода в Ирландии в 1846 году Эджворт стал представителем организации помощи ирландцам.
Самый известный роман Джойса, «Улисс» (1922), параллелен «Одиссее» Гомера (ок. 800 г. до н.э.). Действие романа «Улисс» происходит в Дублине в один день, 16 июня 1904 года, который в народе стал известен как Блумсдей. В романе действуют Дедалус, герой предыдущего романа Джойса, Леопольд Блум, продавец рекламы, и его жена Молли Блум – все современные образы мифических Телемаха, Улисса и Пенелопы. Посредством внутреннего монолога, или техники потока сознания, их бесчисленные мысли, впечатления и чувства – рациональные и иррациональные – раскрываются по мере того, как они прокладывают свой путь в Дублине.
В романе «Поминки по Финнегану» (1939), написанном в уникальном и чрезвычайно трудном, но комическом стиле, архетипическая семья, о которой все мечтают, метафорически падает и поднимается. Роман характеризует дублинского трактирщика Хамфри Чимпдена Эрвикера, его жену, миссис Анну Ливию Плюрабель, и их детей, Шема, Шона и Изабель, в последовательности снов на протяжении одной ночи. Джойс использует каламбуры и объединяет различные языки, мифические образы, литературных и исторических персонажей, чтобы показать, хотя и неясно, как история преобладает над человеческим опытом и отношениями.
Как и произведения Джойса, творчество Эдны О’Брайен (родилась в 1930 году) было запрещено католической церковью в Ирландии. Ее строгое воспитание в католическом монастыре послужило толчком к написанию первого популярного романа «Деревенские девушки» (1960), в котором речь идёт об одиноких женщинах, ищущих свою идентичность и чувство принадлежности. В первом томе трилогии «Деревенские девушки и эпилог» (1986) рассказывается о двух ирландских девушках, которые покидают свою строгую сельскую монастырскую школу ради более захватывающей, менее ограниченной жизни в Дублине. Их жизнь впоследствии описана в романах «Одинокая девушка» (1962; также известен как «Девушка с зелёными глазами», 1964) и «Девушки в супружеском счастье» (1964). Разочаровавшись, обе девушки уезжают из Дублина в Лондон, не найдя ни полноценной связи с мужчинами, ни счастья в браке.
Романы О’Брайен выражают отчаяние по поводу подавления женщин и их места в современном обществе. Одинокие и пустые, её героини, хотя порой и счастливые, постоянно ищут удовлетворения в обречённых эротических отношениях. Ее изображение сексуальности персонажей было сочтено слишком откровенным для 1960-х годов, и трилогия «Деревенские девушки» была на некоторое время запрещена в Ирландии. Двадцатая художественная книга О’Брайен «Свет вечерний» (2006) использует поток сознания, чтобы оглянуться на жизнь и отношения пожилой вдовы. Роман возвращает О’Брайен к темам деспотичной церкви и поиска женской автономии.
Хотя ирландские писатели широко известны своим огромным вкладом в поэзию и драматургию, наследие ирландской длинной художественной литературы также великолепно и богато. Помимо Джойса, Беккета и О’Брайена, Форрест Рид (1875-1947), Бринсли Макнамара (1890-1963), Пидар О’Доннелл (1893-1986), Джойс Кэри (1888-1957), Элизабет Боуэн (1899-1973), Фрэнсис Макманус (1909-1960), Фланн О’Брайен (1911-1966), Мэри Лавин (1912-1996) и Джон МакГахерн (1934-2006) продолжили традицию ирландской длинной фантастики в двадцатом веке.
Ирландская литература в двадцать первом веке
Родди Дойл (род. 1958) и Патрик Маккейб (род. 1955) – два лучших современных романиста Ирландии, идущие по следам предыдущих гигантов ирландской литературы. В центре юмористической трилогии Дойла «Барритаун» (1992; включает «Обязательства», 1987; «Ловкач», 1990; и «Фургон», 1991) – неуёмная семья Раббитов из рабочего класса Дублина.
Первый роман Дойла, «Обязательства», рассказывает о повседневной жизни семьи Раббитов и их весёлых встречах с группой ирландских подростков из рабочего класса, которые создают соул-группу «Обязательства». В романе «Приверженцы» уморительно затрагивается проблема беременности. Когда девятнадцатилетняя Шэрон Рэббитт забеременела, она отказывается назвать имя отца своего «сыночка». Ее отец, Джимми-старший, сначала смущается и обвиняет свою дочь, но в конце концов принимает активное участие в беременности Шэрон, удивляясь чудесам жизни и любви.
