«Дядя Ваня», краткое содержание читать ~6 мин.
Антон Чехов написал пьесу «Дядя Ваня» в 1897 году; её премьера состоялась в Москве два года спустя. В пьесе, состоящей из четырёх действий, городская пара, профессор и его жена, приезжают в деревню, чтобы осмотреть принадлежащее им имение и сообщить жителям, что вскоре они будут продавать его, чтобы сделать более крупные инвестиции. Пьесу ставят театры по всему миру.
В усадьбе Серебрякова встречаются доктор Михаил Львович Астров, старая нянюшка Марина и Иван Петрович Войницкий. Они обсуждают изменения в жизни семьи из-за приезда профессора Серебрякова. Войницкий признаётся Елене Андреевне в любви, но она отвергает его. Профессор жалуется на свою жизнь и здоровье, а также на скуку в усадьбе. Елена Андреевна тоже выражает своё недовольство. Войницкий сожалеет о напрасно прожитых годах. Астров и Телегин обсуждают философские вопросы и сохранение природы. Серебряков решает продать имение и уехать, что вызывает возмущение Войницкого. Он пытается убить профессора, но его останавливает Астров. В итоге Серебряковы уезжают, а Войницкий и Соня остаются в усадьбе, чтобы привести дела в порядок.
Пьеса открывается тем, что пожилая медсестра Марина Тимофеевна и Михаил Львович Астров, провинциальный врач, обсуждают свои отношения. Они знакомы с тех пор, как умерла первая жена старого профессора, одиннадцать лет назад. Астров сетует на то, что сложная работа сделала его старше, чем следовало бы, он средних лет.
К ним присоединяется «дядя» Ваня (Иван Петрович Войницкий). Ему 47 лет и он с помощью Сони, дочери профессора от его первой жены, управляет имением, которое обеспечивает городской образ жизни старого профессора. Он жалуется на суету, которую все подняли после вчерашнего приезда профессора и его гораздо более молодой и очень красивой жены Елены.
В разгар своих жалоб троица замечает, что к ним приближается другая группа: старый профессор (Александр Владимирович Серебряков), Елена, Соня и Телегин (бедный помещик, живущий за счёт государства). Ваня высмеивает Серебрякова, когда понимает, что его оскорбления не будут услышаны. Мать Вани, Мария (Мария Васильевна Войницкая), говорит ему, чтобы он бросил это и был благодарен профессору за то, что он разрешает им работать на его земле. Мария обожает профессора и она сражена красотой Елены.
Астров произносит сольную речь о важности сохранения лесов России, а Ваня без особого предупреждения говорит Елене, что влюблён в неё.
Второй акт начинается несколько дней спустя. Перед самым сном Серебряков жалуется Елене на старость. Соня посылает за доктором Астровым, но старый профессор отказывается его принять.
Когда Серебряков засыпает, Елена и дядя Ваня разговаривают: она – о несчастливой домашней жизни со старым профессором, он – о своей непутёвой молодости. Дядя Ваня жалеет, что не поговорил с Еленой на десять лет раньше, когда их любовь была бы возможна. Он также жалеет, что не боготворил профессора, потому что из-за этого его собственная жизнь стала казаться ему скудной. Когда Ваня начинает говорить о том, как он желает Елену, она наконец уходит.
Астров, не имея пациента, который мог бы помочь, слегка напился, он входит и разговаривает с Ваней. Мимо проходит Соня и говорит, что им обоим надо сосредоточиться на честной работе – только так можно жить по-настоящему счастливо.
Кажется, начинается гроза, и Астров говорит Соне о своём несчастье. Ясно, но только для зрителей, что Соня любит Астрова.
Астров уходит домой, а Елена входит, чтобы поговорить с Соней. В последние дни эти двое не очень любят друг друга: Соня считает Елену золотоискательницей, а Елена Соню – самодовольной занудой. Но как только они начинают говорить начистоту, они открывают друг другу свои секреты. Елена признается, что когда она только вышла замуж за профессора, она любила его, но со временем их любовь пошатнулась. Соня, в свою очередь, признаётся, что влюблена в доктора. Елена поощряет эти возможные отношения, что наполняет Соню радостью.
