«Краткая история прогресса» Рональда Райта читать ~4 мин.
Книга представляет собой печатную версию пяти лекций Мэсси, которые Райт прочитал в Канаде в 2004 году. Райт – канадский автор исторической художественной и нехудожественной литературы, специализирующийся на археологии, антропологии и лингвистике.
В этом цикле лекций используется уникальный набор навыков Райта как рассказчика и изучающего историю, чтобы представить обширный и легко читаемый отчёт о развитии человечества от начальной эволюции вида до наших дней.
Рассматривая несколько великих исторических цивилизаций мира, включая народ Шумера, майя и римлян, Райт утверждает, что все успешные культуры в конечном итоге становятся жертвами «ловушек прогресса»: технологические адаптации, позволяющие чрезмерно накапливать богатства, ведущие сначала к роскоши, а затем к неизбежному краху из-за перегруженности систем. Определяя конкретные ловушки прогресса в каждой из изучаемых культур, книга Райта предупреждает нашу современную глобальную цивилизацию о том, что мы должны начать думать о долгосрочной устойчивости использования наших ресурсов, если мы хотим изменить будущее, которое уготовано нам историей.
Глава 1, «Вопросы Гогена», задаёт три вопроса, навеянные творчеством французского художника Поля Гогена: «Откуда мы пришли? Что мы собой представляем? Куда мы идём?». Райт попытается ответить на эти вопросы на протяжении всей книги. После изложения истории викторианского идеала прогресса и его сегодняшней привлекательности он предлагает свою концепцию ловушки прогресса.
Затем Райт излагает историю эволюции раннего homo sapiens и его дифференциации от неандертальцев, которая, судя по ограниченным археологическим данным, могла быть насильственной. Посредством этого повествования Райт предполагает, что люди предрасположены к изобретательности, но также к насилию и чрезмерности. Другими словами, мы запрограммированы на ловушки прогресса. В этой главе мы узнаем, «откуда мы пришли» и «что мы есть», чтобы задуматься о том, куда мы, возможно, движемся как вид.
Глава 2, «Великий эксперимент», охватывает две ловушки прогресса в древней истории. Первая – это развитие техники охоты в древнем каменном веке, которая привела к экологической децимации популяций хищных мегафауны. Эта ловушка прогресса в конечном итоге уступила место второй, более географически обширной ловушке – медленному развитию сельскохозяйственной оседлости, которое началось около 10 000 лет назад и привело к появлению первых в мире городских поселений. Сегодня сельское хозяйство остаётся единственным способом поддержания огромного населения Земли, но оно ведётся с большими потерями для окружающей нас среды и является обманчиво хрупкой системой поддержки человеческого вида.
Глава 3, «Рай для дураков», рассказывает о том, как две исторические цивилизации стали жертвами аналогичной ловушки прогресса. Жители острова Пасхи соорудили «маои» – знаменитые «головы острова Пасхи». Эти статуи – остатки демонстрации культурного соперничества и престижа. Это культурное соревнование, стоившее очень дорого для ограниченных ресурсов острова, в конечном итоге привело к разорению лесов острова, и процветающее общество острова Пасхи скатилось к насилию и нищете.
Аналогичным образом, жители Шумера, ранние последователи сельского хозяйства, жившие в больших городах к 3000 году до н.э., заплатили за свой прогресс экологической неустойчивостью и окончательным крахом, вызванным чрезмерным земледелием и вырубкой лесов. Обе культуры, прежде чем рухнуть, продемонстрировали развитие социальной элиты, которая способствовала нарушению экологии – ещё один пример того, как люди, похоже, запрограммированы на жадность и излишества.
Глава 4, «Схемы пирамид», объясняет, как две исторически разрозненные империи, майя и римская, использовали одну и ту же модель социальной организации «схемы пирамид»: оттягивая богатство с географической и социальной периферии к центру, где элиты жили высоко. Эта модель общества по схеме пирамиды демонстрирует, как человеческий избыток приводит к неустойчивой экологической и социальной иерархии. В конце концов, обе эти культуры переросли пределы способности их ландшафтов поддерживать их и разрушились. Другим культурам, таким как культуры Древнего Египта и Китая, больше повезло с условиями ландшафтов, которые они населяли, что помогло им просуществовать гораздо дольше, прежде чем они достигли своего предела.
Глава 5, «Восстание орудий труда», начинается с объяснения того, как колонизация Америки позволила Европе выжить за пределами своих географических границ и развить капитал, который привёл к промышленной революции. Сегодня технологические достижения, которые принесла нам эта революция, также позволили нам избежать сельскохозяйственного коллапса. Однако в конечном итоге, как показывают истории, рассмотренные в книге, и статистические данные, приведённые на её последних страницах, мы приведём к этому коллапсу, если не решим изменить наши стратегии использования ресурсов.
Комментирование недоступно Почему?