«Чайка» Чехова, краткое содержание читать ~5 мин.
Пьеса русского драматурга Антона Чехова «Чайка» впервые была поставлена в Санкт-Петербурге в 1896 году.
В усадьбе помещика Петра Сорина живут его сестра-актриса Ирина Аркадина, её возлюбленный писатель Тригорин, сын Константин и начинающий писатель доктор Дорн. Константин влюблён в Нину, дочь хозяйки усадьбы, но она увлечена Тригориным. Нина участвует в любительском спектакле, который ставит Константин. Спектакль оказывается провальным, и Константин разочаровывается в себе и в своих талантах. Нина уезжает с Тригориным, а Константин пытается покончить с собой.
В первом действии Константин Треплев убивает чайку и кладёт её к ногам Нины, красивой молодой актрисы, в которую он безнадёжно влюблён. Он говорит ей, что если она не полюбит его, он будет лежать мёртвым у её ног. Однако Нина не влюблена в Константина. Её сердце принадлежит Тригорину, известному романисту, который, в свою очередь, влюблён в Ирину Аркадину, актрису и мать Константина.
Константин презирает Тригорина, считая его писательство пустым и бессмысленным, совсем не тем, на что рассчитывает сам Константин. Константин стремится к созданию новых, более выразительных литературных форм. Он уже написал пьесу, в которой согласилась сыграть Нина.
Спектакль ставится на улице, в имении дяди Константина, Петра Сорина. Пьеса встречает вялый приём, хотя зрители признают, что она, безусловно, имеет литературные достоинства. В зале присутствуют мадам Аркадина и Тригорин, но они отказываются воспринимать постановку всерьёз. Тригорин находит достоинства только в исполнении Ниной главной роли.
Поведение мадам Аркадиной на спектакле сына свидетельствует о её отношении ко всем аспектам их отношений. Она – известный актёр, чья карьера зависит от сохранения молодости и привлекательной внешности, поэтому её возмущает напоминание о том, что она – мать двадцатипятилетнего мужчины. Из-за этого она старается как можно дольше держать Константина в деревне и подальше от посторонних глаз, где он может быть связан с ней.
Она практически не даёт ему денег на расходы, поэтому он вынужден носить один и тот же костюм до тех пор, пока он не станет почти нитяным. Её брат, Пётр Сорин, критикует её за обращение с сыном, на что она отвечает, что сама находится в нищете, хотя на самом деле предпочитает тратить деньги на себя.
Несмотря на то, как она с ним обращается, Константин остаётся очень привязанным к матери, что вызывает у него болезненное увлечение своей работой и жизнью в целом. Время от времени он выходит из себя и между ним и матерью вспыхивают страшные ссоры. Как только они начинают ссориться, мать разражается слезами, которые заставляют Константина чувствовать себя виноватым за то, что он её расстроил.
Тем временем Маша, дочь управляющего Петра Сорина, безнадёжно влюблена в Константина, так же как и он в Нину. Это молодая девушка, которая одевается только в чёрное, утверждая, что она в трауре по своему хроническому несчастью. Любовная интрига продолжается, так как в Машу влюблён школьный учитель Семён Медведенко, но у него всего двадцать три рубля в месяц, на которые он должен содержать мать и двух сестёр, а также брата.
Однако через два года Маша теряет всякую надежду на то, что Константин обратит на неё внимание и соглашается выйти замуж за Семёна. У них рождается ребёнок, но Маша настолько равнодушна к нему, что забота о нём ложится на плечи Семёна, вдобавок ко всем его другим обязанностям.
Многие люди предлагают Константину своё мнение о том, о чём и как он должен писать. Один из главных советчиков – местный врач Евгений Дорн, который за всю свою жизнь не написал ни строчки, но считает себя совершенно компетентным давать Константину советы. Он считает, что Константин тратит слишком много времени, беспокоясь о литературной форме и что литература – это не форма, а спонтанные идеи.
Пётр Сорин также готов предложить племяннику свои идеи и советует ему написать рассказ «Человек, который пожелал», основанный на жизни самого Сорина. Он рассказывает племяннику, что в молодости мечтал стать писателем, но так и не осуществил её. Тогда он решил стать оратором, но его речь была отвратительной. У него также было желание жениться, но и этого не случилось.
Тригорин высказывает своё мнение о писательстве, обращая внимание на невротические личные привычки Маши. Нина прерывает его, говоря, что жизнь писателя должна быть очень увлекательной. Тригорин опровергает эту мысль, говоря ей, что писательство – это всего лишь жестокая одержимость, которая овладевает человеком и заставляет его встать на беговую дорожку, с которой нет выхода. Писатель-фантаст вынужден, почти против своей воли, использовать каждую деталь своей жизни для создания следующей истории.
Даже чайка, убитая Константином, является подходящим материалом для построения повествования, по мнению Тригорина, который начинает видеть в Нине чайку, а себя – охотником. В итоге она соглашается сбежать из дома и поехать к нему в Москву в качестве любовницы. После рождения ребёнка, который умирает и неудачной актёрской карьеры все начинает идти наперекосяк. Тригорин бросает её.
Константин все время пытается убедить её жить с ним, но она продолжает отказываться, устраиваясь на работу во второсортную репертуарную труппу. Страдания приводят её к пониманию того, что успех в любом творческом деле – это прежде всего настойчивость. Константин не обладает такой же внутренней силой, как Нина, и когда она уходит из его жизни, казалось бы, навсегда, он расстраивается и кончает жизнь самоубийством.
- Валентин Гафт и Владимир Минин представили зрителям совместную работу
- На фестиваль «Мелиховская весна» привезли две «Чайки» и три «Вишнёвых сада»
- «Пиковой дамой» закрылся фестиваль «Опера - всем» в Санкт-Петерурге
- В Екатеринбурге прошёл международный музыкальный фестиваль «Безумные дни»
- Триумфатор конкурса Чайковского Дебарг и его победное четвертое место
- ЧАЙКА (16+) комедия в двух актах
- День рождения зала Чайковского. Трагическое прошлое и прекрасные перспективы
- «Дядя Ваня», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?