«Государь» Никколо Макиавелли, анализ читать ~9 мин.
«Государь» (в англоязычном переводе «The Prince») был написан Никколо Макиавелли и опубликован в 1532 году. Посвящение Макиавелли с заголовком «Никколо Макиавелли Великолепному Лоренцо Медичи» – это письмо Лоренцо Медичи, который был племянником Джованни Медичи (Льва X) и стал герцогом Урбино в 1516 году. Макиавелли предлагает свою книгу со свойственной ему скромностью, отмечая, что она стилистически проста и недостойна его аудитории. Макиавелли описывает свою книгу как краткое изложение своего «понимания деяний великих людей», призванное помочь Лоренцо Медичи достичь выдающегося положения в качестве князя.
Макиавелли начинает с краткой защиты того, почему он, простой гражданин, должен знать об искусстве управления больше, чем правители. Для своего оправдания он использует метафору: человек, стоящий на горе, лучше всего видит пейзаж внизу, а человек, стоящий внизу, лучше всего видит гору. Точно так же, пишет Макиавелли, “чтобы полностью постичь природу людей, нужно быть князем, а чтобы полностью постичь природу князей, нужно быть обычным гражданином”. В этом утверждении скрыта идея о том, что отстранённый взгляд наблюдателя является более надёжным ориентиром, чем практический опыт, и лучшим средством для совершенствования искусства управления.
Посвящение даёт читателю представление о предполагаемой аудитории Макиавелли. Хотя книга имеет научный тон, она не предназначена для учёных. «Государь» предназначен для того, чтобы давать советы, наставлять и влиять на умы правителей. Изначально это было своего рода практическое руководство для начинающих князей. Лишь позднее «Государь» стал рассматриваться как важный трактат по политической философии.
Макиавелли написал «Государя» как практическое руководство по управлению государством (хотя некоторые учёные утверждают, что книга была задумана как сатира и, по сути, как руководство о том, как не надо править). Эта цель очевидна с самого начала – посвящения книги Лоренцо Медичи, правителю Флоренции. «Государь» не отличается особой теоретичностью или абстрактностью; его проза проста, а логика прямолинейна. Эти черты подчёркивают желание Макиавелли дать практический, легко понятный совет.
В первых двух главах описывается сфера применения книги. В «Государе» речь идёт об автократических, а не о республиканских режимах. В первой главе даётся определение различных типов княжеств и князей; тем самым создаётся конспект для остальной части книги.
В третьей главе подробно описывается, как поддерживать составные княжества – то есть княжества, которые были созданы недавно или присоединены к другой державе, так что князь не знаком с народом, которым он правит. Глава III также представляет основные проблемы книги – политику власти, военное дело и народную добрую волю – в сжатом виде.
Главы с IV по XIV составляют сердце книги. Макиавелли даёт практические советы по целому ряду вопросов, включая преимущества и недостатки, сопутствующие различным путям к власти, как приобретать и удерживать новые государства, как справляться с внутренними мятежами, как заключать союзы и как поддерживать сильную армию. В этих главах подразумеваются взгляды Макиавелли на свободу воли, человеческую природу и этику, но эти идеи не проявляются в явном виде как темы для обсуждения до более позднего времени.
Главы с XV по XXIII посвящены качествам самого князя. В целом, эта дискуссия ведётся в соответствии с основополагающим мнением Макиавелли о том, что высокие идеалы приводят к плохому правлению. Это предположение особенно верно в отношении личных добродетелей. Определёнными добродетелями можно восхищаться ради них самих, но если князь действует в соответствии с добродетелью, это часто вредит государству.
Аналогично, некоторые пороки могут вызывать неодобрение, но порочные действия иногда необходимы для блага государства. Макиавелли объединяет эту линию рассуждений с другой: темой о том, что завоевание благосклонности населения – лучший способ сохранить власть. Таким образом, видимость добродетели может быть важнее истинной добродетели, которая может рассматриваться как помеха.
