«Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~15 мин.
Опубликованный в 1921 году, рассказ Уильяма Сомерсета Моэма «Дождь» повествует о фанатичном христианском миссионере, который совершает самоубийство после попытки спасти душу непокорной работницы секс-индустрии.
История, действие которой происходит в гавани Паго-Паго на Американском Самоа, рассказывается с точки зрения доктора Макфейла, шотландского ветерана Первой мировой войны.
Во время поездки в Апиа вместе с женой Макфейл знакомится с Дэвидсонами, христианской миссионерской парой, которая находится вдали от своего округа на Самоа. Хотя они должны были пересесть на другое судно, направляющееся в Апиа, Макфейл и Дэвидсоны вынуждены остановиться в пансионе в Паго-Паго из-за вспышки кори среди экипажа судна.
Во время пребывания в полуразрушенном пансионе супруги узнают, что мисс Томпсон, ещё одна постоялица, продаёт секс морякам в своей комнате. Возмущённый её безнравственностью, Дэвидсон навязчиво пытается заставить женщину раскаяться в своём греховном поведении.
Вызывающее поведение мисс Томпсон неуклонно ослабевает, и, к радости Дэвидсона, она начинает просить Дэвидсона помолиться с ней в её комнате. В ночь перед депортацией мисс Томпсон обратно в Сан-Франциско, где её ждёт трёхлетний тюремный срок, которого она избежала, Дэвидсона находят мёртвым на пляже.
Доктор Макфейл приходит к выводу, что Дэвидсон покончил с собой, перерезав себе горло. После того как миссис Дэвидсон опознает тело мужа в морге, она и Макфейл возвращаются в пансион, где мисс Томпсон снова в постели с моряком. Доктор Макфейл озадачен внезапной трансформацией, пока мисс Томпсон не говорит ему, что все мужчины одинаковы, что все они свиньи. Из этого заявления доктор Макфейл понимает, что она имеет в виду Дэвидсона, который пытался прелюбодействовать с ней, а затем покончил с собой от стыда.
Исследуя темы праведности, снисходительности, уединения и лицемерия, «Дождь» критически оценивает навязывание христианской морали так называемым «потерянным душам». Первоначально рассказ назывался «Мисс Томпсон» и был опубликован в журнале «The Smart Set», затем под новым названием появился в сборнике Моэма «Трепет листа: рассказы об островах Южного моря». Четыре года спустя рассказ был адаптирован в сценическую пьесу, которая с успехом шла 648 спектаклей на Бродвее в своей первой постановке. Отчасти благодаря воплощению Риты Хейворт в роли заглавной героини в экранизации «Мисс Сэди Томпсон», «Дождь» стал одним из самых известных рассказов Моэма.
Сюжет
Действие романа «Дождь» начинается на пароходе, направляющемся в Американское Самоа. Доктор Макфейл, протагонист и герой рассказа, стоит у перил. Он курит. Вскоре он замечает, что его жена разговаривает с Дэвидсонами, христианской миссионерской парой, которая разместилась в районе островов на Самоа. Эти две пары подружились во время круиза на почве общего неприятия других пассажиров, которые проводят дни и ночи за азартными играми и выпивкой.
На следующее утро доктор Макфейл стоит на палубе и разговаривает с миссис Дэвидсон. Когда корабль приближается к порту Паго-Паго, где они сядут на шхуну, направляющуюся в столицу Апиа, миссис Дэвидсон замечает, что она рада, что они с мужем не служат в этой местности. Она пренебрежительно отзывается о туземцах их района и их брачных обычаях, на что Дэвидсоны отвечают, что запретили туземцам танцевать, так как, по их мнению, традиционные самоанские танцы ведут к безнравственности.
Когда корабль подходит к гавани, доктор Макфейл удивляется медицинским проблемам туземцев, таким как слоновость, а миссис Дэвидсон не может удержаться от того, чтобы не указать на непристойность их одежды. Она также с гордостью добавляет, что на своих островах им удалось почти полностью искоренить туземный обычай носить набедренные повязки.
На суше к ним присоединяется мистер Дэвидсон с плохими новостями. Один из членов команды шхуны, которая должна была перевезти путешественников, заболел корью. В связи с этим шхуне запрещено входить в гавань, пока не будет точно установлено, что никто из пассажиров не болен. Идёт дождь, а на острове нет гостиницы, поэтому двум парам не остаётся ничего другого, как снять плохо обставленные комнаты в частном доме, принадлежащем мистеру Хорну, наполовину белому, наполовину туземному торговцу.
Путешественники не могут покинуть остров, поэтому они проводят время вместе. Тем временем мистер Дэвидсон рассказывает о тяжёлой работе, которая ждала его, когда он впервые приехал в Тихий океан. Он говорит, что его самое большое достижение заключалось в том, что он внушил туземцам, которые до этого считали свои обычаи естественным человеческим поведением, чувство греха.
