«Чёрный монах» Антона Чехова читать ~16 мин.
«Чёрный монах» принадлежит к той пышной категории художественных произведений, которые, как утверждают, были навеяны снами автора. Природа запоминания снов такова, какова она есть, что любое утверждение на эту тему следует воспринимать с долей соли. Это особенно верно, когда утверждается, что вдохновляющий сон приснился во время послеобеденного сна. Именно так произошло в конце XIX века в имении Чехова, расположенном к югу от Москвы, когда известный русский писатель внезапно проснулся от страшного сна, в котором ему привиделась зловещая фигура монаха.
Главный герой, Андрей Коврин, философ и психолог-любитель, летом приезжает в имение своего бывшего опекуна Песоцкого. Там он встречает дочь хозяина Татьяну и рассказывает ей старинное предание о чёрном монахе. Однажды чёрный монах появляется перед Ковриным наяву, и тот делает предложение Татьяне. После свадьбы чёрный монах продолжает преследовать Коврина, и испуганная жена отправляет его на лечение. После лечения кошмарное видение исчезает, и Коврин уезжает на курорт. Там он получает письмо от Татьяны, в котором она упрекает его в бесчувственности, и ему в последний раз является чёрный монах. В результате Коврин умирает со счастливой улыбкой на губах.
В 1894 году один из ведущих российских журналов о творческих искусствах с удивительно подходящим названием «Художник» опубликовал рассказ под названием «Чёрный монах». Если верить Чехову на слово, то это творческое выражение началось с подсознательного образа монаха, парящего над полем.
Интересно – и довольно нетипично для рассказов, основанных, как говорят, непосредственно на образах сновидений, – что чёрный монах в рассказе также оказывается фантомом воображения: галлюцинацией, порождённой болезненным состоянием психики. Опубликованный всего за десять лет до безвременной смерти Чехова от туберкулёза в возрасте 44 лет, «Чёрный монах» обычно считается последним примером философских рассказов автора. Как и «Дуэль» и «Палата № 6», это рассказ, в котором тематически затрагиваются вопросы о смысле жизни и границе между воображением и безумием.
Сюжет
Андрей Коврин, обладатель степени магистра, страдает нервным расстройством. По совету врача он решает уехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости его подруги детства Тани Песоцкой, которая живёт со своим отцом Егором Семеновичем в имении Борисовка. Апрель. Описание огромного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком в английском стиле. Егор Семенович – страстный садовод, посвятивший всю жизнь своему саду, и не знающий, кому передать своё хозяйство перед смертью. В ночь приезда Коврина Егор Семенович и Таня спят попеременно: наблюдают за рабочими, спасающими деревья от мороза.
Коврин и Таня идут в сад, вспоминая своё детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей наскучил отец, который не хочет знать ничего, кроме сада, и превратил её в покорную помощницу. Коврину тоже нравится Таня, он предполагает, что может всерьёз увлечься, но эта мысль скорее вызывает смех, чем он воспринимает её всерьёз.
В деревне он ведёт такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьёт вино. Он очень впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую то ли слышал, то ли читал, то ли видел во сне. Тысячу лет назад монах в чёрной одежде шёл по пустыне в Сирии или Аравии. Всего в нескольких милях от него рыбак увидел другого чёрного монаха – мираж, который двигался по поверхности озера. Затем его видели в Африке, Испании, Индии, даже на Крайнем Севере. Наконец он вышел за пределы земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его можно увидеть на Марсе или на какой-нибудь другой звезде Южного Креста.
Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен вернуться на землю, и сейчас это время пришло. После разговора с Таней Коврин идёт в сад и вдруг видит чёрного монаха, возникшего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина, кажется, что монах мягко и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поёт, танцует, и все находят, что у него особенное, одухотворённое лицо.
Вечером того же дня в комнату Коврина заходит Егор Семенович. Он заводит разговор, из которого становится ясно, что он хочет женить Таню на Коврине, чтобы быть уверенным в будущем своей отрасли. «Если бы у вас с Таней был сын, я бы сделал из него гардемарина». Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин понимает, что более близких друзей, чем она и Егор Семенович, у него нет в целом мире.
Вскоре его снова посещает чёрный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах объясняет, что он существует только в воображении Коврина. «Ты один из тех немногих, кого по праву называют избранниками Божьими. Ты служишь вечной истине». Все это Коврину очень приятно слушать, но он опасается, что тот психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровыми и нормальными бывают только посредственные, общительные люди». Радостно возбуждённый Коврин встречает Таню и признается ей в любви.
