«Религия в границах только разума» Иммануила Канта, краткое содержание читать ~9 мин.
По сей день учёные не знают, почему Кант написал этот текст, и постоянно спорят о намерениях Канта, когда он его писал, и о его вдохновении. Но в чем они могут согласиться, так это в том, что это была самая влиятельная работа в истории теологии и философии религии. Большинство работ Канта имеют подобное разделение. Его главным философским убеждением было то, что человек создаёт свой собственный опыт, и поэтому мир сам по себе существует совершенно независимо от того, как человек его воспринимает.
Первоначально написанная в виде четырёх отдельных журнальных статей, книга разделена на четыре части, каждая из которых атакует давно укоренившиеся традиционные взгляды, продвигаемые церковью. Он критикует суеверия, ритуалы и Церковь в целом, считая, что она слишком сильно увязла в собственной иерархии в ущерб верованиям и повседневной жизни христиан.
Первая часть книги первоначально появилась в издании «Berlinische Monatsschrift» за 1792 год, но вторая часть не была опубликована в том же журнале цензором самого короля. Чтобы обойти эту очевидную попытку заставить его замолчать и потворствовать влиянию церкви, Кант решил опубликовать все четыре части – опубликованную и три последующие части, которые он готовил к публикации, – в виде книги.
В то время существовала большая теологическая цензура, и чтобы обойти её, Кант опубликовал книгу как учебное пособие через Йенский университет, тем самым устранив необходимость королевского вмешательства или цензурного рассмотрения. Неудивительно, что это совсем не понравилось королю, и Кант получил выговор за неподчинение. Канту было все равно; более того, это подстегнуло его к написанию и публикации второго тома на ту же тему, что настолько возмутило цензора, что он запретил Канту писать что-либо ещё на эту тему и приказал ему никогда публично не говорить о религии.
Название книги – это метафора, созданная самим Кантом; рациональная религия показана как обнажённое тело, а исторические и суеверные религии – как одежда, совершенно неподходящая для данного человека или случая; метафора означает, что церковь делает очень плохую работу по донесению истинного смысла религии до масс.
Основополагающий английский перевод этой работы был опубликован в 1998 году и стал шестым томом в Кембриджском университетском издании трудов Иммануила Канта. Кант остаётся одним из самых влиятельных философов с точки зрения его воздействия на современную философию, особенно в области эпистемологии, этики, метафизики и политических учений.
Содержание
«Религия в границах только разума» – это собрание мыслей Иммануила Канта и его философия религии. Кант считает, что религия – это интуиция, с которой человек рождается, и которая помогает нам определить, что правильно, а что нет. Автор также считает, что институционализированная религия мешает людям развивать подлинный религиозный опыт.
Кант излагает свою аргументацию в четырёх разделах: в первом Кант рассматривает радикальное зло, присущее человеческой природе; во втором – персонификацию Иисуса Христа; в третьем – победу добра над злом; в четвёртом – разницу между истинным и ложным поклонением Богу.
В первом разделе Кант начинает с вопроса о том, рождаются ли люди добрыми или злыми. Кант считает, что люди рождаются с двумя одновременными побуждениями, которые определяют доброе и безнравственное поведение. Он считает, что мы совершаем хорошие поступки, чтобы удовлетворить четыре побуждения, которые существуют в каждом человеке: первое – поддержание стабильных отношений с другими людьми, второе – увеличение численности населения, третье – воспитание смысла и, наконец, соблюдение моральных правил.
Согласно Канту, мы также склонны совершать злые поступки для удовлетворения своих эгоистических желаний. Далее он приводит пример зла, которое проявляется в мире – наша современная политическая, культурная и социальная жизнь наполнена таким эгоизмом.
Во второй части Кант рисует Иисуса как олицетворение доброй морали и высоких принципов, он также представляет дьявола как повелителя зла. Однако Кант утверждает, что власть дьявола над злом – это власть, данная Богом. Бог контролирует и добро, и зло, но дал людям свободу выбора, чтобы они сами решали, на чью сторону встать. Таким образом, конфликт между добром и злом исходит от дьявола, который склоняет людей к искушению поклоняться ему, а не Иисусу. Однако Бог остаётся высшим законодателем.
В третьем разделе Кант утверждает, что люди могут создать нравственно праведное общество. Общество, которое поощряет и вознаграждает добро, а не зло. Такое общество отныне будет стремиться вести нравственно праведную жизнь даже без помощи религиозных институтов и практик. Чтобы быть морально здоровым, люди должны понимать и принимать добрые поступки как обязанность, отличную от исповедания веры.
В последнем разделе Кант резко критикует институционализированную религию. Он утверждает, что посещение культовых сооружений и исповедание своей веры никогда не изменит нашу нравственную порочность. Людям нужно лишь принять моральный закон и взять на себя ответственность за превращение себя в нравственно чистых людей.
Персонажи
Мендельсон
Автор «Утренних часов» и «Письма к друзьям Лессинга». Оба текста подтверждают «здравый смысл».
Якоби
Якоби известен как автор «Письма о доктрине Спинозы», в котором опровергается философия Мендельсона о здравом смысле.
Витценманн
Автор «Итогов», который обвиняет Мендельсона, в его обращении к “здравому разуму в том, что он так же, как и Якоби, полагается на религиозную веру”.
Бог
Бог является иллюстрацией «наивысшего возможного блага». Кант признает, что божественное участие способствует реализации блага.