Заключительные разделы «Государя» связывают книгу с конкретным историческим контекстом: Раздробленность Италии. Макиавелли излагает свой рассказ и объяснение неудач прошлых итальянских правителей и завершает его страстной мольбой к будущим правителям нации. Макиавелли утверждает, что только Лоренцо Медичи, которому посвящена книга, может восстановить честь и гордость Италии.
Биографическая и историческая справка
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции, Италия, и его детство прошло спокойно, он получил гуманистическое образование, обычное для молодых людей из среднего класса эпохи Возрождения. Он также два года изучал математику бизнеса, а затем в течение следующих семи лет работал в Риме на флорентийского банкира. После возвращения во Флоренцию в 1494 году он стал свидетелем изгнания семьи Медичи, олигархических деспотов, правивших Флоренцией в течение десятилетий, и прихода к власти Джироламо Саваноролы, доминиканского религиозного фанатика, который вскоре после этого захватил власть в регионе.
Италия того времени стала ареной интенсивного политического конфликта. За контроль над Италией боролись города-государства Флоренция, Милан, Венеция и Неаполь, а также папство, Франция, Испания и Священная Римская империя. Каждая из этих держав пыталась придерживаться стратегии обыгрывания других держав друг с другом, но они также прибегали к менее благородным методам, таким как шантаж и насилие.
В тот же год, когда Макиавелли вернулся во Флоренцию, в Италию вторгся Карл VIII Французский – первый из нескольких французских вторжений, которые произойдут при жизни Макиавелли. Эти события повлияли на отношение Макиавелли к правительству, став фоном для его последующих страстных призывов к единству Италии.
Поскольку Саванорола критиковал руководство церкви, папа Александр VI прервал его правление, отлучив его от церкви в 1497 году. В следующем году, в возрасте двадцати девяти лет, Макиавелли вошёл в состав флорентийского правительства в качестве главы Второй канцелярии и секретаря Совета десяти по вопросам войны. В качестве канцлера он был послан во Францию с дипломатической миссией в 1500 году. Он регулярно встречался с папой Александром и недавно коронованным королём Людовиком XII.
В обмен на аннулирование брака Людовик помог Папе утвердить его сына, Чезаре Борджиа, в качестве герцога Романьи. Интриги этих трёх людей повлияли на политическую мысль Макиавелли, но именно Борджиа сделал больше всего для формирования мнения Макиавелли о лидерстве. Борджиа был хитрым, жестоким и порочным политиком, и многие люди презирали его. Тем не менее, Макиавелли считал, что Борджиа обладал чертами, необходимыми для любого лидера, который стремился бы объединить Италию.
В 1500 году Макиавелли женился на Мариетте ди Лодовико Корсини, с которой у него родилось шестеро детей. Три года спустя папа Александр VI заболел малярией и умер. Преемник Александра VI умер менее чем через месяц после вступления в должность, и был избран Юлий II, враг Борджиа. Позднее Юлий II изгнал Борджиа в Испанию, где тот умер в 1506 году.
Тем временем Макиавелли помог создать и обучить флорентийское гражданское ополчение, чтобы уменьшить зависимость Флоренции от наёмников. Позже, в том же году, он служил флорентийским дипломатом при папе Юлии, поведение которого как «папы-воина» он наблюдал воочию. В 1512 году семья Медичи восстановила контроль над Флоренцией, и Макиавелли был отстранён от должности.
Через год его ошибочно обвинили в участии в заговоре с целью восстановления республики, продержали в тюрьме три недели и пытали на дыбе. Он уехал из Флоренции в тихий городок Сант-Андреа и решил заняться писательской деятельностью. В 1513 году он начал писать «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» – книгу, посвящённую государствам, управляемым политически активными гражданами. Она была закончена только в 1521 году, в основном потому, что он прервал работу над «Рассуждениями», чтобы написать «Государя».
