«Туман» Стивена Кинга, краткое содержание читать ~13 мин.
«Туман» – это рассказ, написанный крестным отцом жанра ужасов Стивеном Кингом. В ней рассказывается о тумане, который внезапно окутывает маленький городок Бриджтон в штате Мэн; туман – не природное, а мистическое явление, и в нём скрываются чудовища из других миров.
Книга была написана под впечатлением от собственного опыта Кинга, случае из жизни, когда разразилась сильная гроза. После грозы Кинг поехал в местный магазин и был поражён туманом, который, казалось, висел в воздухе после окончания грозы. Пока они с сыном находились в магазине, он начал представлять себе формы летающих в тумане монстров. К тому времени, когда отец и сын вернулись домой, он задумал историю ужасов, действие которой происходит в супермаркете, где люди прячутся от монстров, принесённых туманом снаружи.
Первоначально история была опубликована в 1980 году в составе антологии ужасов «Тёмные силы». Она вновь появилась в 1985 году в качестве самого длинного рассказа в сборнике Кинга «Экипаж скелетов». Только после того, как книга была адаптирована для большого экрана режиссёром Фрэнком Дарабонтом, в 2007 году она была опубликована как самостоятельная новелла в мягкой обложке. Книга также была адаптирована для телевидения и вышла в эфир в виде драматического сериала на канале Spike, но она не была столь успешной, как надеялись руководители канала, и была снята с производства после всего одного сезона.
Кинг считается выдающимся писателем ужасов. Он написал шестьдесят один роман и более двухсот рассказов и повестей. Его первый роман, «Кэрри», был опубликован в 1974 году и до сих пор остаётся одним из самых известных, во многом благодаря экранизации, за которой через год последовал тревожный роман «Сияние», киноверсия которого содержит культовую фотографию Джека Николсона на постере. Другая книга, ставшая фильмом, «Воспламеняющая взглядом», была одним из первых фильмов, в которых снялась Дрю Бэрримор после её прорывной роли в «Инопланетянине».
Кинг был удостоен множества наград за свои произведения, включая беспрецедентные пятнадцать премий Брэма Стокера и награду за жизненные достижения от World Fantasy Awards.
Сюжет
На следующее утро после мощной грозы в Бриджтоне, штат Мэн, на маленький городок опускается густой туман. Это настоящий гороховый туман, и видимость снижается почти до нуля. Туман также скрывает внутри себя причудливых и фантастических существ, они опасны и кровожадны и нападают на любого, кто выйдет на улицу.
Местный супермаркет стал убежищем для нескольких местных жителей, которые оказались в ловушке, когда делали покупки. Среди них – Дэвид Дрейтон, местный коммерческий художник, и его сын Билли. Они также взяли с собой соседа Брента Нортона, так как во время урагана на его машину упало дерево. В ловушке оказались и другие люди, включая солдат с местного военного объекта, где, по сообщениям, происходят странные события под прикрытием «Проекта Эрроухед».
После бури выхлопное отверстие генератора магазина закупорено. Никто не знает, кто это сделал. Молодой человек, который работает на упаковке продуктов, выходит на улицу, чтобы посмотреть, может ли он отключить его, но он не возвращается, унесённый в туман щупальцеобразным существом. Став свидетелем этого, Дэвид пытается убедить своих коллег-покупателей, что то, что скрывается снаружи, представляет угрозу для их существования. Даже когда менеджер магазина, который также видел, что случилось с Нормом, вступает в разговор, некоторые из остальных считают, что он лжёт. Они решают, что лучше всего обратиться за помощью, и выходят на улицу, но их быстро убивают. Птерозавр, воспользовавшись открытым дверным проёмом, заходит в магазин и убивает несколько человек.
Покупатели ругаются, сыпят взаимные обвинения, паранойю и страх, который выводит их из себя. Миссис Кармоди, чрезвычайно религиозная женщина, которая также застряла в магазине, становится лидером группы. Она убеждает всех, что это библейское событие, наказание за плохие поступки человечества. Она говорит им, что они должны принести человеческую жертву, чтобы загладить гнев Бога.