Однажды вечером, когда Дэвидсоны и Макфейлы ужинали, они услышали звук граммофона и звон бокалов из комнаты внизу, где живёт попутчица мисс Томпсон. Через некоторое время мистер Дэвидсон восклицает, что она села на пароход в Гонолулу и, должно быть, является проституткой из Ивелея, квартала красных фонарей. Он понимает, что она, должно быть, занимается здесь своим ремеслом. Возмущённый, миссионер решает взять дело в свои руки. Он бросается вниз и швыряет граммофон на пол, но его вмешательство бесполезно: его выгоняют, и вечеринка продолжается.
На следующий день, во время ужина, мистер Дэвидсон просит самоанскую девушку назначить ему встречу с мисс Томпсон. Он приходит к ней после ужина и остаётся на час. Он возвращается, не добившись успеха, и заявляет, что она – злая женщина, но он клянётся преследовать её «до самых пределов земли». Позже доктор Макфейл узнает, что миссионер попросил торговца мистера Хорна запретить мисс Томпсон принимать клиентов. Ночью доктор и его жена слышат, как мистер Дэвидсон вслух молится за душу мисс Томпсон.
Через несколько дней, когда супруги обедают, дверь в столовую распахивается, и входит мисс Томпсон. Она оскорбляет миссионера и спрашивает, что он говорил о ней губернатору, потому что, очевидно, её попросили уехать на следующем пароходе. Через пять дней её депортируют на корабле в Сан-Франциско.
На следующий день мисс Томпсон притворяется больной и зовёт доктора Макфейла к себе в комнату. Она просит его спросить миссионера, не разрешит ли он ей остаться на две недели, чтобы она могла сесть на корабль до Сиднея и найти там «нормальную» работу. Макфейл уверяет её, что Дэвидсон этого не допустит, но обещает спросить.
Предсказание Макфейла оказывается верным, но он обещает мисс Томпсон лично встретиться с губернатором. Губернатор понимает правоту доктора, но отказывается взять назад уже отданный им приказ, тем более что Дэвидсон грозился пожаловаться на него в Вашингтон.
Вечером после ужина мисс Томсон просит о встрече с мистером Дэвидсоном. Она умоляет миссионера не отправлять её в Сан-Франциско, так как ей придётся сесть в тюрьму на три года, но он твёрдо намерен заставить её принять наказание. У мисс Томпсон случается срыв, и доктор отводит её в комнату. Когда он возвращается, миссионер просит всех помолиться вместе с ним за душу молодой женщины.
В течение следующих нескольких дней мисс Томсон превращается в развалину. Она апатична и проводит дни за чтением Библии и молитвами с миссионером, который приходит в экстаз, навязчиво проводя молодую женщину через покаяние. Ситуация настолько плоха, что она даже начинает с нетерпением ждать своего наказания, потому что оно кажется ей спасением от невыносимых мук ожидания. Тем временем погода стоит ужасная, дождь не прекращается. В понедельник мисс Томсон звонят и говорят, чтобы она была готова выехать на следующий день в 11 часов.
Посреди ночи Макфейла будит мистер Хорн. Торговец ведёт его к берегу, где его ждёт группа туземцев. Когда они открывают круг, доктор видит мёртвое тело миссионера Дэвидсона, с перерезанным горлом от уха до уха, бритва в правой руке Дэвидсона. Он делает вывод, что это было самоубийство.
Доктор Макфейл просит свою жену сообщить новость миссис Дэвидсон. Жена миссионера хочет увидеть своего мёртвого мужа, и Макфейлы сопровождают её в морг. На обратном пути они слышат, что в доме громко играет граммофон. Войдя в дом, они видят изменившуюся мисс Томсон, на ней снова её показная одежда, и она болтает с моряком. При виде миссис Дэвидсон мисс Томсон плюёт в её сторону. Недавно овдовевшая женщина убегает наверх, а доктор вбегает в её комнату и снимает пластинку с граммофона. Она спрашивает его, какого черта он делает в её комнате. Доктор Макфейл в замешательстве. Мисс Томсон восклицает, что все мужчины одинаковы, все они свиньи. Доктор задыхается, понимая, что она имеет в виду Дэвидсона.
Список персонажей
Доктор Макфейл
Доктор Макфейл – сорокалетний шотландский врач и ветеран Первой мировой войны с рыжими волосами и веснушками. Он рассчитывает проработать двенадцать месяцев в Апиа, Американское Самоа, но задерживается в порту Паго-Паго на две недели, потому что один из членов экипажа корабля заболел корью. Он и его жена подружились с миссионерской парой на корабле.