Идёт подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая суеты. Он счастлив. Раз или два в неделю он встречается с монахом и ведёт долгие беседы. Он убеждён в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью к Коврину приходит чёрный монах, они беседуют. Таня обнаруживает, что её муж разговаривает с невидимым собеседником. Она пугается, как и Егор, который гостит в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что стал невменяемым.
Коврин лечится и почти выздоравливает. Вместе с Таней они проводят лето в деревне. Он немного работает, не пьёт вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и обвиняет её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…».
Он получает независимую кафедру. Но в день первой лекции телеграмма сообщает, что он не может читать из-за болезни. Кровь идёт горлом. Он живёт уже не с Таней, а с другой женщиной, старше на два года – Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребёнком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе.
Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но прочитал его только в Севастополе. Таня сообщает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает беспокойство, похожее на страх. Он отчётливо понимает, что является посредственностью. Выходит на балкон и видит чёрного монаха. «Почему ты не веришь мне? – укоризненно спросил он, ласково глядя на Коврина. – Если бы вы тогда поверили мне, что вы гений, то эти два года вы бы провели не так грустно и бедно». Коврин снова верит, что он избранник Божий, гений, не замечая, что кровь идёт из горла. Он зовёт Таню, падает и умирает, на его лице застыла блаженная улыбка.
Список персонажей
Андрей Васильевич Коврин
Андрей Васильевич Коврин – современник Чехова. Через этот образ автор пытается показать нам, что человек, спешащий к своей цели, имеющий свою идею и свои приоритеты в жизни, обречён на смерть. Чехов выделяет своего главного героя из остальной толпы. В то время как люди, окружающие Коврина, довольно просты и примитивны, сам он обладает тонкой натурой, любовью к искусству, внутренней красотой. Он много работает и верен своему делу – философии. И он умеет получать удовольствие от того, что делает. Это та черта, которую Чехов называет «талантом». Коврин – лёгкий и интересный человек. Именно поэтому он нравится Егору Семеновичу Песоцкому и его дочери Тане.
Песоцкий
Песоцкий – известный садовод, а его сад – смысл его жизни. По сути, у него было только три радости в жизни: сад, дочь и его ученик Коврин.
Песоцкая Таня
Песоцкая Таня – молодая, утончённая, красивая – вынуждена прожить свои лучшие годы в деревне из-за отца. Она фактически умирает от скуки, потому что старик говорит только о своём саде. Поэтому приезд Коврина становится глотком свежего воздуха в провинциальной духоте. Когда Коврин и Таня виделись в последний раз, она была ещё худеньким подростком. Теперь она выросла и превратилась в красивую молодую женщину. Между ними сразу вспыхивает любовь друг к другу. Песоцкий старик не может насытиться – о лучшем зяте он и мечтать не мог!
Чёрный монах
Чёрный монах – это мираж, призрак, видимый Ковриным. Чеховский монах озвучивает все, о чем думал Коврин, но не мог придать своим тайным мыслям словесную форму. Таинственный призрак убеждает Коврина в том, что он гений, что он лучше, выше других. Более того, монах заставляет Андрея Васильевича поверить, что человек с нормальным сознанием – это стадное, примитивное животное.
Темы
Безумие
Коврин безумен. Он живёт в искажённой реальности, наслаждается ею, обожает это неповторимое чувство – быть сверхчеловеком. Коврин не хочет возвращать себе рассудок, он не хочет быть обычным, ведь обычная жизнь для него – обыденность. Даже его жена, нежная, заботливая и любящая Таня, начинает раздражать его, пробуждая в нём все самое худшее. Она не особенная, и самое страшное, что она хочет, чтобы он был таким же поверхностным, как она, мужчина считает, что она хочет его ограбить. Однако Коврин забывает, что безумие разрушительно. Он убивает свой шанс на счастье.
Подавление любви
Егор Семионович любит свои сады, он положил на них всю свою жизнь и делает это с удовольствием. Каждое дерево, каждый цветок, каждый сантиметр его владений – особенные, он дорожит этим местом больше, чем своей дочерью. Однако любовь к саду превращает его в раба. Егор Семенович так боится потерять его, что с готовностью жертвует своей свободой. Мужчина даже не замечает, что он одержим, что сад становится единственным интересом в его жизни. Мужик так старается спасти сад от неизбежного конца, что заставляет свою дочь выйти замуж за сумасшедшего, полагая, что Коврин будет так же одержим садом, как и Егор Семенович.
