Гомеровские гимны читать ~4 мин.
Анонимные «Гомеровские гимны» были написаны в конце VI – начале VII века до н.э., и отдельные гимны различаются как по авторству, так и по дате создания. Несмотря на название, этот сборник из 33 гимнов не приписывается Гомеру, а использует форму метра, или ритмический рисунок, связанный с его поэзией. Этот метр называется «дактилический гекзаметр»: В каждой строке стиха шесть стоп (стопа – метрическая единица, состоящая из слогов), и каждая строка стоп содержит дактиль (слово или фраза, состоящая из одного ударного слога, за которым следуют два неударных слога). Метр широко используется в древнегреческой и древнеримской поэзии.
Первоначально слово «гимн», происходящее от греческого слова «humnos», обозначало любую песню или форму поэзии, но ко времени создания «Гомеровских гимнов» это слово стало обозначать только стихи, посвящённые богу, что соответствует современному значению этого слова. Гомеровские гимны» происходят от эпосов, которые первоначально передавались в устной традиции, а затем были переписаны, когда греки обрели единый письменный язык; примерами могут служить «Илиада» Гомера (эпическая поэма, повествующая о Троянской войне) и «Труды и дни» Гесиода (сборник поэм о сельском хозяйстве и человеческой природе). Как и эти ранние произведения, «Гомеровские гимны» сосредоточены на повествовании и метре, и они обычно исполнялись соло с лирой. Другим общим элементом с современными гимнами является динамика взаимоотношений между богами и людьми; слушатели ощущают силу богов через рассказы о взаимодействии божеств со смертными.
Гомеровские гимны» изображают новый божественный порядок под властью Зевса и описывают космос, в котором пересекаются смертные и бессмертные жизни. Такие темы, как смерть, религия и культура, лежат в основе многих историй, но озабоченность гимнов установленным, вечным порядком полностью понятна только в свете «Теогонии» Гесиода, поэмы о происхождении греческих богов. В произведении Гесиода подробно описывается, как до правления Зевса бессмертный мир богов был чреват конфликтом поколений, когда отпрыск мужского пола в конечном итоге узурпировал своего отца. Отец Зевса, титан Кронос, попытался предотвратить это изгнание, съев собственных детей. Однако его жена, титанка Рея, обманом заставила его съесть камень вместо Зевса, который в итоге сверг Кроноса и изгнал титанов в Тартар.
В «Гомеровских гимнах» установленный Зевсом порядок разрывает цикл конфликта поколений. Он также бросает вызов традиционно материнскому характеру деторождения, часто рождая собственных детей в результате божественного акта творения. В гимне Афине Зевс проглатывает титана Метиса, беременного от Зевса ребёнком Афиной; затем Афина рождается, выходя из головы Зевса, символизируя воплощение мудрости. Зевс также устанавливает необходимые отношения между божествами как посредник, а не деспотичный правитель. Поэтому «Гомеровские гимны» изображают не борьбу за власть между поколениями, а усилия по постоянному восстановлению порядка по мере добавления новых божеств в пантеон.
Будучи написанными для поклонения, гимны также являются попыткой понять природные явления и порядок мира. Как и многие древние мифические повествования, «Гомеровские гимны» напрямую сталкиваются с реальными жизненными проблемами и формулируют свои собственные объяснения и предостережения. В целом, в центре внимания гимнов – семейные проблемы, такие как материнство, соперничество братьев и сестёр, супружеская ревность. Например, в гимне Деметре богиня плодородия борется со своей идентичностью как матери после того, как потеряла свою дочь Персефону в браке. В других гимнах даются объяснения природным явлениям, таким как смена времён года (также в гимне Деметре): Зевс объявляет, что Персефона проведёт треть года с Аидом, богом подземного мира, и её отсутствие объясняет бесплодные зимы на земле.
Гимны также демонстрируют пересечение смертного и бессмертного миров. В греческой литературе часто изображаются различные нарушения границы между божественным и человеческим, а принудительное подчинение человечества воле богов является мотивом повсеместно. Например, когда бог Аполлон превращается в дельфина и направляет корабль критян к острову Криса, он заставляет их служить оракулу в Дельфах, тем самым изолируя моряков от их семей и обрекая их на жизнь в порабощении. Гимны также изображают возможное падение бога из почёта в мир смертных. Боги Афродита и Гермес иллюстрируют это падение, поскольку оба склонны к борьбе со смертными желаниями; Афродита влюбляется в смертного Анхиза, а Гермес жаждет мяса в противовес амброзии богов.
«Гомеровские гимны» оказываются незаменимым историческим источником, дающим важнейшее представление о культуре и обычаях Древней Греции.
Комментирование недоступно Почему?