Флейты и прозаизмы Виктора Сосноры без морализаторских ноток
МОСКВА. В издательстве «Лимбус Пресс» вышла книга поэта-авангардиста Виктора Сосноры.
Большие паузы в публикации своих произведений Виктор Соснора объяснял тем, что привык писать книгами, так как отдельные его стихотворения «не звучат». Сборник «Флейты и прозаизмы» выпущен издательством «Лимбус Пресс» в год его 80-летия. Она не воспринимается как некое подведение итогов даже в контексте добровольно-вынужденного отшельничества из-за потери слуха и проблем со здоровьем. Тексты, вошедшие в сборник, — воплощение той новой художественной формы и духовности, столь значимых для Сосноры в литературном творчестве. В них то безоглядное жонглирование метафорами, ассоциациями, алогизмами, оксюморонами и синекдохами, что будоражит поклонников его поэзии и филологов, с упоением её разбирающих.
Ни намёка на нравоучения и попытки морализаторства, порицаемые Соснорой в творчестве литературных мэтров и неприемлемые в его собственном. Хотя его собственная биография — пережитая в раннем детстве блокада, тяжёлое ранение, полученное во время расстрела партизанского отряда, роль «сына полка» в корпусе Войска Польского, служба в армии на Новой Земле, публикации в самиздате, лекции в Америке и во Франции, дружба с Николаем Асеевым и Лилей Брик — достаточное основание для того, чтобы без устали делиться жизненным опытом с некой ноткой назидательности. Вместо этого — самоирония и отчётливое понимание краткосрочности любой славы, утраты актуальности знаний о мире, казавшихся незыблемыми.
По мнению писателя и литературоведа Андрея Арьева, понять язык поэта-новатора легче изнутри, что требует немалой работы души. Именно потому творчество Сосноры считают недостаточно «прочитанным культурой». Его эссе и редкие интервью полны парадоксальных суждений о литературе и жизни, заставляющих посмотреть под иным углом зрения на то, что ранее не подвергалось ревизии. Никаких «священных коров» и незыблемых шаблонов. Живой и неравнодушный взгляд поэта, не подчиняющегося традиционным стандартам поэтичности.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?