«На дне», краткое содержание читать ~4 мин.
Повесть «На дне» – самая известная драма русского драматурга Максима Горького. Написанная зимой 1901 – весной 1902 года, она рассказывает о группе бедняков, живущих в приюте у Волги. Поставленная Московским художественным театром 18 декабря 1902 года, пьеса вскоре стала визитной карточкой русского соцреализма. В ней обыгрывается тема суровой правды и удобной лжи, которая проходит через всё произведение, поскольку большинство персонажей предпочитают обманывать себя относительно мрачности своего положения.
Некоторые говорят, что герои Горького были вдохновлены обитателями Бугровского приюта для бездомных в Нижнем Новгороде. Когда актёры Московского художественного театра готовились вжиться в свои роли для первого показа пьесы в 1902 году, Горький предоставил им фотографии нижегородских обитателей, чтобы подготовить их к точному физическому и душевному воплощению персонажей.
Первый акт открывается в подвале, напоминающем пещеру, с единственным маленьким окном, освещающим пространство. В одном углу находится комната, отгороженная тонкими деревянными перегородками, принадлежащая Ваське, молодому вору. Квашня, Настя и барон живут на кухне. Квашня – торговка пирожками с мясом, а Настя – уличная бродяжка. Барон старый и дряхлый, живёт в основном на заработки Насти. Вокруг комнат стоят койки, занятые другими постояльцами.
Настя сидит, опустив голову, погруженная в чтение романа «Роковая любовь». Барон выхватывает книгу из рук Насти и читает вслух название. Затем он бьёт Настю книгой по голове, объявляя её влюблённой дурой. Услышав шум, Сатин с усилием поднимается с койки. Ему явно больно. Хотя память его туманна, он помнит, что накануне вечером его избили. От других людей он узнает, что его поймали за шулерством в карты. С верхней койки Актёр выражает свою веру в то, что однажды Сатин будет избит до смерти.
Хозяйка дома – строгая женщина, которая настаивает, чтобы они убирались в комнате каждый день. Актёр напоминает барону, что он должен подметать пол. Барон объявляет всем вокруг, что ему нужно сходить в магазин, и они с Квашнёй отправляются делать необходимые покупки на день грядущий. Актёр, слезая с койки, говорит, что его нельзя заставлять подметать пол, так как доктор сказал ему, что у него организм, отравленный алкоголем, и что любой физический труд ухудшит его состояние.
Тем временем на своей койке Анна громко кашляет. Она умирает от чахотки и её положение кажется безнадёжным. Анна зовёт своего мужа Клеща, предлагая ему пельмени, оставленные ей Квашнёй. Он соглашается, что нет смысла кормить явно умирающую женщину и без вины виноватый съедает пельмени.
Актёр помогает Анне спуститься с койки и выйти в коридор. Когда они проходят через дверь, входит хозяин квартиры Костылёв. Он осматривает грязный подвал, заявляет, что слесарь Клещ занимает слишком много места, и поднимает арендную плату. Затем он направляется в комнату Васьки, спрашивает о его жене. У Костылёва есть обоснованное подозрение, что Васька спит с его женой Василисой. Васька, в свою очередь, уже подумывает о том, чтобы бросить Василису ради её сестры Наташи, которая вскоре входит в комнату в сопровождении бродяги Луки.
В ту ночь Анна пытается заснуть на своей койке, в то время как в доме идёт шумная игра в карты. Их голоса внезапно повышаются, когда они обвиняют Сатина в шулерстве. Луке удаётся уговорить их замолчать. Входит Василиса и предлагает Ваське деньги за убийство её мужа, чтобы она могла быть свободной. Лука подслушивает разговор и предупреждает Ваську, чтобы тот не заключал сделку с Василисой. Затем Лука идёт к койке Анны, где обнаруживает, что она мертва. Клещ вызывается осмотреть тело и избавиться от него.
Василиса приревновала свою сестру Наташу и в отместку бьёт её и обливает кипятком. Васька пытается её спасти, что приводит к драке, в которой убивают Костылёва. Василиса обвиняет Ваську в убийстве мужа, а Наташа считает, что Васька убил Костылёва из-за Василисы, и эта мысль сводит её с ума. Обе сестры обвиняют Ваську в убийстве, но ему удаётся избежать допроса в полиции.
Лука чувствует опасность на горизонте и убегает, чтобы больше о нём не слышали. Все присоединяются к пению во дворе и приезжает барон, чтобы сообщить новость о самоубийстве Актёра. Сатин, который руководил пением, говорит барону, что тот прервал их песню.
- «Лица на дне колодца: Постоянство расизма» Деррика Белла, краткое содержание
- В постановке В. Беляковича спектакль «На дне» стал открытием для зрителей
- Спектакль «На дне». 16+
- В Нижегородской драме режиссёр Валерий Саркисов представил своё прочтение пьесы «На дне»
- Спектакль «На дне»
- Новые книги Дмитрия Быкова для отвергающих «стыдненький уют»
- В родном городе М. Горького открывается театральный фестиваль его имени
- Новая сценическая версия горьковской пьесы «Мещане» а Нижнем Новгороде
Комментирование недоступно Почему?