В «Ване» рассматривается мужская дружба. Когда Джимми-старший теряет работу, больше всего ему не хватает вечеров в пабе с друзьями. Хотя он работает в библиотеке и заботится о своей маленькой внучке, только после того, как он и его лучший друг Бимбо покупают побитый фургон для рыбы и чипсов, к нему возвращается энтузиазм к жизни. По всем частям трилогии были сняты успешные фильмы.
Одной из сильных сторон Дойла является его способность дать голос целому ряду персонажей. В своём юмористическом романе «Пэдди Кларк, Ха-Ха-Ха» (1993), удостоенном Букеровской премии, Дойл передаёт удивительные и беззаботные дни юности через речевые обороты детства. Десятилетний Падрейк Кларк, или Пэдди, носится по улицам Барритауна со своей бандой друзей-хулиганов, устраивает пожары, играет в «ковбоев и индейцев» и вообще хорошо проводит время. Роман «Женщина, которая входила в двери» (1996) и его продолжение «Пола Спенсер» (2006) рассказывают о забитой жене, которая с помощью своей смекалки и острого языка справляется с наркоманией и экономическими трудностями.
МакКейба сравнивали с Джойсом и Беккетом, однако его можно легко отнести к ирландской готической традиции. Роман Маккейба «Мясник» (1992), признанный шедевром литературного чревовещания, был включён в шорт-лист Букеровской премии 1992 года. Этот тонко написанный роман повествует о том, как молодой подросток погружается в безумие и убийство. Хотя у Фрэнси Брэди, школьника из маленького городка в Ирландии 1960-х годов, пьяница отец и нерадивая мать, его приятель Джо Перселл не даёт ему сбиться с пути. Когда мальчики выманивают Филипа Ньюджента из его коллекции комиксов, мать Филипа называет семью Фрэнси «свиньями». Фрэнси, «мальчик-свинья», усваивает это оскорбление и начинает ненавидеть социально успешную миссис Ньюджент. После того как его собственная мать попадает в психиатрическую больницу, Фрэнси убегает в Дублин. По возвращении он обнаруживает, что она покончила жизнь самоубийством. Чувствуя себя крайне виноватым, он врывается в дом миссис Ньюджент, после чего его отправляют в исправительную школу: Его лучший друг, Джо, дружит с заклятым врагом Фрэнси Филипом Ньюджентом, и Фрэнси теряется. Он продолжает свой спуск во тьму.
«Завтрак на Плутоне» МакКейба (1998), относящийся к предпочитаемому автором юмористическо-макабрическому жанру, – это ещё одна история о молодом человеке, неспособном примириться с жизненными коллизиями. Эмоционально перегруженный Патрик «Пусси» Брейден пишет свои возмутительные мемуары для своего психиатра, доктора Теренса. Отпрыск приходского священника Тирелина и его экономки, Патрик брошен и помещён в приёмную семью к алкоголику Волосатому Брейдену. Юноша находит избавление в мечтах о звёздной славе и женской моде, получает новое имя Пусси и начинает новую жизнь в качестве проститутки в Лондоне. Однако вскоре главный герой оказывается в затруднительном положении, когда начинает работать на террористов Ирландской республиканской армии. Маккейб также известен своими романами «Музыка на Клинтон-стрит» (1986), «Карн» (1989), «Мёртвая школа» (1995), «Зови меня Бриз» (2004), «Винтервуд» (2007) и «Святой город» (2009).
Среди других значимых ирландских писателей начала XXI века – Энн Энрайт (род. 1962), чей роман «Сбор» (2007) получил Букеровскую премию, Себастьян Барри (род. 1955), Джозеф О’Коннор (род. 1963) и Антония Лог (род. 1972). Писатель Эоин Колфер (родился в 1965 году) завоевал широкую мировую аудиторию благодаря своей серии фэнтези «Артемис Фаул», предназначенной для молодых взрослых, но понравившейся взрослым благодаря своему юмору и остроумию. Серия, рассказывающая о безжалостном подростке-преступнике, началась в 2001 году с «Артемиса Фаула». На протяжении всей книги повествование от третьего лица переключается с человеческих персонажей на персонажей фей, чтобы представить основные темы жадности и конфликтов. Киноадаптация под названием «Артемис Фаул» была выпущена на канале Disney+ 12 июня 2020 года.
Комментирование недоступно Почему?