«Старый пруд» Басё читать ~3 мин.
Многие учёные согласны с тем, что «Старый пруд» (1686) Мацуо Басё является одним из самых – если не самым – известным хайку всех времен. Термин «хайку» переводится как «игровой стих», и хотя «Старый пруд» кажется причудливым и простым – лягушка прыгает в воду и последующий всплеск – Басё использует различные литературные приёмы, такие как ключевые слова и ономатопея, чтобы это трехстрочное стихотворение было одновременно дидактическим и приятным.
«Старый пруд» поучителен, особенно благодаря использованию в нём таких распространённых тропов хайку, как заданный слоговой рисунок и образы природы, и приятен, поскольку существует огромное количество переводов и анализов этого обманчиво простого стихотворения.
Биография поэта
Басё (1644-1694) – японский поэт, известный своим мастерством хайку – поэтической формы, которую он помог популяризировать. Басё родился в XVII веке под именем Мацуо Кинсаку недалеко от нынешнего Киото, Япония, и впервые познакомился с литературой, служа в замке Уэно у одного из мелких господ. Покинув замок Уэно, Басё учился у знаменитого поэта Кигина.
Примерно в это время он начал изучать даосизм и китайскую поэзию и стал участвовать в совместном написании стихов, известных как «хайкай но рэнга» (популярная форма японского связанного стиха); именно из этой совместной поэзии родилось хайку. Поэты взяли первую часть «рэнга», называемую «хокку» (стих из трёх нерифмованных строк, содержащих пять, семь и пять слогов), и превратили её в самостоятельное стихотворение, посвящённое природе. Басё опубликовал свои хайку в нескольких антологиях под разными псевдонимами.
Позднее Басё переехал в Токио (тогда он назывался Эдо), где получил в подарок от ученика деревья «Басё», от которых и произошёл его самый известный псевдоним. Он присоединился к растущему литературному сообществу города и начал включать дзен-буддизм в свою поэзию.
Однажды пожар уничтожил дом Басё (и большую часть Токио), и он отправился путешествовать по миру пешком. Этот поступок привёл к тому, что Басё создал новую форму письма, соединив поэзию и прозу в рефлексивной форме путевого письма, известной как «хайбун». «Хайбун» содержит хайку, перемежающиеся с мыслями автора.
«Оку-но хосомити», или «Узкая дорога в глубь страны» (опубликованная посмертно в 1702 году), является самым популярным хайбуном Басё. В «Узкой дороге в глубь страны» рассказывается о пятимесячном путешествии, которое Басё предпринял вместе со своим учеником Сора. В «Узкую дорогу в глубь страны» вплетены литературные ссылки на других поэтов, а также размышления о природе, времени, тишине, путешествиях и лёгкости. Басё пересматривал «Узкую дорогу» вплоть до своей смерти в 1694 году.
Первая строка хайку, «старый пруд», устанавливает сцену, фокусируя внимание на самом пруде, в то время как средняя, более длинная строка, «лягушка прыгнула», представляет действие стихотворения, когда одинокая лягушка прыгает в пруд. Последняя строка, «звук воды», переключает внимание со зрелища на звук, когда лягушка плещется в воде пруда.
Комментирование недоступно Почему?