«Озимандиас» Перси Байша Шелли читать ~4 мин.
«Озимандиас» – один из самых известных сонетов в европейской литературе. Написанный английским поэтом-романтиком Перси Байшем Шелли (1792-1822), он был впервые опубликован в 1818 году в «Экзаминер», литературном периодическом издании, в котором публиковались произведения многих романтиков, включая Шелли и его современника Джона Китса. Позже Шелли включил сонет в свой сборник стихов «Розалинда и Елена», опубликованный в 1819 году.
Сейчас это одно из самых узнаваемых и широко антологизированных стихотворений Шелли, «Озимандиас» стал результатом добродушного писательского соревнования между друзьями. Шелли и его гость, поэт и романист Говард Смит, бросили друг другу вызов: написать сонет, основанный на отрывке из книги римского историка Диодора Сикула. В отрывке описывался египетский памятник, который был древним даже для его автора.
Один из этих (памятников), сделанный в сидячем положении, является самым большим во всем Египте, мера его ступни превышает семь локтей». Это произведение заслуживает похвалы не только за своё величие, но и восхищает своей огранкой, мастерством исполнения и превосходством камня. В столь великом произведении не видно ни малейшего изъяна или какого-либо другого дефекта.
На нём есть такая надпись: “Я Осимандиас, царь царей; если кто хочет узнать, насколько я велик и где я лежу, пусть превзойдёт меня в любом из моих дел”.
«Озимандиас» представляет собой некоторый отход от привычной тематики Шелли: романтических основ природы, меланхолии, надежды и любви. Шелли, как и многие поэты его эпохи, изучал греческий и латынь и был увлечён античным миром, хотя, как правило, писал на греко-римские темы, а не на египетские. Тем не менее, «Озимандиас» (греческое имя египетского фараона Рамзеса II) был в тренде: Древний Египет был популярен в Англии в то время благодаря археологическим находкам, сделанным во время кампании Наполеона (1798-1801).
С момента публикации «Озимандиас» пользовался популярностью, но сам Шелли был принят более неоднозначно. Его попеременно превозносят как одного из лучших английских лирических поэтов и порицают как наименее талантливого из так называемого «второго поколения» английских романтиков (Шелли, Джордж Гордон «Лорд» Байрон и Джон Китс). Его произведения приобрели большую известность после его смерти, вдохновляя таких поэтов, как Роберт Браунинг и У.Б. Йитс, и таких политических деятелей, как Карл Маркс и Махатма Ганди.
Биография поэта
Перси Байше Шелли родился в 1792 году. В детстве у него были счастливые отношения с семьёй, особенно с матерью и сёстрами, но в школе над ним издевались за нонконформизм, который стал характерен для его литературных произведений. Даже в эти ранние годы он был аутсайдером за свои социально прогрессивные взгляды, особенно за атеизм. Эти взгляды получили дальнейшее развитие и радикализацию в Оксфордском колледже, где он изучал классику и был исключён в 1811 году за анонимно написанный памфлет «Необходимость атеизма».
Большая часть литературной карьеры Шелли была посвящена политике, которая иногда проникала и в его поэзию. Самой известной его поэмой, помимо «Озимандиаса», может быть «Маска анархии», которая была вдохновлена убийством ненасильственных демонстрантов британской кавалерией во время бойни в Питерлоо (1819). Шелли всю жизнь был сторонником атеизма, свободной любви, республиканизма и вегетарианства.
Хотя Шелли был впервые женат на Гарриет Уэстбрук в 1810 году, его самые известные отношения – это роман с Мэри Шелли (урождённой Годвин), которая написала «Франкенштейна» в уединении на берегу озера вместе с Перси и их общим другом, романтиком лордом Байроном. Литературный и политический круг Шелли был настолько же творчески стимулирующим, насколько и беспорядочным; различные романы и межличностные конфликты характеризовали его свободную (но чреватую) личную жизнь. Он утонул в возрасте 29 лет в результате несчастного случая на лодке в 1822 году.
Рассказчик встречает путешественника, приехавшего из древней страны. Путешественник рассказывает о руинах памятника, который он там видел: две огромные каменные ноги, стоящие вертикально, а рядом – полупогребенная голова статуи. Реалистичное выражение лица статуи – нахмуренное, с надменной усмешкой – говорит о таланте художника, который прекрасно понял и передал надменный характер своего объекта.
Художник точно передал высокомерие фараона в неодушевлённом камне.
На постаменте статуи написаны слова, заказанные её автором. В них он назван Озимандиасом, царём над другими царями. Он приказывает всем, кто считает себя великим, посмотреть на то, что он сделал, и отчаяться в своём очевидном могуществе и превосходстве. Однако творений Озимандиаса нигде не видно; разбитая статуя покоится в одинокой, раскинувшейся пустыне.
Комментирование недоступно Почему?