«Матери» Никки Джованни читать ~4 мин.
Чернокожая американская поэтесса Никки Джованни написала стихотворение «Матери» в 1972 году; оно появилось в сборнике «Мой дом». Стихотворение «Матери» написано шестью строфами нерифмованного свободного стиха. Написанное в начале богатой и плодотворной карьеры, охватывающей множество форм СМИ, стихотворение «Матери» рассматривает материнство и отношения между родителями и детьми через смещающуюся линзу, включающую наблюдения автора как за детским, так и за взрослым опытом.
Стихотворение подчёркивает важность связи поколений, протягивая нить через мать, дочь и внука. В то же время стихотворение предлагает сильные индивидуальные портреты как самой говорящей, так и её матери. В стихотворении описывается первый раз, когда говорящая видит свою мать как личность, отличную от самой говорящей и большую, чем единственная роль матери. Тихим голосом поэт напоминает читателю, что материнство, отягощённое ответственностью, может быть источником красоты и радости.
Биография поэта
Иоланда Корнелия «Никки» Джованни-младшая родилась в Ноксвилле, штат Теннесси, 7 июня 1943 года. Вскоре после её рождения семья переехала в Цинциннати, штат Огайо. Она и её сестра поддерживали тесную связь со своими бабушкой и дедушкой в Ноксвилле, куда Джованни вернулась в 15 лет, чтобы посещать среднюю школу Остина. Она поступила в альма-матер своего деда, Университет Фиска – исторически чёрный университет в Нэшвилле, штат Теннесси, по программе раннего поступления.
Джованни была исключена деканом по делам женщин за то, что без разрешения покинула кампус на каникулы в День благодарения, но последующий декан по делам женщин призвал её вернуться в Фиск. Джованни восстановила университетское отделение SNCC (Студенческий координационный комитет ненасильственных действий), редактировала «Élan» – студенческий литературный журнал – и с отличием окончила университет со степенью бакалавра истории.
Бабушка Джованни, Лувения Уотсон, умерла вскоре после окончания университета. По словам Джованни, «рассказчица», глубокое влияние Уотсон прослеживается в сборнике поэта 1968 года «Чёрные чувства, чёрные разговоры», опубликованном в частном порядке, когда Джованни находилась в Нью-Йорке, посещая программу МИД Школы искусств Колумбийского университета.
Хотя её ранние стихи некоторые называли «воинственными» и политически «наивными», Джованни пользовалась бурным ранним успехом, утвердившись в качестве редкого поэта-бестселлера. Книга «Black Feeling, Black Talk» была продана тиражом более 10 000 экземпляров в первый год, что в 10 раз превысило тираж, считавшийся «успешным» для книги стихов. Ее первое публичное чтение в Birdland, знаменитом джаз-клубе Нью-Йорка, прошло при полном аншлаге.
Будучи видным участником Движения чёрных искусств в конце 1960-х годов, Джованни поддерживала и продолжает поддерживать других художников и чёрное сообщество, выступая с инициативами и участвуя в телеиздании, разговорном слове, аудиоискусстве и преподавании. Она стала первым лауреатом премии «Женщины мужества Розы Паркс» и семикратным лауреатом премии NAACP Image Award.
Джованни имеет десятки почётных степеней, была номинирована на звание «Женщина года» многими источниками и является номинантом премии «Грэмми». Редактор, издатель, артист звукозаписи и автор 28 книг, Джованни была финалистом Национальной книжной премии за книгу «Близнецы» (1973). Она является заслуженным профессором университета в Вирджинском технологическом институте.
Первая строфа «Матери» начинается с воспоминания: «в последний раз я была дома». Вторая строка сообщает читателю о цели поездки – повидаться с матерью оратора. Начальная строфа, состоящая из шести строк, описывает тихую сцену в одной непрерывной фразе, окутывая говорящего и мать «комфортной тишиной», в которой они могут быть вместе в одном месте, но могут сидеть каждый со своими личными мыслями и «отдельными книгами».
Во второй строфе оратор переносит читателя в прошлое, в «первый раз, когда я осознанно увидела» свою мать. Это другой дом, чем тот, о котором говорилось вначале: «трёхкомнатная квартира». Говорящая рассказывает читателю, что её мать «всегда сидела в темноте», хотя она не знает или не может вспомнить, почему.
Говорящая вспоминает, как в детстве вставала ночью с постели и шла на кухню, где видела свою мать, «сидящую на стуле». Сцена «залита лунным светом». Говорящая не может вспомнить, «курила ли её мать», но отчётливо помнит длинные чёрные волосы матери, которые она сравнивает с «мифом о Самсоне», библейской историей о человеке, чья огромная сила исходит от его длинных волос. Говорящая говорит: «Я помню, как подумала: «Какая красивая женщина». Это воспоминание указывает на то, что, возможно, впервые говорящая увидела и рассмотрела свою мать как человека, отдельного от неё самой.
Говорящая уверена, что её мать «намеренно ждёт», но ждёт ли она отца или «может быть, мечту», говорящая не уверена. Мать подзывает ребёнка и предлагает «научить её стихотворению» о луне.
Оратор снова говорит как взрослый человек, когда говорит: “Я научила этому же стихотворению своего сына”, который «прочитал его» для своей бабушки по материнской линии.
- «Ноксвилл, Теннесси» Никки Джованни
- «Войлок» Никки Джованни
- С 4 по 7 октября в Арт-Центре «Ветошный» пройдёт Второй Московский открытый фестиваль йоги Yogafest
- «Ночь музеев» снова в Калуге
- В Театре музыкальной комедии «Бал вампиров» сменится «Голливудской дивой»
- Пейзажи Великого Новгорода на персональной выставке Дарины Сидоровой
- Петербургский театр «Суббота» представил своё творчество во Владимире
- В Пензенской области появилось два библиомобиля
Комментирование недоступно Почему?