«Полёты» Ольги Токарчук, краткое содержание читать ~4 мин.
Книга Ольги Токарчук «Полёты» была опубликована в 2007 году в Кракове, Польша. Она получила Международную Букеровскую премию 2018 года. Ольга Токарчук также стала лауреатом Нобелевской премии по литературе 2018 года за роман «Полёты». В этом литературно-фантастическом романе обсуждаются темы движения, путешествий и роли письма в сохранении человеческой жизни и смерти. В «Полётах» фрагменты путевых заметок рассказчика сочетаются с вымышленными виньетками, в которых наблюдения рассказчика рассматриваются с точки зрения конкретного персонажа.
В «Полётах» безымянный рассказчик сочетает серию фрагментов путевых заметок с вымышленными виньетками. В центре этих виньеток – персонажи, основанные либо на незнакомцах, которых рассказчик встречала во время своих путешествий, либо на исторических личностях. В романе нет отдельных глав, текст нарушается только переходом от фрагмента к фрагменту или от фрагмента к вымыслу. Это позволяет рассказчику исследовать растворение границ и линейного времени – идеи, с которыми она столкнулась на лекциях, прочитанных психологами-путешественниками в различных аэропортах мира.
Рассказчица обсуждает свои собственные писательские способности, мораль рассказывания историй и возможное влияние этих историй на глобальное капиталистическое общество, с которым она категорически не согласна; по её мнению, движение и любопытство – это врождённые человеческие импульсы, которые современное общество подавляет. И писательство, и постоянные путешествия позволяют рассказчице дистанцироваться от влияния современного общества и жить вне его влияния.
В своих фрагментах путевых заметок рассказчик повторяет фразу “каждое из моих паломничеств направлено на какого-то другого паломника”. «Паломники», связанные с её пунктами назначения, соответствуют анатомическим и человеческим выставкам, которые она посещает по всему миру. Рассказчицу привлекают сохранившиеся органы и анатомические экспозиции, отличающиеся от обычной человеческой формы; её любопытство распространяется на анатомов и учёных, которые разработали методы сохранения, используемые в этих экспонатах. Рассказчицу больше всего интересует относительно новая практика пластинации – метод, при котором законсервированный орган или тело сохраняет почти реалистичный вид.
Своё любопытство к анатомическому сохранению рассказчик связывает с писательской практикой, которая направлена на сохранение людей, как живых, так и мёртвых. И анатомическое сохранение, и сохранение личности через письмо позволяют рассказчику достичь определённой степени бессмертия. Сохранение также связано с путешествиями, потому что сохранённое тело или память о человеке в рассказе может путешествовать к разным людям.
Рассказчица улавливает эту связь между сохранением и путешествиями в своих вымышленных виньетках о людях, которых она встретила в своих странствиях. Каждый из этих современных людей так или иначе сталкивается со смертью, сохранением или путешествиями. Среди персонажей, о которых пишет рассказчица, такие как: Куницкий и его семья; Эрик, капитан парома; учёный-анатом Филипп Верхайен; Аннушка, мать; Шарлотта, дочь известного анатома; биолог, работающий над стабилизацией экосистемы; и Карен, жена влиятельного профессора.
В некоторых виньетках, например, в истории капитана парома Эрика, рассказчик показывает своё присутствие в сцене как наблюдатель. В других – неясно, как рассказчик познакомилась с персонажами, о которых пишет, или их истории заменяют ей опыт, который она сама пережила. В виньетках Куницкого, как и в виньетке о биологе, главные герои – выходцы из Польши, что связывает их с рассказчиком и позволяет предположить, что эти рассказы могут быть о жизни, которую мог вести рассказчик.
Характер рассказчика связывает фрагменты путевых заметок с её вымышленными виньетками. Она использует созданных ею персонажей, чтобы исследовать аспекты своей личности или жизненной философии, которые она упоминает во фрагментах; поэтому многие из её персонажей демонстрируют одну или несколько черт её собственной личности. Таким образом, «Полёты» – это исследование одного персонажа через призму сообщества других. Это важно, учитывая стремление рассказчика к анонимности и одиночеству. Писательство рассказчицы позволяет ей создать сообщество, частью которого она хочет быть, а также исследовать, как жить вне современного общества. Однако влияние современного общества никогда не исчезает полностью, поскольку рассказчица часто включает в свои фрагменты сцены деградации и загрязнения окружающей среды.
Среди произведений рассказчицы есть карты, взятые из «Книги исторических и любопытных карт кролика Эгила», опубликованной в 2005 году. Это исторические карты или рисунки, которые, хотя и не имеют прямого отношения к сочинениям рассказчика, демонстрируют его интерес к необычным представлениям о жизни.
- Сергей Юрский представил спектакль «Полёты с ангелом», посвящённый Шагалу
- Подводные камни полетов лоукост компаниями
- В столице Азербайджана презентовали документальный фильм «Полёт кавказского орла»
- Лекция «Соцреализм: чувство полета»
- «Полёт валькирий»
- «Зона свободного полета». Выставка фотографий Леонида Веденова
- Выставка Константина Сухоплюева «Полетели»
- «Веди свой плуг по костям мертвецов» Ольги Токарчук, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?