«Государь» Никколо Макиавелли, анализ читать ~9 мин.
Трактат «Государь» (на итальянском «Il Principe») был написан Никколо Макиавелли около 1513 года и опубликован посмертно в 1532 году. Книга открывается посвящением, озаглавленным «Никколо Макиавелли Великолепному Лоренцо Медичи». Адресат письма — Лоренцо де Медичи, который приходился племянником папе Льву X (Джованни де Медичи) и стал герцогом Урбинским в 1516 году. Макиавелли преподносит свой труд с показной скромностью, отмечая, что он стилистически прост и, возможно, недостоин внимания столь высокой особы. Автор описывает книгу как краткое изложение своего «понимания деяний великих людей», призванное помочь Лоренцо Медичи достичь величия в качестве правителя.
Макиавелли начинает с защиты своей позиции: почему он, простой гражданин, может рассуждать об искусстве управления лучше, чем сами правители. Для этого он использует метафору: человек, стоящий на горе, лучше видит долину, а тот, кто находится внизу, — гору. Подобным же образом, пишет Макиавелли, “чтобы в полной мере постичь природу народа, нужно быть государем, а чтобы постичь природу государей, нужно принадлежать к народу”. В этом утверждении заключена мысль, что отстранённый взгляд наблюдателя — более надёжный ориентир, чем практический опыт, и лучшее средство для совершенствования искусства управления.

Посвящение даёт читателю представление о предполагаемой аудитории Макиавелли. Хотя книга имеет научный тон, она не предназначена для учёных. «Государь» был задуман как собрание советов, наставлений и способ повлиять на умы правителей. Изначально это было практическое руководство для начинающих монархов. Лишь позднее трактат стал рассматриваться как важнейший труд по политической философии.
Макиавелли написал «Государя» как практическое пособие по управлению государством, хотя некоторые исследователи утверждают, что книга была сатирой и, по сути, руководством о том, как не следует править. Эта практическая цель очевидна с самого начала — с посвящения книги Лоренцо Медичи, правителю Флоренции. «Государь» не является теоретическим или абстрактным; его проза проста, а логика прямолинейна. Эти черты подчёркивают стремление Макиавелли дать действенные и понятные советы.
В первых двух главах описывается сфера применения книги. В «Государе» речь идёт об автократических, а не о республиканских режимах. В первой главе определяются различные типы государств и государей, тем самым создаётся план для остальной части книги.
В третьей главе подробно рассматривается, как удерживать власть в смешанных государствах — то есть тех, что были недавно завоёваны или присоединены к другой державе, где правитель не знаком с подданными. Глава III также в сжатом виде представляет основные темы книги: силовую политику, военное дело и поддержание лояльности народа.
Главы с IV по XIV составляют основную часть книги. Макиавелли даёт практические советы по широкому кругу вопросов: преимущества и недостатки различных путей к власти, способы приобретения и удержания новых государств, методы борьбы с внутренними мятежами, заключение союзов и поддержание сильной армии. В этих главах прослеживаются взгляды Макиавелли на свободу воли, человеческую природу и этику, но эти идеи не становятся предметом явного обсуждения до более поздних глав.
Главы с XV по XXIII посвящены личным качествам государя. В целом это рассуждение строится на убеждении Макиавелли, что следование высоким идеалам ведёт к плохому правлению. Это особенно верно в отношении личных добродетелей. Некоторыми из них можно восхищаться, но если государь всегда действует в соответствии с ними, это часто вредит государству.
Точно так же некоторые пороки могут вызывать осуждение, но порочные действия иногда необходимы для блага государства. Макиавелли связывает эту линию рассуждений с другой темой: завоевание благосклонности народа — лучший способ сохранить власть. Таким образом, видимость добродетели может быть важнее истинной добродетели, которая может рассматриваться как помеха.
В этих главах Макиавелли вводит два важнейших понятия: virtù и fortuna. Virtù — это не христианская добродетель, а скорее доблесть, талант, решительность и способность адаптироваться к обстоятельствам. Fortuna — это удача, судьба, непредсказуемые события. Макиавелли утверждает, что фортуна управляет примерно половиной дел человека, но другую половину он может контролировать с помощью своей virtù. Успешный государь использует свою доблесть, чтобы предвидеть удары судьбы и противостоять им.
Заключительные разделы «Государя» связывают книгу с конкретным историческим контекстом: политической раздробленностью Италии. Макиавелли излагает свои соображения и объясняет неудачи прошлых итальянских правителей. Трактат завершается страстным призывом к будущим лидерам нации. Макиавелли утверждает, что только Лоренцо Медичи, которому посвящена книга, может восстановить честь и гордость Италии.
Биографическая и историческая справка
Никколо ди Бернардо деи Макиавелли (Niccolò di Bernardo dei Machiavelli) родился 3 мая 1469 года во Флоренции. Он провёл спокойное детство и получил гуманистическое образование, типичное для юношей среднего сословия эпохи Возрождения. Он также изучал деловую арифметику, а затем семь лет работал в Риме на флорентийского банкира. Вернувшись во Флоренцию в 1494 году, он стал свидетелем изгнания семьи Медичи, олигархических правителей города, и прихода к власти Джироламо Савонаролы — доминиканского монаха и религиозного деятеля.
Италия того времени была ареной интенсивного политического конфликта. За контроль над её землями боролись города-государства — Флоренция, Милан, Венеция и Неаполь, а также папство, Франция, Испания и Священная Римская империя. Каждая из этих сил пыталась стравливать противников друг с другом, но также прибегала к шантажу и насилию.