Бесконечная любовь
Существует множество историй, прославляющих бесконечную любовь. Мы читаем эти истории всю жизнь, видим их в кино и – более того – большинство из нас хочет верить, что бесконечная любовь действительно существует. Так и Таня. Она так старается сохранить свою любовь к Коврину, даже когда он относится к ней так, будто у неё нет чувств, она делает все возможное, чтобы помочь ему, но ситуация становится ещё хуже. Бедная девушка делает это, потому что считает, что её долг – держаться за своего мужа, даже если их семейная жизнь невыносима. Может быть, не стоит навязывать идею бесконечной любви? Пора признать, что концепция вечной любви может быть довольно опасной.
Рассказ «Чёрный монах» был написан Антоном Чеховым в 1893 году. Считается, что Чехов давно хотел написать о мании величия, которая может привести к гениальности. Идея «Чёрного монаха» пришла к писателю во сне. И, как оказалось, именно эта идея выделила рассказ из всех других, поставила его особняком, так что его трудно было критиковать.
Главный герой – Андрей Васильевич Коврин, является современником Чехова. Через его образ автор пытается показать нам, что человек, стремящийся к своей цели, имеющий идею и приоритеты в жизни, обречён на смерть.
Чехов выделяет главного героя из остальной толпы. Если люди, которые окружают Коврина, довольно просты и примитивны, то сам он обладает тонкой натурой, любовью к искусству, внутренней красотой. Он много работает и верен своему делу – философии. И он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно эту черту Чехов называет талантом.
Коврин – человек лёгкий и интересный. Именно за это он нравится Егору Семеновичу Песоцкому и его дочери Тане.
События развиваются в большом и красивом доме Песоцких. Автор много времени уделяет деталям, описывая повседневную жизнь. В первой части повести много образов пейзажа, увиденного глазами Андрея. Таким образом, Чехов показывает праздность и лёгкость в сознании Коврина, радость от встречи с этим местом.
Песоцкий – известный садовод, и сад для него – смысл его жизни. На самом деле у него было всего три радости в жизни: сад, дочь и подопечный Коврин. Коврин редко заходил в дом Песоцких, последний раз это было давно, когда Татьяна была ещё смешным и худым подростком. Но в этот раз Коврину пришла мысль, что он может влюбиться в это взрослое и родное дитя. Так и случилось, вскоре Коврин делает Татьяне предложение. Она счастлива, отец Тани говорит, что Коврин будет идеальным наследником. Но параллельно с этой идиллией происходят очень странные вещи.
К Коврину приходит чёрный монах из какой-то песни. Монах убеждает Коврина, что он гений, что он избранный, что он из тех немногих, кто ведёт людей к счастливому будущему, к бессмертию. Коврин понимает, что монах – плод его воображения, сильная галлюцинация. Однако, по словам самого монаха, человек с нормальным сознанием – существо стадное и примитивное. И если Коврин хочет остаться избранным, он должен примириться с такой жертвой, как психическое здоровье.
Многие отождествляют это с идеей теории Ломброзо о том, что гениальность идёт рука об руку с безумием, эти понятия родственны. И Чехов, возможно, хотел показать нам именно эту теорию. Хотя не исключено, что автор не придерживался этой теории, а просто пытался показать, что оправдание низких, аморальных и неблаговидных поступков, объясняемое философией – это не выход.
Дальнейший ход событий вращается вокруг разговоров Коврина с монахом. Герой понимает, что монах говорит те вещи, которые давно сидели в голове Коврина, но он не решался их произнести. Чёрный монах быстро становится для Коврина личностью, которая вселяет в него надежду и уверенность, после бесед с ним герой всегда весел и счастлив. Эти беседы ведутся как бы параллельно с остальными событиями: проблемами с садом и подготовкой к свадьбе. Коврин счастлив в своём безумии.
Он наслаждается окружающими его красками, безумно любит свою жену, много работает и ждёт каждой встречи с Монахом, который растёт в Коврине с манией величия.