Дэвид и Олли понимают, что они должны возглавить своих союзников в попытке вернуться к здравому смыслу. Они пытаются уйти с рынка незамеченными Миссис Кармоди приказывает своим последователям убить выбранные ею жертвы; одна из них – сын Дэвида, Билли, другая – молодая женщина по имени Аманда. Оба они являются союзниками Дэвида и Олли. Олли находит пистолет в сумочке Аманды и стреляет в миссис Кармоди. Ее последователи внезапно оказываются в замешательстве, что даёт Дэвиду и Олли шанс возглавить попытку побега.
Олли разрубает надвое гигантское когтистое существо, когда он бежит к машине Дэвида. Билли и Аманда благополучно добираются до машины, и к ним присоединяется вздорная пожилая школьная учительница Хильда Репплер. Они мчатся прочь из Бриджтона и едут сквозь туман до самой Новой Англии. Они останавливаются на ночлег и слушают радио, но приём очень слабый, и Дэвид почти ничего не слышит. Вдруг ему удаётся разобрать слово «Хартфорд», и он, воодушевлённый, начинает ехать в Коннектикут.
Список персонажей
Дэвид Дрейтон
Дэвид счастливо женат на Стефани и является гордым и любящим отцом Билли, который находится с ним в супермаркете, в котором они оказались в ловушке. Он – коммерческий художник, успешный и пользующийся популярностью. Он является рассказчиком новеллы. Дэвид – один из немногих выживших после инцидента в супермаркете, в основном потому, что он берет на себя инициативу и организует побег для себя, своего сына и небольшой группы союзников. Он попадает под удар миссис Кармоди, которая недолюбливает его и видит в нём конкурента на место лидера; она также намеревается принести его сына в жертву, что заставляет Дэвида действовать ещё более безотлагательно, чем он мог бы сделать в противном случае. Он хороший лидер, уравновешенный и к нему прислушиваются остальные.
Билли Дрейтон
Пятилетний Билли находится со своим отцом в супермаркете и испытывает страх перед происходящим, несмотря на то, что отец в основном успешно пытается оградить его от большинства сцен насилия и ужасов. Миссис Кармоди выбирает его в качестве жертвы группы, и его спасает отец, который увозит его из супермаркета на машине.
Аманда Дамфрис
Аманда носит с собой пистолет, что оказывается благословением, когда события в супермаркете выходят из-под контроля. Она – молодая женщина, которая замужем за очень заботливым человеком, который поощряет её носить оружие, когда он находится за городом. Олли Уикс использует пистолет, чтобы убить миссис Кармоди, что позволяет Аманде и остальным членам группы Дэвида спастись. Она также выжила в этом инциденте. Ее привлекает Дэвид, и в атмосфере супермаркета, заряженной адреналином, между ними происходит короткая встреча.
Брент Нортон
Нортон находится в супермаркете вместе с Дэвидом и Билли, поехав туда вместе с ними, когда его машина вышла из строя из-за упавшего дерева. Это создаёт обманчивое впечатление об их отношениях, Нортоны и Дрейтоны не ладят из-за земельного спора. Нортон не верит Дэвиду и Олли, когда они сообщают, что видели чудовище в тумане, и поэтому он определяет супермаркет как более опасное место, выводит небольшую группу из дверей в туман. Его крики слышат те, кто не последовал за ним, и его считают мёртвым, убитым монстрами.
Олли Уикс
Помощник управляющего продуктовым магазином, где разворачивается основная часть истории, Олли – быстро соображающий и ответственный молодой человек. Ему удаётся не терять рассудок и прагматично воспринимать происходящее, что в какой-то мере предотвращает его психическое расстройство из-за страха. Он убивает миссис Кармоди, чтобы не дать ей пожертвовать Амандой и Билли, но не переживает событий этой ночи, так как погибает, пытаясь выбраться из супермаркета, разрубленный надвое клешнёй гигантского ракообразного.
