«Три сестры», краткое содержание читать ~5 мин.
«Три сестры» (1900) — пьеса русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. Впервые она была поставлена на сцене Московского Художественного театра в 1901 году и по праву входит в число наиболее значительных произведений драматурга.
В начале пьесы сёстры Прозоровы полны надежд и мечтают вернуться в Москву — город их детства. Однако с течением времени их иллюзии рушатся. Андрей женится на провинциальной мещанке Наташе, которая постепенно становится полноправной хозяйкой дома. Военная бригада, вносящая оживление в жизнь города, уходит, а жених Ирины погибает на дуэли.
В пьесе раскрываются ключевые для творчества Чехова темы: разрыв между мечтами и реальностью, мучительный поиск смысла жизни и неумолимый ход времени, который обесценивает надежды. Драматург исследует состояние русской интеллигенции на рубеже веков, её тоску по лучшей жизни и неспособность к решительным действиям. Герои много говорят о будущем, о труде и счастье, но остаются пассивными перед лицом обстоятельств.

Центральным символом в «Трёх сёстрах» является Москва. Для героинь это не просто город, а мифологизированное пространство, олицетворение утраченного счастья, культуры и осмысленного существования. Возвращение в Москву становится для них навязчивой идеей, несбыточной мечтой, которая помогает им мириться с серой действительностью. Уход военных из города также символичен: вместе с ними жизнь сестёр покидает надежда на перемены и общение с близкими по духу людьми.
Чехов определил жанр произведения как драму, хотя в ней присутствуют и комические элементы. Особенностью пьесы является её «двухслойность»: за внешними бытовыми разговорами скрывается глубокое внутреннее напряжение, которое Чехов называл «подводным течением». Действие строится не на интриге, а на переживаниях и душевных состояниях персонажей, что стало новаторским приёмом в драматургии начала XX века.
Действие первое
Ольга, старшая сестра, работает учительницей в гимназии. Она устала от своей работы, но к концу пьесы смирится с должностью начальницы гимназии. Маша, средняя сестра, — артистичная натура, в замужестве за учителем Фёдором Ильичом Кулыгиным. В юности муж казался ей самым умным человеком, но спустя семь лет брака она разочаровалась в нём, считая его ограниченным. Ирина, младшая из сестёр, полна оптимизма. Она мечтает уехать в Москву и встретить там настоящую любовь. Андрей — их единственный брат, на которого сёстры возлагают большие надежды.
Действие начинается в день именин Ирины, в первую годовщину смерти отца сестёр. В доме Прозоровых собираются гости, в том числе офицеры расквартированной в городе артиллерийской бригады во главе с подполковником Вершининым. В разговорах звучат философские размышления о будущем. В конце акта Андрей признаётся в любви Наталье Ивановне (Наташе) и делает ей предложение.
Действие второе
Спустя почти два года Андрей и Наташа женаты, у них родился сын Бобик. Наташа заводит роман с Протопоповым, председателем земской управы, где служит Андрей. Маша, увлечённая Вершининым, тайно встречается с ним. Постепенно Наташа начинает устанавливать в доме свои порядки. Под предлогом болезни сына она отменяет запланированный вечер с ряжеными, и дом погружается в уныние. Барон Тузенбах и штабс-капитан Солёный признаются в любви Ирине.
Действие третье
Действие происходит год спустя. Наташа становится полновластной хозяйкой в доме. Она переселяет Ольгу и Ирину в одну комнату, чтобы освободить спальню для Бобика. События разворачиваются на фоне сильного пожара в городе, который вносит суматоху и обостряет все конфликты. Люди приходят в дом Прозоровых за помощью. Сёстры узнают, что Андрей проиграл в карты крупную сумму и заложил дом, находящийся в общей собственности.
Наташа грубо обращается со старой няней Анфисой, грозя выгнать её. Ольга пытается заступиться за няню, но безуспешно. Маша признаётся сёстрам в своём романе с Вершининым. Ирина, уставшая от бессмысленной работы на телеграфе, чувствует, как тают её мечты. В отчаянии она соглашается выйти замуж за барона Тузенбаха, которого уважает, но не любит, видя в этом единственный выход.
Армейский врач Чебутыкин, некогда близкий друг семьи, переживает глубокий внутренний кризис. В пьяном отчаянии он разбивает часы, принадлежавшие покойной матери сестёр, символизируя разрыв с прошлым. Андрей в порыве откровенности признаётся сёстрам в своём ничтожестве, в крахе всех своих надежд и просит у них прощения.
Действие четвёртое
Военная бригада покидает город. Напряжение достигает предела: штабс-капитан Солёный, также влюблённый в Ирину, провоцирует Тузенбаха на дуэль. Барон пытается скрыть это от невесты. В их прощальном разговоре Ирина признаётся, что не может ответить на его любовь, сравнивая свою душу с роялем, ключ от которого потерян. Вскоре раздаётся выстрел — Тузенбах убит. Маша прощается с Вершининым и, рыдая, возвращается к своему мужу Кулыгину, который готов её простить.
Ольга, смирившись со своей участью, становится начальницей гимназии и забирает к себе в казённую квартиру старую няню Анфису. Ирина, потрясённая смертью жениха, решает посвятить себя работе и уехать в другой город. Наташа остаётся хозяйкой дома и всех дел. Андрей застрял в несчастливом браке, теперь он отец двоих детей — сына Бобика и дочери Софочки.
В финале три сестры стоят обнявшись, глядя, как уходят солдаты. Чебутыкин тихо напевает что-то себе под нос. Пьеса завершается знаменитым монологом Ольги, в котором звучит и отчаяние, и надежда на то, что будущие поколения поймут смысл их страданий: “Если бы знать, если бы знать!”.
Комментирование недоступно Почему?