«Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~10 мин.
Рассказ Уильяма Сомерсета Моэма (William Somerset Maugham) «Дождь», опубликованный в 1921 году, повествует о трагическом столкновении пуританской морали и человеческой природы. В центре сюжета — фанатичный миссионер, который пытается «спасти душу» женщины лёгкого поведения, но в итоге сам поддаётся искушению и совершает самоубийство.

Действие истории разворачивается в гавани Паго-Паго на Американском Самоа, а повествование ведётся от лица доктора Макфейла, шотландского ветерана Первой мировой войны. Во время путешествия в Апиа со своей женой он знакомится с Дэвидсонами — четой христианских миссионеров. Хотя все они должны были пересесть на другое судно, вспышка кори среди экипажа вынуждает их задержаться в пансионе в Паго-Паго.
В ветхом пансионе супруги обнаруживают, что мисс Томпсон, ещё одна постоялица, оказывает интимные услуги морякам в своей комнате. Возмущённый её поведением, Дэвидсон становится одержим идеей заставить женщину раскаяться в грехах. Постепенно вызывающее поведение мисс Томпсон сменяется покорностью, и, к радости миссионера, она начинает просить его молиться вместе с ней.
Дэвидсон добивается от властей решения о депортации мисс Томпсон обратно в Сан-Франциско, где её ожидает трёхлетний тюремный срок. Однако в ночь перед её отъездом тело миссионера находят на пляже. Доктор Макфейл заключает, что Дэвидсон покончил с собой, перерезав себе горло. Вернувшись в пансион, Макфейл и миссис Дэвидсон застают мисс Томпсон в прежнем образе — с моряком и громкой музыкой.
Резкая перемена в её поведении озадачивает доктора, пока мисс Томпсон не бросает ему фразу о том, что все мужчины — “свиньи”. Из этого Макфейл понимает, что Дэвидсон пытался склонить её к близости, а затем, не вынеся позора от собственного падения, покончил с собой.
Исследуя темы праведности, лицемерия и культурного высокомерия, «Дождь» критически оценивает навязывание западной морали. Первоначально рассказ назывался «Мисс Томпсон» и был опубликован в журнале «The Smart Set». Позже он вошёл в сборник Моэма «Трепет листа: маленькие истории островов Южного моря». Уже через год рассказ был адаптирован в пьесу, которая с огромным успехом прошла на Бродвее 648 раз.
Рассказ неоднократно экранизировался. Первой была немая картина 1928 года с Глорией Свенсон. Затем, в 1932 году, вышла знаменитая версия с Джоан Кроуфорд в главной роли. Фильм 1953 года «Мисс Сэди Томпсон» с Ритой Хейворт стал последней крупной голливудской адаптацией. Эти экранизации, наряду с популярностью театральной постановки, закрепили за «Дождём» статус одного из самых знаковых произведений Моэма.
Сюжет
Действие рассказа «Дождь» начинается на пароходе, следующем в Апиа, столицу Американского Самоа. Доктор Макфейл, главный герой, стоит у перил и курит. Вскоре он замечает свою жену, беседующую с Дэвидсонами — четой христианских миссионеров. Пары сближаются на почве общего неодобрения других пассажиров, которые проводят время за азартными играми и выпивкой.
На следующее утро, когда корабль приближается к порту Паго-Паго, миссис Дэвидсон выражает радость, что их миссия находится не здесь. Она пренебрежительно отзывается о местных жителях, а также сообщает, что они с мужем запретили туземцам в своём округе традиционные танцы, считая их ведущими к безнравственности.
Когда корабль подходит к гавани, доктор Макфейл отмечает проблемы со здоровьем у туземцев, такие как слоновая болезнь, а миссис Дэвидсон указывает на непристойность их одежды. Она с гордостью добавляет, что на своих островах им почти удалось искоренить обычай носить набедренные повязки.
На берегу их встречает мистер Дэвидсон с плохими новостями: из-за случая кори на борту шхуны, которая должна была их забрать, судно не допускают в порт. На острове нет гостиницы, и путешественникам приходится снять комнаты в доме местного торговца Хорна, метиса.
Вынужденные оставаться на острове, путешественники проводят время вместе. Мистер Дэвидсон рассказывает о своей работе в Тихом океане. Своим главным достижением он считает то, что смог внушить туземцам чувство греха, которого они ранее не испытывали, считая свои обычаи естественными.