Однажды Чёрный Монах приходит в дом Коврина, когда Таня спит. Они ведут беседы на философские темы, когда Татьяна просыпается, она видит, что Андрей разговаривает с пустым стулом, и наконец понимает, что её муж – сумасшедший. Она и её отец убеждают Коврина лечиться.
Это занимает определённое время. Коврина вылечивают и отправляют домой. От прежнего весёлого, светящегося счастьем и уверенностью человека ничего не осталось. Если раньше Коврин мог запечатлеть красивый закат или мелодию, то вернувшийся человек потерял смысл жизни, стал раздражительным, нервным и ненавидит людей, лишивших его встречи с Монахом. Между супругами все чаще вспыхивают ссоры, от былых чувств ничего не осталось, как и от благодарности к отцу.
Коврин был счастлив в своём безумии. Оно придавало Коврину уверенность, он чувствовал, что все, что он делает, – величайшее дело. Только с монахом Коврин мог говорить на темы, недоступные обычным людям, монах помогал установить истину в вечных философских вопросах, которым Андрей посвятил свою жизнь. Его семья, лишив Коврина безумия, лишила его смысла жизни.
И в конце концов это приводит Коврина к новой женщине, она старше его, и заботится о Коврине как мать. Автор уделяет этой женщине очень мало внимания, как бы показывая её незначительность в жизни героя. Коврин заболевает тяжёлой болезнью, той самой, от которой умерла его мать.
В роковой вечер Коврин решает открыть письмо от Татьяны. В нём все пропитано ненавистью, Татьяна пишет, что её отец умер, что сад теперь принадлежит чужим людям и что во всем этом виноват Коврин. В письме она желает ему смерти.
Коврин понимает, что он всего лишь посредственность. И профессором он стал в сорок лет – равноценный обмен, произведённый судьбой за все беды, случившиеся с ним. Коврин ставит себя на один уровень с другими людьми, он уже не верен своим прежним убеждениям.
Услышав ту самую песню о Чёрном монахе, Коврин испытывает волнение, к нему приходят воспоминания о доме, о саде, о тех самых людях, которые делали его счастливым. И происходит встреча с Монахом. Однако Коврин умирает, от слабости он не может сказать Монаху даже нескольких слов.
Но перед смертью он услышал именно то, что хотел услышать – что он посланник Бога, гений, призванный внести свой вклад в спасение человечества. И этим вкладом была его собственная жизнь. Коврин умер, чувствуя себя счастливым, нужным человечеству. А Монах, погубивший жизнь Коврина, подарил ему свет и желанную смерть.
Повесть написана в двух стилях: в прозе и эвфемистическом. При этом обычные радости жизни и бытовые моменты, которые окружают героев, описаны в прозаическом стиле. Эвфемизм используется в разговорах Коврина с Монахом. Именно поэтому так чётко прослеживаются сюжетные блоки, описывающие общение Коврина с галлюцинацией. В то же время все глупости, которые говорит Монах, Коврин воспринимает именно всерьёз из-за благозвучия его речей.
В рассказе имеется довольно интересная композиция. Начало светлое, радостное. Много внимания уделено саду, он как бы олицетворяет жизнь Коврина. Однако есть и маленький предвестник беды: Песоцкого слишком расстраивает даже самая маленькая неприятность, случившаяся с садом. Это как будильник, добавленный к общему ощущению безделья. Второй будильник – песня о сумасшедшей девушке. Этой песней автор как бы предупреждает нас о надвигающейся беде. Именно здесь прекращается единение с реальным миром. Коврин встречает монаха и обретает воображаемую мечту, воображаемую цель.
Постепенно нереальное все больше и больше вытесняет реальность. И когда близкие Коврина замечают это и возвращают его в реальный мир – воображаемые идеалы рушатся, и Коврин теряется в реальности, тоскуя по себе прежнему. Здесь автор возвращает нас в сад – тот самый, полный жизни и красок. Но теперь они недоступны для Коврина. И рассказ заканчивается той же песней. Таким образом, рассказу присуща некая цикличность, на протяжении всего текста повторяются одни и те же моменты, одни и те же фразы. И они являются предвестниками новой трагедии.
- «Душечка» Антона Чехова
- «Агафья» Чехова, краткое содержание
- «Злоумышленник» Антона Чехова
- «Дневники мотоциклиста» Эрнесто Че Гевары, краткое содержание
- «Солнечный удар» Ивана Бунина, краткое содержание
- «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, краткое содержание
- «Алхимик» Пауло Коэльо, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?