«Кубла Хан» Сэмюэла Кольриджа читать ~4 мин.
Среди наиболее известных поэтических произведений Сэмюэла Тейлора Кольриджа «Кубла Хан» запечатлелся в истории литературы своими ритмичными, звучными начальными строками. Опубликовав поэму в 1816 году, Кольридж отметил необычность её создания, поскольку она возникла из его снов и так и не была закончена. Кольридж дал поэме подзаголовок: «Или, видение во сне. Фрагмент».
В центре поэмы – Кубла Хан, исторический китайский правитель, и его роскошный дворец в волшебном мире Ксанаду. После описания славы и тайн Ксанаду поэма завершается строфой о тайнах творчества.
Критики долго спорили о глубинном смысле поэмы, но многие согласны с тем, что она служит примером некоторых излюбленных тем романтизма. Это движение, у истоков которого стояли такие поэты, как Джон Китс и друг Кольриджа Уильям Вордсворт, ценило поэзию о воображении, личности, эмоциях и природе. В «Кубла Хане» эти темы раскрываются с помощью ярких образов и завораживающих звуковых средств, закрепляя за Кольриджем почётное место в этом важном литературном периоде.
Биография поэта
Сэмюэл Тейлор Кольридж (1772-1834) помог основать романтическое движение, которое относится к самым коротким, но самым важным периодам в истории английского языка.
Кольридж родился в Девоне, Англия, и был десятым ребёнком священника, который любил читать на протяжении всей своей юности. В подростковом возрасте он посещал школу госпиталя Христа в Лондоне, а в университете – колледж Иисуса в Кембридже (хотя он так и не получил степень). Во время учёбы в колледже у Кольриджа появился интерес к прогрессивным политическим и социальным идеалам. Вместе с поэтом Робертом Саути он планировал организовать в Америке коммуну, которая так и не была реализована.
После недолгой службы в британской армии Кольридж начал свою взрослую жизнь с брака с нелюбимой женщиной и широкомасштабных попыток заработать деньги своим писательским трудом. Кольридж был не только поэтом, но и писал о политике, социальных реформах и теологии в форме журналистских публикаций, памфлетов и лекций.
В 1795 году у Кольриджа завязалась знаменитая, судьбоносная дружба с поэтом Уильямом Вордсвортом. Некоторое время Кольридж жил рядом с Вордсвортом и его сестрой Дороти, и они написали совместное поэтическое произведение под названием «Лирические баллады». Впервые этот сборник был опубликован в 1798 году.
«Лирические баллады» – важнейшее произведение как того периода, так и истории литературы в целом – заложили основы романтического стиля письма, в котором на первый план выходили индивидуальные чувства и эмоции, воображение, связь человека с природой и стиль письма, зеркально отражающий обычную речь. В первое издание, состоящее из 23 стихотворений, Кольридж включил четыре стихотворения, в том числе свою знаменитую эпопею «История древнего Маринера». Он опубликовал «Кубла Хана» в брошюре вместе со своей поэмой «Кристабель» в 1816 году.
Во время пребывания в Германии вместе с Вордсвортом, Кольридж также нашёл большое вдохновение в философах эпохи Просвещения, таких как Кант и Шлегель, а также в немецких теологах. Его передовые работы по философии и теологии оказали влияние на многих последующих писателей.
В течение многих лет Кольридж страдал от финансовых проблем, пристрастия к опиуму и хронических болезней. Несмотря на эти трудности, Кольридж продолжал писать. В 1811 и 1812 годах он читал лекции о характеристиках в пьесах Шекспира, а в 1817 году опубликовал «Biographia Literaria», основополагающий труд по литературной критике. После работы и путешествий по Средиземноморью, последние годы жизни Кольридж прожил с врачом Джеймсом Гиллманом и умер в 1834 году.
В начале «Кубла Хана» говорящий отмечает, что поэма не закончена, и описывает сон. В основной части поэмы правитель по имени Кубла Хан основывает дворец в прекрасной, исторической стране под названием Ксанаду. Он строит замок у священной реки и разбивает сады из благоухающих деревьев.
Под одним из холмов находится глубокая яма, полная мистической силы. Из этого глубокого места внезапно вырывается мощный фонтан, который нарушает течение священной реки Альф, обычно спокойной и медленной. В шуме фонтана Кубла Хан видит предсказание насилия в Ксанаду. Зрители видят отражение дворца на поверхности реки. Река заканчивается в ледяных подземных пещерах.
Автор стихотворения вспоминает сон, в котором молодая женщина исполняла песню, которую он так хочет запомнить. Ему хочется, чтобы он, подобно музыканту, смог удачно изобразить священное место, которое он видит в своём воображении. Если бы ему это удалось, читатели могли бы подумать, что сам оратор – заколдованное существо.
Комментирование недоступно Почему?