Дневники поэта, художника и свободного человека Павла Зальцмана читать ~2 мин.
МОСКВА. Изданы дневники Павла Зальцмана.
Дневники и воспоминания Павла Зальцмана «Осколки разбитого вдребезги» — уже третья книга издательства «Водолей», знакомящая с литературным творчеством известного художника, поэта и писателя. В 2011 был опубликован поэтический сборник «Сигналы Страшного суда». В издание 2012 года вошли рассказы, написанные в середине прошлого века, повесть Memento и незаконченный фантасмагорический роман «Щенки». Над последним произведением, которое называют одной из вершин отечественной литературы прошлого века, автор работал на протяжении всей своей жизни. Memento — пронзительная повесть о войне без ходульного патриотизма. В основе сюжета лежат и реальные истории, в том числе и судьба братьев Музыкант, работавших вместе с Зальцманом на киностудии «Ленфильм». Один из них, сценарист и кинорежиссёр, умер от инфаркта в 34 года.
«Осколки», равно как и предыдущие издания, помогают восполнить информационные лакуны, «дооценить» многогранно одарённого человека, последнего обэриута, ученика Филонова, участника группы «Мастера аналитического искусства». Литературное наследие Зальцмана — грандиозное открытие для тех, кто знал его лишь как талантливого живописца, графика, кинохудожника. Широкая публика смогла познакомиться с воспоминаниями, рассказами, стихами, повестями, романами, пьесой Ordinamenti лишь в XXI веке.
Люди, хорошо знавшие его, говорят об одиночестве и внутренней свободе этого человека, непостижимой в условиях тоталитарного общества. В одной из своих предвоенных записей он сетует на нехватку времени для чтения и творчества из-за ежедневной рутинной работы на киностудии, позволяющей не умереть с голоду. Но вероятность влиться в ряды славословящих, а потому более сытых и обеспеченных, им никогда не рассматривалась. Всю жизнь он оставался вне системы, вне сплочённых рядов, марширующих к светлому будущему, выбрав для себя внутреннюю эмиграцию. Беспрестанно работал, находя в этом спасение от одиночества и не рассчитывая увидеть написанное «в стол» на бумаге.
Дневниковые записи охватывают несколько периодов. Одесса, переезд семьи в Ленинград, работа на «Ленфильме», тяжелейшие годы блокады, отнявшие у Зальцмана родителей. Эвакуация вместе с работниками «Ленфильма» в Казахстан в июле 1942 спасла его от голода и репрессий. Немец по отцу, он не избежал бы депортации, которой подверглось немецкое население Ленинграда и Ленинградской области.
Эвакуация оказалась для него и бессрочной ссылкой. Возвращение в Северную столицу было запрещено. Еврею по матери, после войны ему не давали работать в период борьбы с космополитизмом. Работал на студии «Казахфильм», преподавал в местных ВУЗах, занимался живописью и литературным творчеством. Здесь он и скончался от инфаркта в декабре 1985 года.
Дневники обрываются на записях, касающихся поездки в Ленинград в середине 50-х.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?