Миссис Кармоди
Ведьма ли она или эксцентричная религиозная фанатичка? Жители городка не знают, и книга не проясняет этот вопрос. Что мы знаем о миссис Кармоди, так это то, что она необычайно кровожадна и берет на себя руководство группой в супермаркете прежде всего для того, чтобы организовать человеческое жертвоприношение. Олли Уикс стреляет ей в живот и убивает её, когда она пытается принести в жертву Билли.
Бад Браун
Сосредоточившись на продуктовом магазине, которым он управляет, Брауну удаётся разделить происходящие события и, следовательно, сохранить рассудок, игнорируя происходящее вокруг. Он не пытается бежать, и его выживание не подтверждается.
Майк Хэтлен
Майк – один из лидеров, успешен в бизнесе, но его ждёт очень неприятный конец, когда гигантский арахнид захватывает его в свою паутину и перерезает ему горло.
Дэн Миллер
Дэн не является местным жителем; он приехал в этот район на лето, так как у него там дом для отдыха. Его также убивает паук, который на этот раз заключает его в свою паутину, покрытую кислотой.
Хильда Репплер
Несмотря на свой преклонный возраст, Хильда – воин. Она физически сильна, умна и использует продукты в продуктовом магазине как оружие. Она использует банку «Рейд» против одного из монстров и присоединяется к последней попытке побега, заслужив доверие Дэвида сопротивлением миссис Кармоди. Она выживает в тумане.
Мистер Маквей
Маквей – мясник в магазине, он почти занял эту должность вместо миссис Кармоди, когда попытался помочь ей принести в жертву Билли и Аманду. После её убийства он теряет самообладание и отступает.
Темы
Не всё всегда объяснимо
Если вы знаете фильм «Туман» только по киноверсии, забудьте обо всем, что вы знаете. Военные не названы ответственными за создание катастрофы и не являются кавалерией, прибывшей слишком поздно. Те, кому удалось спастись на джипе в конце, выжили, по крайней мере, до конца истории. Что происходит после, остаётся только догадываться. Для объяснения необъяснимых событий выдвигается несколько объяснений, но почему-то люди больше склоняются к теории «Проекта Эрроухед», чем к версии миссис Кармоди о гневе Божьем. Правда в том, что ни одна из этих теорий не называет виновного. Более того, обе они одинаково вероятны. Просто…↓
Люди любят хорошую теорию заговора
Атомные технологии. Большие овощи. Сланцевая нефть. Чёрный лёд. Червоточины в другое измерение. Проект «Эрроухед» постоянно всплывает на протяжении всей истории, но только в виде слухов, ничем не подтверждённых. Даже само название существует только в виде слухов. На самом деле, ни один проект не имеет под собой никаких оснований. Тот факт, что так много людей в этой истории принимают на веру, что он не только существует, но и несёт ответственность, противопоставляется чётко выраженному безумию тех, кто принимает на веру объяснение миссис Кармоди о гневе Божьем. Это две крайности параноидальных теорий заговора, обе лишены фактов, доказательств или каких-либо реальных оснований для подозрений.
Механика паранойи
Во время начальной последовательности рассказа, представляющей собой почти пасторальное представление чистой и абсолютной нормальности, рассказчик ни разу не даёт понять, что страдает паранойей. Его реакция на теории, окружающие проект «Эрроухед», пренебрежительна, но уважительна. Он не соплив по этому поводу, но и нет ни малейшего признака того, что он может быть тайным верующим. Его последнее заявление по этому вопросу, однако, – это мысли о том, “какие безумные чёртовы вещи они могли там делать”. Наблюдение за невообразимыми ужасами, происходящими на твоих глазах, и нахождение в непосредственной близости от тех, кто действительно является истинно верующим, может сломить даже самую упорную защиту. В блестяще задуманном абзаце Кинг заставляет своего рассказчика проиллюстрировать, как механика паранойи действует на психику, ставшую хрупкой из-за травмы:
“…если жизнь – это рост сознания… то это также и сокращение входных данных. Ужас – это расширение перспективы и восприятия… Когда рациональность начинает разрушаться, схемы человеческого мозга могут перегрузиться. Аксоны становятся яркими и лихорадочными. Галлюцинации становятся реальными…”
Эта книга была идеально построена для адаптации в фильм. В сюжете было все: душераздирающая домашняя трагедия о разорванной на части семье, происходящая в рамках эпопеи катастрофы «Кто выживет». Возможности для ужасающих спецэффектов соседствовали с напряжёнными драматическими противостояниями между апокалиптическими христианами-евангелистами и параноидальными теоретиками заговора. Все это построено на фундаменте, на котором никогда нельзя узнать наверняка, что же происходит на самом деле. В довершение всего, фильм основан на самой неуловимой литературной редкости конца 20-го века: отличной концовке рассказа Стивена Кинга.
