Юбилей Алексея Апухтина. Вспомнить и познакомиться заново читать ~2 мин.
БОЛХОВ. Писателю Алексею Николаевичу Апухтину, уроженцу старинного русского города в Орловской губернии, исполнилось 175 лет.
Императорское училище правоведения несмотря вполне могло бы составить конкуренцию Царскосельскому лицею по уровню подготовки студентов и универсальности получаемого образования. Достаточно ознакомиться с фамилиями его выпускников, и станет понятно, что заведение внесло огромный вклад не только в развитие отечественного права, но и в литературу, музыку, дипломатию, предпринимательство. В длинном перечне помимо Кони, Таубе и Мейера можно найти фамилии Аксакова, Стасова, Набокова (отца знаменитого писателя), Алёхина, Евреинова, фон Мекк. Пётр Ильич Чайковский и Алексей Николаевич Апухтин также вышли из стен этого училища. Оно не только позволило получить им разностороннее образование, но и положило начало их дружбе.
Апухтин ушёл из жизни непростительно рано, в 52 года, лишившись из-за болезни возможности свободно передвигаться и даже нормально спать. Его литературное наследие могло дойти до наших времён в гораздо большем объёме. Но многое не было зафиксировано на бумаге самим Апухтиным, большая часть произведений, оказалась утраченной безвозвратно. Несмотря на популярность его поэтических опусов, талант его оказался не до конца оценённым. Он и сам называл себя непризнанным поэтом, хотя немалое количество его стихов было положено на музыку Аренского, Чайковского, Рахманинова, превратившись в известные всем романсы: «День ли царит», «Ночи безумные», «Ни отзыва, ни слова, ни привета». И если поэзию Апухтина критики нередко упрекали в шаблонности, ограниченности сюжетов, переизбытку банально-мелодраматического вокабуляра (страсти, слёзы, безумства), в прозе он предстаёт совсем иным: глубоким, остроумным, неожиданным в выборе тем. Полный иронии и скрытого сарказма «Архив графини Д. », остроумный и до некоторой степени автобиографичный «Дневник Павлика Дольского», фантастическое и новаторское для российской литературы повествование «Между жизнью и смертью», в которой затрагивались вопросы о переселении душ и загробной жизни. Готическое произведение стало «лебединой песней» Апухтина, через год после завершения рукописи он скончался. Великолепная проза была напечатана лишь после ухода писателя из жизни. Среди тех, кто оценил её по достоинству, — Михаил Афанасьевич Булгаков.
Муссируемая некоторыми биографами тема об особенностях личной жизни писателя нередко отвлекает потенциальных читателей от его творчества, что достойно лишь сожаления. Но это совсем другая история.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?