Феномен Евдокии Нагродской и возвращение её к современному читателю читать ~3 мин.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В рамках независимого издательского проекта Common place вышла монография Марии Михайловой и Инь Лю о Евдокии Нагродской.
Имя Евдокии Нагродской современному читателю практически незнакомо, хотя речь идёт об одной из самых популярных писательниц начала прошлого века. Её роман «Гнев Диониса» был главным бестселлером 1910-х гг. Имя матери Нагродской, Авдотьи Панаевой, известно даже школьникам благодаря той дотошности, с которой разбираются в рамках учебной программы биографии знаменитых писателей. Почти 20 лет Панаева была музой, соавтором и гражданской женой Николая Некрасова. В своих «Воспоминаниях» она рассказала о встречах и общении с Герценом, Толстым, Добролюбовым, Тургеневым, Белинским, Салтыковым-Щедриным, Добролюбовым.
Отец Евдокии, публицист и критик Аполлон Головачёв, был секретарём и одним из авторов легендарного литературного журнала «Современник». В его типографии издавались на русском языке труды Дарвина, Сеченова, Милля. Один из братьев Головачёва, Виктор, был морским историком. Другой — Адриан — зоологом. Третий — Григорий — редактором и поэтом.
Евдокия Нагродская — одна из тех писательниц-феминисток, что получили признание в первой трети ХХ века. Таких, как Анастасия Вербицкая, автор «Ключей счастья» и «Вавочки». Или Татьяна Краснопольская-Шенфельд, автор романа «Над любовью» об истории кабаре «Бродячая собака» и его знаменитых завсегдатаях. Ярко заявили о себе в этот период и многие талантливые поэтессы Серебряного века: Ахматова, Цветаева, Гиппиус, Бенар, Гуро, Шварцбах-Молчанова, Инбер, Лохвицкая, Одоевцева. Участник либерального движения, писатель, переводчик, критик Мария Моравская считала, что исповедальные стихи подарили женщинам возможность высказать всё своё интимное, и это принесло им освобождение.
Талантливая, ироничная, парадоксальная, чувственная проза Нагродской пришлась по душе очень многим. Общий тираж её бестселлера «Гнев Диониса», повествующего о путешествии молодой вдовы из Петербурга на Кавказ и страстном романе с попутчиком, составил 25 тысяч экземпляров. Типография Михаила Николаевича Семёнова, племянника знаменитого путешественника Семёнова-Тян-Шанского, переиздавала книгу 10 раз. Впоследствии выходили её новые романы, сборники рассказов, стихов. Запрет цензуры и конфискация тиража романа «Бронзовая дверь», слухи о её «метафизической квартире» «живой» мебелью лишь подогревали интерес к литературному творчеству Нагродской.
Основная причина почти векового забвения Евдокии Нагродской — эмиграция, автоматически вычеркнувшая её из списка одобренных новой властью литераторов. Та же участь постигла и многих из тех, кто, как и она, покинул Родину после революции 1917 года. Участие в масонском движении, откровенность произведений, симпатия к идее «свободной любви» были дополнительным аргументом в пользу запрета её творчества в России.
Один из интереснейших разделов монографии «Творчество хозяйки «нехорошей квартиры», или Феномен Е. А. Нагродской» посвящён сопоставлению новеллы Нагродской «Он» с произведениями Булгакова: «Морфий» и «Мастер и Маргарита». Текстологические совпадения, сходство имён, упоминаемых объектов и обстоятельств, сюжетные переклички подтверждают знакомство Михаила Афанасьевича с творчеством талантливой писательницы.
Независимый издательский проект Common place функционирует с 2013 года благодаря энтузиазму безвозмездно работающих волонтёров. В издательском портфеле — классика и нехудожественная литература.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- В художественной галерее «Дом куклы» открылась выставка акварелей Анны Михайловой «ГеоГрафика»
- Петербургский «Мюзик-Холл» показал зрителям премьеру спектакля «Весёлые ребята-2»
- Гастроли Малого театра в Тюмени начались спектаклем «Мнимый больной»
- Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
- Что готовит Михайловский театр для своих зрителей в новом сезоне?
- Знаменитая опера Рихарда Вагнера вновь покорила петербургских зрителей
- Добрые коты художника Юрия Люкшина на выставке в Михайловском
- В Михайловском открылась выставка художника из Екатеринбурга Н. Предеина
Комментирование недоступно Почему?