«Леда и лебедь» Уильяма Батлера Йетса читать ~4 мин.
«Леда и лебедь» – сонет Уильяма Батлера Йетса, самого знаменитого поэта Ирландии. Стихотворение было впервые опубликовано в июньском номере журнала «Циферблат» за 1924 год и вошло в сборник «Кошка и луна и некоторые стихотворения», который вышел в том же году.
В поэме Йетс предлагает пересказ момента из классической греческой мифологии, в котором Леда – мать Елены Троянской – зачинает Елену в результате изнасилования Зевсом, царём богов, который появляется в образе лебедя. Йетс изображает изнасилование Зевсом Леды как шокирующее надругательство над молодой женщиной и как предвестие жестокой Троянской войны, которая последует позже. Стихотворение является ярким примером элегантного и компактного лирического стиля Йетса и его постоянного увлечения мифологическими темами в своём творчестве.
Предупреждение о содержании: Тема «Леды и лебедя» связана с актом сексуального насилия, который поэт описывает довольно откровенно.
Биография поэта
Уильям Батлер Йетс – иногда известный как просто У. Б. Йетс – родился 13 июня 1865 года в графстве Дублин, Ирландия, в довольно благополучной англо-ирландской протестантской семье. В детстве семья Йетса делила своё время между Лондоном, Англия, и расширенной семьёй его матери в графстве Слиго в Ирландии – место, которое помогло воспитать глубокую любовь Йетса к традиционным ирландским пейзажам и культуре на всю жизнь.
В подростковом возрасте его семья переехала обратно в Дублин, где он посещал среднюю школу. После этого он в течение двух лет посещал Метрополитен-школу искусств в Дублине. В позднем подростковом возрасте он начал писать стихи, его первые публикации появились в 1885 году в «Дублинском университетском обозрении». В 1889 году вышел его первый поэтический сборник под названием «Странствия Ойсина и другие стихи».
В том же году он познакомился с Мод Гонн, богатой ирландской наследницей, которая также была убеждённой сторонницей ирландского национализма и независимости от Великобритании. Мод Гонн стала одной из самых важных фигур в жизни Йетса, поскольку он сохранил к ней романтическую страсть, длившуюся десятилетиями, хотя и в основном безответную, которая, в свою очередь, вдохновила его на создание многих самых известных любовных стихотворений.
Йетс делал Гонне предложение несколько раз на протяжении многих лет, но каждый раз получал отказ, пока она не вышла замуж за ирландского националиста майора Джона Макбрайда в 1903 году. Через несколько лет Гонн рассталась с Макбрайдом, и в 1908 году у неё была короткая сексуальная связь с Йетсом, но она продолжала отвергать отношения с поэтом. Эта динамичная, но не приносящая удовлетворения связь с Гонн вызвала значительное эмоциональное напряжение у Йетса, который в 1917 году даже сделал предложение дочери Мод, Исеулт, которая также отвергла его.
Наконец, в конце того же года он обрёл стабильность в семье, женившись на Джорджи Хайд-Лис, женщине на 27 лет моложе его. Несмотря на неоднозначное романтическое прошлое Йетса и большую разницу в возрасте, брак был счастливым, и в нём родилось двое детей, сын и дочь.
Как поэт и писатель, Йетс оказал глубокое влияние на ирландскую и английскую литературную сцену как при жизни, так и посмертно. По темпераменту и стилю он всегда был в чем-то романтиком: Его глубокое недоверие к современности и традиционному римскому католицизму в Ирландии заставляло его идеализировать языческое прошлое Ирландии, и он часто использовал ирландские народные сказки и мифологию в своих ранних литературных произведениях, например, в сборнике «Ветер среди тростников» (1899).
С возрастом его поэтические интересы и темы становились все более широкими, и, что примечательно, Йетс был одним из немногих поэтов, чьё творчество улучшалось с возрастом. В частности, его творчество получило высокую оценку за элегантный и строго контролируемый лирический стиль. Среди его основных поэтических сборников – «Дикие лебеди в Куле» (1917), «Майкл Робартес и танцовщица» (1921) и «Башня» (1928).
В последние годы жизни он увлёкся мистицизмом и экспериментировал с «автоматическим письмом» – формой создания потока сознания, при которой поэт должен был писать инстинктивно, словно в трансе. Йетс исследует некоторые из своих эзотерических духовных и философских интересов в «Видении», прозаическом произведении, опубликованном в 1925 году. Помимо плодотворной поэтической деятельности, в начале 1900-х годов он также стал директором театра «Аббатство» в Дублине, где были поставлены некоторые из его собственных пьес, такие как «Земля сердечных желаний» в 1894 году, «Дейрдре» в 1907 году и «Воскресение» в 1927 году. Йетс получил Нобелевскую премию по литературе в 1923 году.
Хотя он иногда разочаровывался в политических и социальных реалиях современной Ирландии, Йетс стал чем-то вроде национальной иконы в стране, особенно после того, как южная Ирландия получила независимость от Великобритании в 1922 году. В течение нескольких лет он работал в ирландском Сенате, а его литературная и культурная деятельность активно способствовала кельтскому возрождению как в годы, предшествовавшие независимости, так и после неё. Он умер во время поездки за границу в 1939 году в возрасте 74 лет, а его последний сборник «Последние стихи и две пьесы» вышел в том же году.
Комментирование недоступно Почему?