Однажды вечером из комнаты мисс Томпсон, расположенной этажом ниже, доносятся звуки граммофона и смех. Мистер Дэвидсон догадывается, что она — женщина лёгкого поведения из Ивелея, района красных фонарей Гонолулу. Возмущённый миссионер решает вмешаться, но его попытка прекратить веселье оказывается тщетной.
На следующий день мистер Дэвидсон заявляет, что положит конец её деятельности. Он возвращается после разговора с ней, называет её “порочной женщиной” и клянётся преследовать её «до самых пределов земли». Позже доктор Макфейл узнаёт, что миссионер заставил торговца Хорна запретить мисс Томпсон принимать клиентов. Ночью супруги Макфейл слышат, как Дэвидсон громко молится за душу грешницы.
Через несколько дней мисс Томпсон врывается в столовую и обвиняет миссионера в том, что он пожаловался на неё губернатору. Теперь её депортируют на ближайшем корабле в Сан-Франциско. Она притворяется больной и просит доктора Макфейла уговорить Дэвидсона разрешить ей остаться, чтобы уехать в Сидней и найти там работу. Макфейл сомневается в успехе, но обещает поговорить.
Предсказание доктора сбывается. Тогда Макфейл лично идёт к губернатору. Тот признаёт правоту доктора, но отказывается отменять приказ, опасаясь угроз Дэвидсона пожаловаться в Вашингтон. Вечером мисс Томпсон умоляет миссионера не отправлять её в Сан-Франциско, где её ждёт тюрьма, но тот непреклонен.
В последующие дни мисс Томпсон полностью меняется. Подавленная и апатичная, она проводит время за чтением Библии и молитвами с Дэвидсоном. Он впадает в религиозный экстаз, наставляя её на путь покаяния. Она даже начинает с нетерпением ждать наказания, видя в нём избавление от мук. Погода всё это время стоит ужасная, дождь не прекращается.
Посреди ночи доктора Макфейла будит Хорн и ведёт к берегу. Там он видит тело миссионера Дэвидсона с перерезанным горлом и бритвой в руке. Макфейл понимает, что это самоубийство. Он просит жену сообщить трагическую новость миссис Дэвидсон.
На обратном пути из морга они слышат громкую музыку из пансиона. Войдя в дом, они видят преобразившуюся мисс Томпсон в её прежней вызывающей одежде в компании моряка. При виде миссис Дэвидсон она презрительно плюёт в её сторону. Доктор Макфейл, ошеломлённый, входит в комнату и выключает граммофон. В ответ на его недоумение мисс Томпсон выкрикивает, что все мужчины — “свиньи”. Доктор понимает, что она говорит о Дэвидсоне.
Список персонажей
Доктор Макфейл
Доктор Макфейл — сорокалетний шотландский врач и ветеран Первой мировой войны. Он направляется на работу в Апиа, но из-за карантина задерживается в Паго-Паго. На корабле он и его жена знакомятся с четой миссионеров. Доктор терпимо относится к праведности Дэвидсонов, но внутренне осуждает их и не согласен с методами мистера Дэвидсона в отношении мисс Томпсон. Несмотря на своё желание не вмешиваться, Макфейл вступается за женщину.
Миссис Макфейл
Миссис Макфейл — жена доктора. Она робкая женщина, привыкшая во всём слушаться мужа. Она находит общий язык с Дэвидсонами гораздо лучше, чем её супруг, и проводит большую часть времени с миссис Дэвидсон. Доктор Макфейл часто использует её как посредника в общении с четой миссионеров.
Преподобный Дэвидсон
Преподобный Дэвидсон — американский христианский миссионер, высокий мужчина с горящими глазами. Он фанатично религиозен и видит свою цель в том, чтобы наставлять на путь истинный каждого, кого встречает. Своим главным достижением он считает внушение чувства греха коренным жителям островов, которые до его прибытия жили в гармонии со своими обычаями.
Узнав, что мисс Томпсон — проститутка, он приходит в ярость. Решив призвать её к покаянию, Дэвидсон добивается её депортации в Сан-Франциско, где её ждёт тюрьма. Сломив дух женщины, он одержимо молится с ней. Однако в ночь перед её отъездом миссионер совершает самоубийство на пляже.
