«Увы!» Оскара Уайльда читать ~4 мин.
Оскар Уайльд опубликовал томик стихов с самым простым и прямым из всех возможных названий: «Стихи». Открывающее сборник стихотворение имеет название «Hélas», которое никак нельзя назвать простым и прямым. На самом деле, если бы не восклицательный знак в конце, а не в начале, можно было бы предположить, что название испанское, а не французское. И даже выбор французского названия стихотворения вводит в заблуждение, поскольку при переводе на русский язык мы получаем общеизвестное, но редко используемое в повседневной речи слово: «Увы».
«Hélas» – короткое стихотворение, состоящее всего из 14 строк сонетной формы в одной строфе. Самым известным отрывком является его вступительное утверждение:
“Дрейфовать с каждой страстью, пока моя душа
Станет струнной лютней, на которой могут играть все ветры.”
Далее следует ещё дюжина строк, в которых контроль и строгость противопоставляются полёту поэтической фантазии и гедонистическому наслаждению тем, что выходит за рамки самоконтроля. Эта тема, в которой контроль противопоставляется свободе, закладывает основу для того, что станет главной темой всего сборника. Для понимания стихов важно, что это стихотворение и его сборник были опубликованы до того, как мир узнал о портрете разлагающегося Дориана Грея или о веере, который держит в руках леди Уиндермир, или о том, как важно быть серьёзным. Публикация «Хеласа» в 1881 году представила миру поэта, который изменил этот мир и стал, без сомнения, одним из его величайших умов.
Глубина (или высота, в зависимости от точки зрения), на которую Оскар Уайльд был готов пойти, чтобы испытать пределы своего гедонизма, была ещё впереди и не будет полностью достигнута в течение более десяти лет.
Сюжет
Поэт начинает с того, что он поддался соблазну любой страсти до такой степени, что его душа превратилась в «струнную лютню». Он задаётся вопросом, не отказался ли он от своей древней мудрости ради материалистических удовольствий. Он изображает чувство неудовлетворённости, которое он испытывает.
Затем он продолжает говорить, что ему кажется, будто он омрачил великий секрет мира, потакая всем возможным страстям. Он также говорит, что было время, когда он был готов на все, чтобы «достичь ушей Бога», и задаётся вопросом, не осталось ли это в прошлом.
В конце концов, он говорит, что всего лишь прикоснулся к удовольствиям страсти, но запятнал себя на всю жизнь и обречён потерять «наследство души».
Список персонажей
Оратор
Оратор – единственный персонаж поэмы. Он говорит о том, что потерял мудрость ради сиюминутности жизни. Он выражает чувство неудовлетворённости и упадка, говоря, что только за то, что он прикоснулся к удовольствиям жизни, он навсегда запятнал себя и потерял «наследство души».
По сути, оратор хочет поразмыслить над великой правдой жизни и отрешиться от мелких страстных удовольствий.
Бог
В этом стихотворении есть мрачное упоминание о Боге, но оно кажется скорее светским, поскольку не говорится, о каком именно боге идёт речь.
Темы
Разочарование
Центральной темой этого стихотворения является тема недовольства, и поэт с самого начала проецирует это качество на читателя. Уже само название показывает, что в этом стихотворении речь пойдёт о каком-то сожалении. Как рассказчик, поэт, по сути, недоволен тем, что он отказался от своей мудрости, поддавшись мирским удовольствиям страсти.
Духовность/мораль
Ещё одна тема, которая скрыто присутствует в этом стихотворении, – это тема духовности или, скорее, нравственности. Кажется, что поэт размышляет о своих поступках и задаётся вопросом, правильно ли он поступил, поддавшись соблазну материалистических удовольствий. В этом стихотворении чувствуется строгий морализм, идея которого передаётся такими словами, как «строгий» и «древняя мудрость».
Страсти
Источник его недовольства – то, что поэт считает своей слабостью. Он считает, что тот факт, что он предаётся страстям, означает, что он потерял мудрость и самообладание. Страсти играют негативную роль в этом стихотворении и являются источником недовольства поэта.
Это стихотворение кажется нетрадиционным сонетом, в котором страсть или любовь являются объектом разочарования поэта. Традиционные сонеты прославляют любовь, но в этом сонете говорится о глупости поддаваться страсти.
Стихотворение пронизано чувством недовольства, и уже из самого названия, которое в переводе с французского означает «Увы!», становится ясно, что поэт будет недоволен в поэме. В поэме говорится о бинарности между моралью и страстями. В стихотворении чувствуется морализм. Поэт демонстрирует чувство «морального сознания и даже раскаяния».
Поэт чувствует, что, поддавшись страсти, он отказался от своего морального авторитета и потерял «наследство души». Он испытывает чувство раскаяния, потому что растратил свой моральный авторитет, предаваясь материалистическим удовольствиям. Ему кажется, что его жизнь – это всего лишь свиток, который был набросан в какой-то «мальчишеский праздник». Другими словами, он чувствует, что его жизнь не имеет ценности в более высоком смысле, и он забыл о большом смысле жизни.
Стихотворение заканчивается тем, что поэт говорит о том, что за один только вкус страстей он утратил всякую моральную опору.
Комментирование недоступно Почему?