Темы
Познание
Кант поясняет: “Незнание само по себе является причиной ограниченности нашего познания, но не ошибок в нём. Но там, где не произвольно, будет ли человек судить определённо или нет, где есть какая-то действительная потребность – и более того, потребность, относящаяся к разуму как таковому, – которая делает необходимым суждение, и все же мы ограничены недостатком знания в отношении факторов, необходимых для суждения, там необходимо иметь максиму, согласно которой мы можем вынести своё суждение; ибо разум будет удовлетворён”.
Мышление позволяет человеку подняться над невежеством (что пагубно для рационализма). Чтобы человек мог осуществлять логическое мышление, он должен быть ориентирован в курсе познания. Причины являются главными характеристиками, которые формируют суждения, возникающие в результате мышления. Более того, интуиция вносит свой вклад в познание, и она преимущественно субъективна.
Рационализм в религии
На основании введения: “Вера, которую Кант имеет в виду, – это чисто рациональная вера, но она основана на практическом (руководящем действием, моральном) разуме, а не на теоретическом. По мнению Канта, неспособность наших теоретических способностей доказать истинность или ложность религиозных утверждений оставляет место для нашего практического разума, чтобы определить нашу религиозную позицию. Он приветствует это, поскольку считает, что для религии крайне важно, чтобы она контролировалась моральными соображениями”.
Идеология Канта заключается в одобрении интеграции прагматизма в религию. Религия должна быть практичной, возвышаясь над расплывчатыми религиозными утверждениями. Рассуждение и религия не должны быть взаимоисключающими, поскольку познание просвещает людей относительно основы их религиозных принципов.
Для того чтобы полностью понять и правильно проанализировать этот философский трактат о природе веры одного из самых сложных для восприятия писателей, необходимо знать только один факт: «Религия в границах только разума» – это работа, которая, по сути, положила конец трудам Канта по философии религии. Это прекращение усилий было результатом того, что писатель решил, что он написал все, что мог сказать на определённую тему.
И дело не только в том, что вскоре после публикации этой работы Кант перестал писать на тему религии. В течение двух лет Кант не только перестал публиковать свои философские теории и логические утверждения о религии в печати, но и вообще перестал говорить на тему религии в публичном пространстве. «Религия в границах только разума» – название, которое не даёт абсолютно никакого намёка ни на полемику, которую она вызовет, ни на подрывные идеи, которые в ней содержатся и которые стимулируют эту полемику. Интенсивность противоречивой реакции была такова, что король Пруссии Фридрих Вильгельм издал официальный указ, запрещающий Канту когда-либо ещё писать о религии. Когда он нарушил этот запрет, собрав оставшиеся неопубликованные части в один том в попытке обойти букву королевского закона, ему было запрещено даже говорить о религии. Все это, естественно, приводит к одному из величайших вопросов философии: какого чёрта?
Что же такого спорного в этой работе, что вызвало столь бурную реакцию со стороны прусского монарха? Хотя позже Кант поступил бы отчаянно неискренне, утверждая, что единственным его намерением в этом тексте было обеспечить рациональную основу для веры в моральную вселенную, основанную на вере, и что только вопрос неправильного толкования настолько исказил это намерение, что его можно рассматривать как прямую атаку на фундаментальные заповеди христианства.
Одна из великих загадок философии заключается в том, что человек, столь явный, как гигантские интеллектуальные кузнечики среди планеты интеллектуальных муравьёв, когда-либо думал, что этот план может сработать. Не нужно иметь степень по теологии, чтобы понять, что это философская работа, упорно подрывающая догмы и доктрины организованного христианства. Фактически, она совершает то, что можно считать величайшей из всех ересей: она хирургическим путём удаляет божественность Христа из личности Иисуса.
Некоторые описывают «Религию в границах только разума» как всеобъемлющую реструктуризацию иудео-христианской веры. Основополагающая библейская концепция «первородного греха» перепрофилируется в альтернативную концепцию Канта «радикального зла». Предпосылка, однако, остаётся по сути неизменной: человек по природе своей склонен искать порочные средства достижения цели, даже если сама цель основана на чистых побуждениях. Кант убирает все духовные притязания на то, что этот психологический дефект имеет какое-то отношение к Адаму и Еве, змею и саду. Не существует никакого «падения из благодати», которое было бы главной причиной того, что человек так легко поддаётся искушениям; это просто то, как мы созданы.
Отталкиваясь от этой отправной точки, Кант продолжает воссоздавать христианство как религию, которую можно принять на веру, основанную на разуме, а не на суеверии. Естественно, конечный пункт назначения – это то, что стирает все, на чем католическая церковь построила свою власть: священники не нужны больше, чем облатки и вино.
Все твёрдые основы морали, которые Кант находил приемлемыми в христианстве, остаются, но в таком виде, который лишён всей коррупции, созданной человеком для сохранения власти и авторитета. Кант, по сути, создал шаблон христианства без необходимости в Христе. А это, Чарли Браун, совсем не то, чем является Рождество, поэтому последние годы своей жизни Кант не хотел поднимать эту тему в смешанной компании.
- Христианство
- Религиозные гравюры XVIII – ХХ века из коллекции Русского музея
- Обручальные кольца — дань традиции
- В музее истории религии открыта выставка иллюстраций к библии, выполненных художником Хе Ки
- Культура и религия древней Аравии
- Кельтская культура: характеристики изобразительного искусства, языка, религии
- Ганс Мемлинг: фламандский религиозный художник
- Иероним Босх: голландский религиозный художник
Комментирование недоступно Почему?