Миссис Дэвидсон
Жена мистера Дэвидсона — его верная соратница по миссионерской деятельности. Она невысокого роста, носит пенсне и говорит пронзительным голосом. Миссис Дэвидсон постоянно восхваляет своего мужа и его достижения, осуждая при этом «аморальный» образ жизни самоанцев. Она также выражает беспокойство, что её муж изнурит себя в своём стремлении спасать заблудшие души.
Мисс Сэди Томпсон
Мисс Сэди Томпсон — молодая женщина, застрявшая на острове вместе с остальными героями. Она вызывающе одевается и снимает комнату в доме мистера Хорна, где принимает моряков. Когда Дэвидсон узнаёт о её ремесле, он решает разрушить её жизнь. Сэди в ужасе от перспективы вернуться в Сан-Франциско и попасть в тюрьму. После неудачных попыток убедить миссионера сжалиться, она ломается и впадает в показное раскаяние. Однако после самоубийства Дэвидсона она мгновенно возвращается к прежнему образу жизни.
Мистер Хорн
Мистер Хорн — торговец, наполовину белый, наполовину самоанец, который сдаёт комнаты застрявшим на острове путешественникам. Под давлением Дэвидсона он запрещает Сэди Томпсон приводить клиентов. Позже именно он обнаруживает тело миссионера и сообщает об этом доктору Макфейлу.
Губернатор
Губернатор — американский представитель власти в Паго-Паго. Поддавшись угрозам мистера Дэвидсона, который обещает пожаловаться на него в Вашингтон, он приказывает депортировать мисс Томпсон. Позже он отказывает в просьбе доктору Макфейлу, опасаясь проблем, которые может создать назойливый миссионер.
Фред Олсон
Фред Олсон — датский торговец, которого Дэвидсон упоминает в качестве примера своей деятельности. Когда Олсон отказался покаяться в своём образе жизни, Дэвидсон в течение двух лет планомерно разрушал его репутацию, пока тот не лишился всего своего состояния и положения.
Темы
Праведность
Праведность — убеждённость в собственной моральной правоте — является центральной темой рассказа. Дэвидсоны определяют свою миссию через призму праведности, стремясь обратить коренных жителей Самоа в христианство. Узнав о жизни мисс Томпсон, Дэвидсон берёт на себя роль судьи её «заблудшей души». Он желает заставить её страдать, считая это необходимым наказанием. Однако именно этот строгий моральный кодекс в итоге приводит его к гибели.
Частная жизнь
В отличие от миссионеров, считающих своим долгом вмешиваться в чужую жизнь, доктор Макфейл придерживается принципа невмешательства. Когда Дэвидсон объявляет о намерении остановить мисс Томпсон, Макфейл пытается его отговорить. Его позиция отражена во внутренней реплике: “Почему он не мог оставить её в покое?”. Позже, заступаясь за мисс Томпсон, Макфейл намеренно не интересуется причинами, по которым она боится возвращения, и прямо говорит Дэвидсону, что это “не его дело”. Пренебрежение Дэвидсона к частной жизни в конечном счёте и приводит его к краху.
Высокомерие
Покровительственное отношение и чувство превосходства — ещё одна ключевая тема. Наряду с религиозной праведностью, Дэвидсоны демонстрируют культурное высокомерие по отношению к коренным жителям Самоа. Миссис Дэвидсон критикует их традиционную одежду и с гордостью рассказывает, как они с мужем запретили местные танцы, считая их аморальными. В этом отношении проявляется колониальное пренебрежение к самоанской культуре, основанное на убеждении в превосходстве западных христианских ценностей.
Лицемерие
Лицемерие — несоответствие провозглашаемым моральным стандартам — пронизывает весь рассказ. Дэвидсоны с гордостью говорят о том, как они привили чувство греха самоанцам, которые ранее жили в гармонии со своей природой. Тот же подход Дэвидсон применяет и к мисс Томпсон, подавляя её волю и настаивая на суровом наказании для спасения её души. Тема лицемерия достигает кульминации в финале, когда выясняется, что одержимость миссионера оказалась не борьбой за душу, а подавленным вожделением. Осознав собственное падение, Дэвидсон наказывает себя единственным доступным ему способом — самоубийством.
Комментирование недоступно Почему?