В год возвращения Макиавелли во Флоренцию в Италию вторгся Карл VIII Французский, что стало первым из нескольких французских вторжений, произошедших при жизни Макиавелли. Эти события повлияли на его отношение к власти и легли в основу его последующих призывов к единству Италии.
Поскольку Савонарола критиковал руководство церкви, папа Александр VI отлучил его в 1497 году, что привело к падению его власти. В следующем году, в возрасте двадцати девяти лет, Макиавелли поступил на службу флорентийскому правительству в качестве главы Второй канцелярии и секретаря Совета Десяти. В 1500 году он был послан с дипломатической миссией во Францию, где встречался с королём Людовиком XII. Он также вёл переговоры с папой Александром VI и его сыном Чезаре Борджиа.
Интриги этих трёх деятелей повлияли на политическую мысль Макиавелли, но именно Чезаре Борджиа оказал наибольшее влияние на формирование его взглядов на лидерство. Борджиа был хитрым, жестоким и беспринципным политиком, которого многие презирали. Тем не менее Макиавелли считал, что Борджиа обладал качествами, необходимыми лидеру, стремящемуся объединить Италию.
В 1501 году Макиавелли женился на Мариетте ди Лодовико Корсини, в браке с которой у него родилось шестеро детей. Два года спустя папа Александр VI умер. Его преемник занимал престол менее месяца, после чего был избран Юлий II, враг семьи Борджиа. Позже Юлий II изгнал Чезаре Борджиа в Испанию, где тот умер в 1507 году.
Тем временем Макиавелли помог создать и обучить флорентийское ополчение, чтобы уменьшить зависимость города от наёмников. Позже он служил дипломатом при папе Юлии II, чьё поведение в качестве «папы-воина» он наблюдал лично. В 1512 году семья Медичи восстановила контроль над Флоренцией, и Макиавелли был отстранён от должности.
Год спустя его ложно обвинили в участии в заговоре с целью восстановления республики, заключили в тюрьму и пытали на дыбе. После освобождения он уехал из Флоренции в своё поместье в Сант-Андреа-ин-Перкуссина и занялся писательской деятельностью. В 1513 году он начал работу над «Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия» — книгой о республиканском правлении. Работа над ней была завершена лишь в 1521 году, так как он прервал её для написания «Государя».
Макиавелли отчаянно хотел вернуться в политику. Одной из его целей при написании «Государя» было снискать расположение Лоренцо Медичи, которому и была посвящена книга. Макиавелли надеялся получить должность советника. Однако Медичи отнёсся к книге прохладно, и Макиавелли не получил приглашения на службу. Первоначальная реакция публики также была сдержанной, но по мере распространения трактат стал подвергаться резкой критике как аморальный и нечестивый.
Кроме «Рассуждений», Макиавелли написал трактат «О военном искусстве» и комедию «Мандрагора». После смерти Лоренцо в 1519 году его преемник Джулио де Медичи поручил Макиавелли написать «Историю Флоренции». В 1526 году Джулио, ставший папой Климентом VII, по настоянию Макиавелли создал комиссию по изучению укреплений Флоренции и включил его в её состав.
В 1527 году дипломатические просчёты папы привели к разграблению Рима. Флорентийцы вновь изгнали Медичи, и Макиавелли попытался вернуться на свой прежний пост. Однако его репутация помешала этим амбициям. Он стал слишком тесно ассоциироваться с Медичи, и республиканское правительство отвергло его. Вскоре здоровье Макиавелли ухудшилось, и он умер 21 июня 1527 года.
Философский контекст
Наиболее революционным аспектом «Государя» является его отделение политики от этики. Классическая политическая теория традиционно связывала законы политики с высшим, моральным законом. В отличие от этого, Макиавелли утверждает, что политические действия следует оценивать в свете их практических последствий, а не отвлечённых идеалов.
Ещё одна поразительная особенность «Государя» заключается в том, что он гораздо менее теоретичен, чем предшествовавшая ему политическая литература. Многие мыслители прошлого строили гипотетические модели идеальных государств, но Макиавелли прагматично обращается к историческим фактам, чтобы основывать свои выводы на реальных ситуациях. Книга была адресована правителю Флоренции, и очевидно, что Макиавелли хотел, чтобы его советы были восприняты всерьёз.
Книга Макиавелли также отличается своим подходом к свободе воли. Мыслители Средневековья и Возрождения часто искали объяснения бедствиям в религии или трудах древних авторов, считая, что предотвращение таких событий находится вне власти человека. В «Государе» Макиавелли утверждает, что люди способны защитить себя от несчастий, выражая уверенность в силе человеческой воли в противовес божественному предопределению.
С момента первой публикации идеи Макиавелли часто упрощались и очернялись. Его политическую мысль обычно — и несправедливо — определяют исключительно в терминах «Государя». Прилагательное «макиавеллистский» используется для описания чего-то манипулятивного, коварного или безжалостного. Однако «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», произведение значительно более объёмное, раскрывают республиканские симпатии Макиавелли, его приверженность патриотизму, гражданской доблести и открытому участию в политической жизни.
- Эрмитаж готовится к запуску экспозиции в помещениях Главного штаба
- Выставка «Каменный цветок» в Государственном центре современного искусства
- Выставка картин Михаила Шварцмана в Государственном Центре современного искусства
- Медали и гравюры Великих русских побед в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Выставка «Геннадий Бурлакин. Скульптура и графика» в Белорусском государственном художественном музее
- «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Никколо Макиавелли, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?