Не стало поэта, критика, создателя первого частного издательства «Глагол», Александра Шаталова
МОСКВА. “Пространство вокруг все время понемногу сужалось и вот наконец-то сузилось”.
Нынешним читателям, привыкшим к изобилию книг и других печатных изданий, сложно представить, что так было не всегда. Одни авторы были непроходными по идеологическим соображениям, кому-то не прощали излишней откровенности. Но, как говорил Булгаков в «Театральном романе»: “Думать запретить нельзя”. Эпоха гласности, когда цензура и ханжество были не в чести, отменила надуманные ограничения, открыла спецхраны, дала жизнь многим независимым СМИ.
В 1990 году, ещё до официального разрешения подобной деятельности, было создано первое частное издательство «Глагол». Одним из его отцов-основателей вместе с Сергеем Надеевым стал Александр Шаталов. Выбор премьерной книги оказался безошибочным — «Это я — Эдичка» Эдуарда Лимонова, подготовив почву для публикации книг представителя «грязного реализма» Чарльза Буковски (Charles Bukowski), поэта, балетного критика Геннадия Шмакова, главного писателя бит-поколения Уильяма Берроуза, (William Burroughs), Нины Садур, Джеймса Болдуина (James Baldwin), Натальи Медведевой. Шаталов выпускал те книги, которые, по его словам, не выпустил бы больше никто, знакомил с актуальными тенденциями в современной литературе.
Благодаря Шаталову была издана книги Даниила Хармса «Горло бредит бритвою» с рассказами и дневниками писателя, Александра Галича «Я выбираю свободу» с предисловием Марии Розановой, двухтомник с произведениями Евгения Харитонова, которые ранее выходили лишь в самиздате.
И в издательском бизнесе, и в посвящённой литературным новинкам программе «Графоман», и в документальных фильмах о современном искусстве, и в своих стихах он оставался предельно искренним и внутренне свободным. Его мнение о популярных авторах нередко оказывалось перпендикулярным общепринятому. Был равнодушен к текстам Пелевина и Сорокина, считая их пока ещё не состоявшимися авторами. Считал недопустимой комплиментарность в критических обзорах, считая её проявлением пренебрежения и унижения собеседника.
Его чувственные, откровенные, философские стихи — отражение душевных метаний, эмоциональных взлётов и затаённой боли: «Мне надоело. Я не хочу, чтобы жизнь продолжалась» (стихотворение «Изморозь, оторопь …», 1996 год). Его произведения переведены на многие языки и активно публиковались на Западе.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Выставка Михаила Александровича Шаталова
- Михаил Шаталов. РЕТРОСПЕКТИВА. 1970–2018
- Выставка графики Юлии Шаталовой «От жизни к жизни»
- На фестиваль «Браво!» спектакль «Бесприданница» приглашён без обсуждений
- Выставка «Декоративное искусство». Произведения художников Отделения декоративного искусства РАХ
- Выставка «Aqua Omnia Sunt/ Вода есть все» в галерее «Нагорная»
Комментирование недоступно Почему?