«Перерыв в середине срока» Шеймуса Хини читать ~5 мин.
«Mid-Term Break» – одно из самых известных стихотворений ирландского поэта Шеймуса Хини, вошедшее в его дебютный сборник 1966 года «Смерть натуралиста», опубликованный, когда Хини было всего 27 лет. В нём описываются детские воспоминания поэта о возвращении домой из школы после гибели его младшего брата в автокатастрофе.
Использование в стихотворении регулярных строфических форм и жёсткий контроль метра делают его типичным примером формалистического стиля Хини, который пошёл по стопам более раннего ирландского поэта У.Б. Йитса (1865-1939), чьи произведения часто стремились соединить глубоко личный материал с жёстким формальным контролем. Однако стихи Йитса часто очень эмоциональны и иногда мистичны, в то время как стихи Хини более сдержанны, в них прослеживается влияние английских поэтов У.Х. Одена и Стивена Спендера – настолько, что некоторые ирландские критики обвиняли Хини в том, что он слишком стремится следовать английской поэтической традиции. Тем не менее, Хини всегда поддерживал тесную связь с Ирландией, в частности, с сельской местностью, в которой он вырос и которая послужила декорацией для «Среднего перерыва».
Биография поэта
Шеймус Хини родился в 1939 году на ферме в графстве Дерри, Северная Ирландия, старшим из девяти братьев и сестёр в католической семье. Он посещал местную начальную школу, пока в возрасте 12 лет не получил стипендию для обучения в колледже Святого Колумба в близлежащем городе Дерри. Вскоре после этого произошло событие, запечатлённое в «Перерыве между семестрами» – гибель в автомобильной аварии его второго младшего брата, четырёхлетнего Кристофера.
В 1957 году Хини продолжил изучать английскую литературу в Королевском университете в Белфасте. Он познакомился с преподавателем и поэтом Филипом Хобсбаумом, ранним наставником, который побудил Хини оттачивать свои стихи в то, что станет его первым сборником «Смерть натуралиста» (1966), дебютировавшим под восторженными отзывами. Получив квалификацию учителя в 1962 году, Хини преподавал в Белфасте, опубликовав свой второй сборник, «Дверь во тьму», в 1969 году. В 1972 году он и его беременная жена Мари переехали в коттедж в сельской местности графства Уиклоу, и этот опыт повлиял на стихи, вошедшие в сборник «Зимовка» (1972).
В 1970-х годах в Северной Ирландии участились случаи насилия, поскольку католическая ИРА вела кампанию против британской армии и протестантских военизированных группировок. С обеих сторон часто происходили взрывы и убийства, под перекрёстный огонь попадали невинные мирные жители. В 1975 году Хини, его жена и трое маленьких детей переехали в Дублин.
Стихи Хини в сборнике «Север» (1975) посвящены современному насилию и насилию в истории, часто фокусируясь на забытых жертвах – например, человеческих жертвоприношениях, чьи тела были сохранены в торфяных болотах Ирландии и Дании. Сборник 1979 года «Полевая работа» также затрагивает эти темы, наряду с самокритикой по поводу предназначения поэзии в обществе, которое, похоже, становится все более, а не менее жестоким.
Имея все большую мировую репутацию, Хини был приглашённым профессором поэзии в различных университетах США, включая Гарвард, где он получил должность в 1985 году, хотя он продолжал жить в Ирландии. После получения Нобелевской премии по литературе в 1995 году Хини все больше осознавал общественный и политический вес своей позиции, и в том же году его стихотворение «Из республики совести» продемонстрировало его постоянную приверженность мирному процессу в Северной Ирландии.
В 1999 году перевод Хини средневекового эпоса «Беовульф» на английский язык вызвал удивление массовой аудитории и был отмечен как мастерское исполнение, что принесло ему вторую Уитбредовскую премию. В 2006 году Хини перенёс инсульт; стихи, посвящённые этому переживанию, вошедшие в его сборник 2010 года «Человеческая цепь», принесли ему премию «Форвард» – единственную крупную поэтическую премию, которую он ещё не получал. Хини умер дома в 2013 году в возрасте 74 лет. Его похороны в Дублине транслировались в прямом эфире по ирландскому государственному телевидению, что свидетельствует о том, какого авторитета он достиг как один из самых известных поэтов Ирландии и мира.
Название стихотворения «Mid-Term Break» намекает на короткие каникулы в середине учебного семестра, а начальные строки стихотворения определяют говорящего как школьника, слушающего звон колоколов, возвещающий об окончании занятий, пока он ждёт в лазарете колледжа, чтобы его забрали домой. Однако нет никакого намёка на то, что он болен, и приход соседей, которые забирают его и отвозят домой, а также вид его отца, плачущего на крыльце по прибытии домой, сильно намекают на то, что в семье произошла трагедия.
После неловкого разговора с человеком по имени Большой Джим Эванс, который говорит: «Это был тяжёлый удар», говорящий проходит мимо ребёнка в коляске и входит в дом, где различные «старики» пожимают ему руку, вызывая у него чувство неловкости.
Говорящий чувствует себя слишком наблюдательным и неприятным центром внимания, подслушивая, как люди шепчутся о нем, говоря «незнакомцам», что он «самый старший». Мать оратора держит его за руку, не в силах ничего сказать и вместо этого пускаясь в «гневные вздохи без слез». Наконец, трагическая причина всех этих событий появляется в виде машины скорой помощи, везущей тело младшего брата оратора, «застывшее и перебинтованное» после автомобильной аварии, ставшей причиной его смерти.
В начале шестой из семи полных строф поэмы нам сообщают, что прошла ночь и наступило утро. Говорящий посещает тело в комнате, где оно было уложено в соответствии с католической похоронной традицией, со свечами и подснежниками у кровати. Говорящий внимательно наблюдает за мёртвым телом своего брата, отмечая такие детали, как «маковый синяк» на его лбу и маленький размер гроба. Стихотворение продолжает останавливаться на этом образе, напоминая нам в последней из 22 строк, что длина гроба, четыре фута, равна количеству лет жизни его брата.
- «Летние» полотна художников Инны и Валерия Цукахиных на выставке в Сочи
- Виды Выборга из Музея Южной Карелии представил музей «Павловск»
- В Калининграде одиннадцатый раз открылся фестиваль «Балтийские сезоны»
- Поколение сорокалетних в пьесе «Олимпия» на сцене«Мастерской Фоменко»
- Зураб Церетели представил выставку своих работ во Владимирском центре ИЗО
- «Чтение в темноте» Шеймуса Дина, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?