Доктор терпимо относится к праведности Дэвидсона и его жены, но часто осуждает их и иногда отвечает с сарказмом, когда они говорят неприятные вещи. Доктор Макфейл особенно не согласен с тем, как мистер Дэвидсон относится к попутчице Сэди Томсон, предполагаемой проститутке. Хотя его стандартная позиция – не вмешиваться в чужие дела, Макфейл выступает в защиту молодой женщины как перед губернатором Паго-Паго, так и перед Дэвидсоном.
Миссис Макфейл
Миссис Макфейл – жена доктора Макфейла. Она робкая женщина, привыкшая делать все, что велит ей муж. Она ладит с Дэвидсонами гораздо лучше, чем её муж, и большую часть времени проводит с миссис Дэвидсон. Доктор Макфейл часто использует её для косвенного общения с Дэвидсонами.
Дэвидсон
Преподобный Дэвидсон – американский христианский миссионер. Он высокого роста, с огненными глазами и громким голосом. Он очень набожен и считает целью своей жизни наставить на путь истинный всех, кого встречает. Одно из его величайших достижений – внушение чувства греха коренным жителям своего округа к северу от Апиа, которые, по его мнению, регулярно нарушали десять заповедей и вели аморальный образ жизни, прежде чем их научили чувствовать стыд и страх.
Миссионер приходит в ярость, узнав, что одна из обитательниц дома, в котором они снимают комнаты, – проститутка. Решив призвать мисс Томпсон к праведности, Дэвидсон убеждает губернатора острова приказать депортировать её на ближайшем судне в Сан-Франциско, где ей грозит трёхлетний тюремный срок.
Сломив непокорный дух мисс Томпсон и заставив её раскаяться, Дэвидсон становится одержимым, проводя большую часть своего времени в молитвах с ней. Однако в ночь перед отъездом миссионерка покидает свою комнату и кончает жизнь самоубийством на пляже.
Миссис Дэвидсон
Жена мистера Дэвидсона также является миссионеркой. Она небольшого роста, носит пенсне и говорит высоким голосом, который раздражает доктора Макфейла. Она часто хвалит своего мужа, его достижения и решительность, и осуждает туземцев Самоа и их аморальный образ жизни. Миссис Дэвидсон также выражает беспокойство по поводу здоровья мужа и постоянно повторяет, что он измотает себя в своём навязчивом стремлении спасать заблудшие души.
Мисс Томсон
Мисс Сэди Томсон – двадцатисемилетняя женщина, которая застряла на острове вместе с Макфейлами и Дэвидсонами. Она одевается во все белое, демонстративно наряжается и снимает комнату внизу в доме мистера Хорна, где за деньги занимается сексом с моряками. Когда Дэвидсон понимает, что она, должно быть, приехала из квартала красных фонарей в Гонолулу, он решает сорвать её бизнес и заставить её страдать.
Сэди в смятении узнаёт, что он сделал так, что ей придётся вернуться в Сан-Франциско и отбывать там тюремный срок. После того как ей не удаётся убедить миссионера отпустить её в Сидней вместо Сан-Франциско, она срывается и раскаивается. Она проводит свои дни в слезах, читая Библию и молясь вместе с миссионером. В ночь перед её отъездом миссионер убивает себя, и она возвращается к себе прежней. Когда Макфейл спрашивает её о чёрствости по отношению к миссис Дэвидсон, чей муж только что умер, Сэди восклицает, что все мужчины одинаковы, все они свиньи.
Мистер Хорн
Мистер Хорн – полубелый, полусамоанский торговец, который живёт в Паго-Паго и сдаёт комнаты в аренду парам, оказавшимся в бедственном положении. Когда Дэвидсон узнает, что Сэди Томсон – проститутка, он заставляет мистера Хорна запретить ей приводить клиентов. Позже мистер Хорн приводит доктора Макфейла к трупу миссионера.
Губернатор
Губернатор – американец, работающий в Паго-Паго в качестве представителя закона. Получив угрозы от мистера Дэвидсона, который обещал пожаловаться на него в Вашингтон, если он не уступит его просьбе, губернатор приказывает мисс Томсон уехать на ближайшем корабле в Сан-Франциско. Губернатора снова посещает доктор Макфейл, который приходит просить за Сэди, но тот отказывает доктору, боясь, что назойливый миссионер создаст для него проблемы.
Фред Олсон
Фред Олсон – датский торговец, живший на Самоа до приезда Дэвидсонов. Когда Олсон не покаялся в своём богатстве, прелюбодеянии и пьянстве, Дэвидсон два года упорно разрушал его репутацию и общественное положение, пока тот не потерял всё и не стал отчаянно нуждаться в помощи.