Не было абсолютно никакой возможности, чтобы даже в меру талантливый режиссёр смог испортить величайший подарок, который Кинг когда-либо делал Голливуду. Если, конечно, по какой-то идиотской причине они не решили бы сделать что-то настолько бессмысленно необъяснимое, как изменить возвышенное совершенство двусмысленной концовки, которая ничего не объясняла, в пользу концовки, которая прояснила бы всё до последней загадки.
Что позволяет всерьёз утверждать, что «Туман» является величайшим произведением Стивена Кинга, так это, одним словом, его концовка. Пожалуй, никто в истории литературы не может так быстро втянуть вас в историю, чтобы вы полностью в неё погрузились, как Кинг. Но даже самые ярые фанаты Кинга должны признать, что выход с другой стороны не всегда приносит удовлетворение. Кинг – настоящий мастер в том, чтобы увлечь вас с первой страницы. Практически невозможно прочитать первую страницу любой книги Кинга, которую он когда-либо публиковал, и не почувствовать себя обязанным проследить за развитием сюжета до второй страницы. Дальше все происходит так, как обычно происходит с читателем: его внезапно поражает что-то, происходящее в окружающем мире, и он понимает, что прочёл сто страниц, даже не осознавая этого. Вот насколько хорошо Кинг владеет искусством начала истории.
Роман «Туман» в форме новеллы начинается с одной из величайших вступительных строк Кинга всех времён:
“Вот что произошло”.
Начиная с этой строки, рассказчик переходит к изложению одной из величайших историй Кинга всех времён, которая достигает своего величия именно потому, что он сопротивляется любому и всяческому желанию предложить что-либо близкое к ясному и определённому объяснению того, что произошло. Вместо этого, нарушая традицию, история с блестящей точностью движется к концовке, которая потрясающе последовательна, не смея ни на йоту отклониться от тона, настроения и тематического наложения всего, что было до этого. Все это приводит не только к величайшим заключительным строкам, которые можно найти в огромном творчестве Кинга, но и к одной из величайших заключительных строк в истории ужасов, научной фантастики или любого другого гибрида этих двух жанров, к которому наиболее точно относится эта история.
“Два слова, которые звучат немного похоже. Одно из них – Хартфорд. Другое – надежда”.
Никакого объяснения «этого», которое «произошло». Просто рассказ о том, что «случилось», без объяснения того, что было «этим». Концовка не обещает читателю, что всё будет хорошо и не намекает на то, что что-то ужасное не за горами. В конечном итоге, всё, что рассказчик может предложить читателю в конце, – это город и имя существительное. И чудо этой истории – чудо, которое каким-то странным и непостижимым образом упустил Голливуд, хотя рассказчик прямо говорит им об этом ближе к концу, предупреждая, что никаких аккуратных и опрятных выводов не предвидится, – заключается в том, что город и существительное – это все, что нужно для окончания «Тумана», чтобы Стивен Кинг заслужил пожизненное искупление за все те великие начала, которые заканчиваются таким душераздирающим разочарованием.
- «Дом из песка и тумана» Андре Дюбюса, краткое содержание
- «Идиот» Элиф Батуман, краткое содержание
- «Туманы Авалона» Мэрион Зиммер Брэдли, краткое содержание
- «Оно» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Девушка, которая любила Тома Гордона» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Зелёная миля» Стивена Кинга, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?