«Реквием» Анны Ахматовой читать ~4 мин.
Написанный втайне в самые мрачные годы сталинской диктатуры, «Реквием» – это личное свидетельство Анны Ахматовой о насилии и угнетении, которым подвергались многочисленные жертвы Сталина во время Большого террора конца 1930-х годов, когда Сталин казнил тех, в ком видел угрозу.
«Реквием» – это цикл лирических стихотворений, представляющий собой серию виньеток, описывающих переживания Ахматовой в те годы, когда она пережила арест и тюремное заключение своего единственного ребёнка, сына Льва. Ахматова использует этот цикл как для документирования собственного горя, так и для свидетельства ужасов, с которыми столкнулся русский народ в целом, исследуя опыт страдания и борьбу между памятью и забвением, неизбежно происходящую в условиях диктаторского режима. Часто называемый шедевром Ахматовой, «Реквием» является автографическим произведением русского поэта 20-го века и историческим свидетельством сталинских репресссий.
Биография поэта
Анна Ахматова родилась под именем Анна Горенко 23 июня 1889 года в Одессе. Ранние годы жизни Ахматовой были в основном комфортными и счастливыми. Ее мать и отец занимали видное положение в обществе и дали своей дочери прекрасное образование, включая периоды обучения в университетах Киева и Санкт-Петербурга. Ахматова начала писать стихи в возрасте 11 лет. Позже она возьмёт себе псевдоним «Ахматова», фамилию своей бабушки. Ее отец не одобрял, когда она писала стихи, и не хотел, чтобы её творчество ассоциировалось с его именем.
К 20 годам Ахматова приобщилась к оживлённой литературной культуре в Санкт-Петербурге. В браке (1910-1918) с поэтом Николаем Гумилевым она родила своего единственного ребёнка, сына Льва, в 1912 году. В том же году Ахматова опубликовала свой первый поэтический сборник «Вечер», который привлёк внимание и восхищение литературных кругов. Ахматова особенно сблизилась с такими поэтами, как Осип Мандельштам и Сергей Городецкий, которые образовали небольшое литературное движение, известное как «акмеисты». Поэтическое движение, которое отвергало чрезмерный символизм и абстракцию в пользу ярких повествований от первого лица.
Проблемы Ахматовой начались через несколько лет после революции, когда диктатором советского государства стал Иосиф Сталин. Сталин осуществлял всё более жёсткий контроль над культурными делами России, и Ахматова и её сверстники вскоре оказались в социальной изоляции и профессиональной неполноценности. Поэзия Ахматовой была запрещена к публикации и публично высмеяна советскими критиками, что обрекало её на годы нищеты и борьбы. В разгар репрессий конца 1930-х годов Ахматову непосредственно затронули аресты и тюремные заключения нескольких близких ей людей, включая Мандельштама, который умер по пути в лагерь, и её собственного сына Льва, чьё заключение стало одним из ключевых событий поэтического цикла «Реквием».
За репрессиями последовали годы жестокой осады во время Великой отечественной войны. Ахматова и её соотечественники в Санкт-Петербурге, который в то время назывался Ленинградом, страдали от крайних лишений, включая голод из-за отсутствия основных продуктов питания и часто смертельные холода в зимние месяцы. В это время Ахматова начала писать другой знаменитый поэтический цикл, «Поэма без героя», и продолжала работать над ним ещё двадцать лет. Цикл исследует жизнь и переживания Ахматовой и её современников до, во время и после революции.
После смерти Сталина в 1953 году проблемы Ахматовой несколько уменьшились. Иногда ей разрешали снова публиковать свои стихи, хотя и под бдительным оком советских цензоров. Международное признание пришло к ней в 1960-х годах, когда она получила премии и почётную степень Оксфордского университета. Ее несколько раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но она так и не стала лауреатом. В 1965 году она перенесла сердечный приступ и умерла на следующий год, в 1966 году, в Москве. Ей было 76 лет.
Влияние Ахматовой на русскую поэзию было огромным. Сегодня она признана одним из крупнейших поэтов XX века, а иногда её называют величайшей русской женщиной-поэтом столетия. Она вдохновила молодое поколение русских поэтов, включая лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского, который познакомился с ней лично и назвал её своим наставником. «Реквием» часто называют её главным шедевром. Написанный в тайне в годы репрессий, он появился в печати в СССР только в 1989 году, незадолго до распада Советского Союза. Известная своим лиризмом, эмоциональной утончённостью и ярким повествованием от первого лица, Ахматова сегодня восхваляется именно за те качества, которые советские власти больше всего презирали.
Комментирование недоступно Почему?