«Авессалом и Ахитофел» Джона Драйдена читать ~5 мин.
Произведение Джона Драйдена «Авессалом и Ахитофел» было впервые опубликовано в 1681 году, как прямой ответ на политический кризис, с которым король Карл II сталкивался с 1679 по 1681 год. В ходе событий, получивших название «Кризис исключения», противники короля в парламенте пытались отстранить брата Карла, Якова, от наследования престола на том основании, что он был католиком.
«Авессалом и Ахитофел» – сатирическая повествовательная поэма, в которой Драйден использует библейскую аллегорию для обсуждения событий и основных личностей, вовлечённых в этот кризис. Поэма высмеивает противников короля и открыто демонстрирует стойкие роялистские симпатии Драйдена. Поэма также примечательна тем, что в ней присутствует один из литературных товарных знаков Драйдена – «героическое двустишие». Поэма «Авессалом и Ахитофел» – одно из главных поэтических произведений Драйдена, в котором проявились как характерные элементы его стиля, так и его политические и религиозные симпатии того времени.
Биография поэта
Джон Драйден (1631-1700) родился в Нортгемптоншире, Англия, в большой и относительно процветающей семье землевладельца. В юности Драйден получил модное гуманистическое образование в Вестминстерской школе, а затем учился в Тринити-колледже в Кембридже. Его образование дало ему глубокие знания произведений классической греческой и латинской литературы, которые оставались для него важным литературным ориентиром на протяжении всей жизни.
Драйден был успешным студентом и окончил Кембридж в 1654 году. В 1659 году он дебютировал в литературе стихотворением, посвящённым смерти Оливера Кромвеля, но, хотя его семья была пуританами и сторонниками парламентской партии во время гражданской войны в Англии, Драйден лично приветствовал восстановление монархии Стюартов в 1660 году. Он написал две поэмы, посвящённые возвращению и коронации короля Карла II: «Astraea Redux» (1660) и «Его Святому Величеству» (1661). Роялистские убеждения Драйдена и его глубокое недоверие к гражданским раздорам нашли отражение в нескольких других его поэтических произведениях, включая «Авессалом и Ахитофел» (1681).
Драйден сначала зарекомендовал себя как драматург, создав большое количество произведений, включающих как комедии, так и трагедии. Среди известных произведений – «Тайная любовь, или Королева девиц» (1667), «Завоевание Гранады» (1670), «Брак по моде» (1673) и «Все ради любви» (1678). В 1668 году Драйден опубликовал критическое эссе «О драматической поэзии», в котором размышлял об английской драме и её связи с французскими современниками и классическими предшественниками. В том же году Драйден стал первым поэтом-лауреатом Англии, этот пост он занимал до 1689 года. В 1678 году Драйден устал от сцены и переключил своё внимание на написание стихов. Вскоре он стал известен своими сатирическими стихами, многие из которых были политическими и отражали современные события.
В 1685 году Драйден перешёл в римский католицизм и написал «The Hind and the Panther» (1687) в защиту римско-католической веры. Когда в 1688 году король Яков II был вынужден отречься от престола, политические и религиозные пристрастия Драйдена оказались не в ногу со временем, и он потерял пост поэта-лауреата. Драйден вернулся к написанию пьес для сцены, создав свою последнюю пьесу «Любовь торжествует» в 1694 году, после чего окончательно ушёл из жизни как драматург.
В последние годы жизни Драйден посвятил себя переводу классических текстов, включая произведения таких авторов, как Ювенал и Вергилий. Он умер в 1700 году и был похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Влияние Драйдена было огромным как в его собственное время, так и посмертно, благодаря его большому и признанному труду, уверенности и элегантности его стиля и – что, пожалуй, наиболее примечательно – совершенству героического двустишия во многих его стихах. Такие крупные писатели XVIII века, как Александр Поуп и Сэмюэл Джонсон, называли Драйдена одним из своих главных влияний, и с тех пор он остаётся частью традиционного английского литературного канона.
На первый взгляд, «Авессалом и Ахитофел» – это пересказ библейской истории. У Давида, царя Израиля, много сыновей от многих жён и наложниц, но его любимый сын – Авессалом. Говорящий в стихотворении подразумевает, что в характере Авессалома есть определённые недостатки, все из которых его заботливый отец либо оправдывает, либо не замечает.
Тем временем подданные царя Давида становятся беспокойными и недовольными, несмотря на то, что царь Давид – компетентный и милосердный монарх. Вскоре возникают заговоры, угрожающие стабильности правления Давида, и человек по имени Ахитофел вскоре берет на себя инициативу.
В прошлом Ахитофел отличился на царской службе, но теперь его развратили амбиции, и он стремится разжечь народное недовольство ради собственной выгоды. Ахитофел обращается к Авессалому, используя свои риторические способности, чтобы убедить юношу в том, что он должен присоединиться к заговору против царя и захватить власть над законным наследником. Сначала Авессалом сопротивляется, восхваляя правление своего отца, но вскоре его одолевает неудовлетворённость своим незаконным статусом и собственное желание власти.
В конце концов он соглашается присоединиться к планам Ахитофела. Согласно плану, Авессалом возьмётся за оружие против предполагаемых врагов своего отца, заявляя, что хочет защитить трон, а на самом деле оказывая давление на царя Давида, чтобы тот объявил его наследником.
Вскоре к заговору присоединяются и другие неблаговидные люди, и автор поэмы описывает и высмеивает их недостатки. Авессалом отправляется свататься к народу, и многие принимают его с энтузиазмом. По сравнению с ним союзников царя Давида немного, но оратор поэмы называет и восхваляет самых выдающихся из них. На протяжении всей поэмы оратор выступает в защиту законности монархии, осуждая самовластие и гражданские беспорядки, которыми угрожают заговорщики.
Царь Давид, узнав о заговоре против него, произносит страстную речь, обличая своих врагов и отстаивая своё право на власть. После речи царя Давида поэма резко заканчивается, и оратор заверяет читателя, что Бог был на стороне Давида и что царская власть Давида вскоре будет восстановлена и укреплена против потенциальных заговорщиков.
Комментирование недоступно Почему?