Макиавелли отчаянно хотел вернуться к политике. Одной из его целей при написании «Государя» было завоевать расположение Лоренцо Медичи, тогдашнего губернатора Флоренции и человека, которому посвящена книга; Макиавелли надеялся получить должность советника во флорентийском правительстве. Но Медичи принял книгу равнодушно, и Макиавелли не получил приглашения на должность чиновника. Реакция публики на «Государя» также поначалу была безразличной. Но постепенно, по мере распространения информации, книга стала подвергаться критике как аморальная, злая и нечестивая.
Кроме «Рассуждений», Макиавелли написал «Искусство войны» и комедийную пьесу «Мандрагора». После преждевременной смерти Лоренцо в 1519 году его преемник, Джулио, поручил Макиавелли написать «Флорентийскую историю», а также несколько небольших дипломатических работ. Макиавелли также написал «Жизнь Каструччо Кастракани» в 1520 году и комедийную пьесу «Клизия». В 1526 году Джулио Медичи (ныне папа Климент VII), по настоянию Макиавелли, создал комиссию по изучению укреплений Флоренции и включил в неё Макиавелли.
В 1527 году дипломатические ошибки папы Медичи привели к разграблению Рима наёмниками Карла V. Флорентийцы изгнали своего правителя Медичи, и Макиавелли попытался вновь занять пост, который он так давно покинул. Но его репутация помешала его амбициям. Теперь он был слишком тесно связан с Медичи, и республика отвергла его. Вскоре здоровье Макиавелли стало подводить его, и он умер через несколько месяцев, 21 июня 1527 года.
Философский контекст
Наиболее революционным аспектом «Государя» является его разделение политики и этики. Классическая политическая теория традиционно связывала политический закон с высшим, моральным законом. В отличие от этого, Макиавелли утверждает, что политические действия всегда должны рассматриваться в свете их практических последствий, а не каких-то возвышенных идеалов.
Ещё одна поразительная особенность «Государя» заключается в том, что он гораздо менее теоретичен, чем предшествовавшая ему литература по политической теории. Многие более ранние мыслители строили гипотетические представления об идеальных или естественных государствах, но Макиавелли прагматично обращался к историческим фактам, чтобы обосновать «Государя» в реальных ситуациях. Книга посвящена нынешнему правителю Флоренции, и совершенно очевидно, что Макиавелли хотел, чтобы его советы были серьёзно восприняты влиятельными людьми его времени. Это практическое руководство для правителя, а не абстрактный философский трактат.
Книга Макиавелли отличается и тем, что касается свободы воли. Мыслители Средневековья и Ренессанса часто обращались к религии или древним авторам за объяснениями чумы, голода, нашествий и других бедствий; они считали, что реальное предотвращение таких бедствий не под силу человеку. В «Государе», когда Макиавелли утверждает, что люди способны защитить себя от несчастий, он выражает необычайную уверенность в силе человеческого самоопределения и подтверждает свою веру в свободу воли в противовес божественной судьбе.
С момента первой публикации идеи Макиавелли были чрезмерно упрощены и очернены. Его политическая мысль обычно – и несправедливо – определяется исключительно в терминах «Государя». Прилагательное «макиавеллистский» используется для обозначения «манипулятивный», «обманчивый» или «безжалостный». Но «Рассуждения» Макиавелли, произведение значительно более длинное и развитое, чем «Государь», раскрывает республиканские темы патриотизма, гражданской добродетели и открытого участия в политической жизни.
- Эрмитаж готовится к запуску экспозиции в помещениях Главного штаба
- Выставка «Каменный цветок» в Государственном центре современного искусства
- Выставка картин Михаила Шварцмана в Государственном Центре современного искусства
- Медали и гравюры Великих русских побед в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Выставка «Геннадий Бурлакин. Скульптура и графика» в Белорусском государственном художественном музее
- Ирбитский государственный музей признал картину подлинником Рубенса
- Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева приглашает на выставку «Инфинитив»
- «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Никколо Макиавелли, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?