В третьем действии Серебряков зовёт Ваню, Соню и Елену в гостиную. Ваня пристаёт к Елене, но она его игнорирует. Соня рассказывает о том, что уже шесть лет влюблена в доктора, а он никогда не замечал её пылкости. Елена предлагает поговорить с ним об этом, но Соня не уверена: если он откажет, она будет раздавлена, а если они продолжат двусмысленное состояние, в котором находятся, она сможет прожить каждый день с надеждой.
Елена спрашивает Астрова о его чувствах и он отвечает, что нет, он не любит Соню. Но, по его словам, Елена спросила его об этом, потому что ей очень хочется знать, любит ли её Астров, и в этом случае ответ, безусловно, положительный. Он неожиданно целует её. Ваня случайно видит поцелуй. Елена в ярости от такого хода событий и хочет немедленно уйти. Её не волнует, что профессор ещё не сделал своего заявления. Она прямо говорит Соне, что Астров её не любит.
Перед тем, как все уходят, Серебряков объявляет, что продаёт имение, чтобы рассчитаться со всеми долгами семьи; если вложить деньги в различные акции и облигации, то, по его мнению, семья сможет купить дом для отдыха в Финляндии. Подразумевается, что этот дом будет доступен только Елене и ему.
Ваня в ярости. Он говорит Серебрякову, что тот поступает эгоистично, выталкивая Ваню, Соню и Марию из их дома, он также обвиняет профессора в неблагодарности за все те жертвы, которые Ваня принёс для поддержания имения. Серебряков оскорбляет его. Мария говорит сыну, чтобы он успокоился. Ваня удаляется со сцены. Серебряков уговаривает его закончить спор. За сценой раздаётся выстрел.
Старый профессор возвращается и выбегает на сцену. За ним гонится Ваня, который бежит с заряженным револьвером.
Возвращается старый профессор, выбегает на сцену. За ним гонится Ваня, который бежит с заряженным револьвером. Он стреляет в профессора, но промахивается. В эмоциональном изнеможении и с отвращением к собственной капризности дядя Ваня падает в кресло.
Заключительный акт начинается через несколько часов после выстрела. Старая нянька Марина и крестьянин Телегин заканчивают работу по дому и говорят о том, что старый профессор и Елена уезжают из усадьбы.
Астров в разговоре с Ваней утверждает, что они оба, в сущности, порядочные люди, чьё сознание вульгаризировалось от жизни в деревне в течение последнего десятилетия. В состоянии депрессии Ваня тайком взял в аптеке Астрова пузырёк морфия, подумывая о самоубийстве. С помощью Сони Астров в конце концов убеждает его отдать пузырёк и жить дальше.
Когда Елена прощается с Астровым, она признается, что их поцелуй был для неё несколько приятным. Они ещё раз обнимаются и он вручает ей свой карандаш на память. Чудесным образом старый профессор и Ваня мирятся, говоря, что оба забудут ссору между ними.
Ваня, Соня и Марья продолжают жить своей провинциальной жизнью. Пьеса заканчивается знаменитым солилоквием Сони, в котором она утверждает, что они обретут покой в загробной жизни.
- В красноярской драме прошла премьера «Дяди Вани» в постановке Анатолия Ледуховского
- В музее-заповеднике «Мелихово» показали премьеру спектакля «Дядя Ваня»
- В драмтеатре Великого Новгорода состоялась премьера «Дяди Вани» в прочтении финского режиссёра
- В Камерном театре представили премьеру спектакля «Дядя Ваня»
- В «Балтийском доме» режиссёр Анатолий Праудин представил экспериментальное сценическое рещение пьесы Чехова «Дядя Ваня»
- Спектаклем вахтанговского театра «Дядя Ваня» в Калининграде завершился фестиваль «Балтийские сезоны»
- Театральный фестиваль «Пять вечеров» открылся спектаклем воронежского камерного театра «Дядя Ваня»
- «Вишнёвый сад», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?