Темы
Праведность
Праведность – качество быть правильным и оправданным в своей морали – является доминирующей темой в «Дожде». В начале рассказа рассказчик комментирует, как Макфейлы и Дэвидсоны нашли друг в друге приятную компанию на пароходе, потому что они разделяли моральное неприятие азартных игр и пьянства пассажиров на борту.
Дэвидсоны – миссионеры, их праведность определяет их цель – обратить коренных жителей Самоа в христианство. Когда Дэвидсон узнает о греховной жизни мисс Томпсон как секс-работницы, он берет на себя власть над её «заблудшей душой» и пытается заставить её раскаяться. Он также желает, чтобы она страдала, считая это необходимым наказанием за её греховное поведение. Однако строгий моральный кодекс, по которому живёт Дэвидсон, приводит его к самоубийству после попытки совершить грех прелюбодеяния.
Частная жизнь
В отличие от миссионерской пары, считающей своим долгом диктовать другим, доктор Макфейл является сторонником права человека на частную жизнь. Впервые услышав граммофон и мужские голоса, доносящиеся из комнаты мисс Томпсон, доктор Макфейл безуспешно пытается отвести дознание Дэвидсона, рассказывая «довольно прозаично» о том, как он служил санитаром во Фландрии.
Когда Дэвидсон понимает, что мисс Томпсон – секс-работница, и объявляет, что остановит её, Макфейл пытается его разубедить. Позже, после того как мужчины в женском туалете выталкивают Дэвидсона, Макфейл замечает жене: “Почему он не мог заниматься своими делами?”.
Тема частной жизни возникает снова, когда Макфейл выступает в защиту мисс Томпсон, несмотря на желание не вмешиваться в это дело и оставить её в покое. Когда она выражает страх перед возвращением в Сан-Франциско, Макфейл не спрашивает, почему. Когда Дэвидсон интересуется, Макфейл прямо отвечает: “Я не интересовался…. И я думаю, что лучше не лезть не в своё дело”.
В конце концов, пренебрежение Дэвидсона к частной жизни приводит его к гибели: Если бы он никогда не вмешивался в дела мисс Томпсон, он не нарушил бы свой собственный моральный кодекс и мог бы покинуть Паго-Паго живым.
Снисходительность
Снисходительность – покровительственное отношение превосходства – ещё одна ключевая тема в «Дожде». Наряду с праведностью, продиктованной их религиозными убеждениями, Дэвидсоны принимают оскорбительное отношение превосходства к коренным жителям Самоа.
Впервые эта тема возникает, когда доктор Макфейл и миссис Дэвидсон вместе стоят у перил лодки, и миссис Дэвидсон критикует традиционную одежду самоанцев «лавалава» и с гордостью рассказывает о том, как она и её муж объявили вне закона традиционные танцы в своём районе островов, утверждая, что они ведут к безнравственности. В её снисходительном отношении скрыто пренебрежение к самоанской культуре, обусловленное расизмом и колониализмом.
Зная только свой собственный субъективный опыт восприятия мира, миссис Дэвидсон считает, что белая христианская культура, в которой она была воспитана, превосходит все остальные.
Лицемерие
Лицемерие – практика несоответствия моральным нормам, на которые человек претендует, – ещё одна важная тема в «Дожде». С самого начала истории Дэвидсоны со страстной убеждённостью хвастаются своими достижениями в качестве миссионеров, которые успешно привили чувство греха местной самоанской культуре в своём округе.
Придя в ужас от того, что они считали аморальным поведением (и что самоанцы просто понимали как естественное), Дэвидсоны стремились вытравить комфорт и свободу из жизни самоанцев и зажечь в них новый страх перед карающим христианским Богом. Дэвидсон применяет тот же подход к мисс Томпсон, подавляя её волю, изолируя её в пансионе и угрожая отправить её обратно в Сан-Франциско отбывать тюремный срок, от которого она уклонилась. Даже если она раскаивается, Дэвидсон настаивает на том, что наказание необходимо для спасения её души.
Тема лицемерия неожиданно возникает в конце рассказа, когда доктор Макфейл понимает, что Дэвидсон покончил с собой из-за попытки заняться сексом с мисс Томпсон, и его одержимость ею оказалась важнее спасения души. Осознав лицемерие нарушения собственного морального кодекса, Дэвидсон стремится наказать себя за грех, позорно закончив свою жизнь.
- Смотревшим моноспектакль Александра Филиппенко, дождь помехой не стал
- Продавец дождя (16+). Комедия в двух действиях
- ПРОДАВЕЦ ДОЖДЯ (12+)
- «Музыка осени, ветра, дождя…»
- Пхукет: туры в дождливый сезон
- Марина Белкина. Солнце, море, дожди
- Выставка Наталии Опариной. «Ветер, тучи, дождь. История взаимодействия»
- «Сальваторе» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?