«Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание читать ~8 мин.
В конце 1870-х годов Фридрих Ницше планировал публикацию своих последних философских работ – книги под названием «Человеческое, слишком человеческое». Книга должна была выйти в трёх частях, а через несколько лет – в двухтомнике. Перед написанием этой работы между Ницше и его хорошим другом Вагнером произошёл серьёзный разлад. Вагнер, рассердившись на Ницше, так и не прочитал работу, хотя Ницше послал ему экземпляр первого издания с автографом.
Ницше, пытаясь перестроить свою жизнь, переехал в Сорренто, чтобы жить со своим другом Полем Ре и его покровительницей Мальвидой ван Мейсенбуг. Ницше оставил свою должность в Базельском университете, поскольку его здоровье ухудшалось. Он не знал тогда, но годы его философской и писательской деятельности подходили к концу, и всего через несколько лет он впадёт в полное безумие. Он умер в 1900 году после десятилетия психической нестабильности, вероятно, от недиагностированной опухоли мозга.
Эта книга – первая публикация Ницше в том стиле, за который он больше всего прославился, а именно: мощные, запоминающиеся афоризмы с обоснованием – в отличие от продуманной и исследовательской прозы. Несмотря на это, его работы продолжают оказывать влияние. Книга состоит из нескольких разделов, в которых исследуется человеческая жизнь, смысл, религия и общество, и все это со смелым вызывающим и скептическим взглядом. Книга была принята умеренно хорошо, но влияние Ницше не было глобальным, пока писатели начала и середины XX века не обратились к нему как к авторитету в модернизме и раннем постмодернизме.
Краткое содержание
Книга Ницше «Человеческое, слишком человеческое» начинается с размышлений о метафизике под названием «О первых и последних вещах», название которого наводит на мысли о причинности и теологии. В этой главе также представлены вопросы о недостатке человеческого удовлетворения и вопросы о языке и выражении.
Второй раздел – «Об истории нравственных чувств», название которого предвосхищает аргументы Ницше против морали, основанной на религии (или традиционной этики оптом). В этом разделе строится повествование об этике в философской системе без высшего естественного закона, а именно о существующей этике, основанной на прецедентах и совокупности убеждений. То есть, что вещи являются правильными и неправильными на основании того, во что многие люди верили в течение определённого времени.
После этого идёт «Из души художников и писателей». Хотя этот раздел звучит поэтично и вдохновенно, он в первую очередь осуждает представление о том, что искусство и литература божественно вдохновлены. Он утверждает, что преданность делу и постоянная работа приводят к великому искусству, а не художественный гений или какое-либо подобное вдохновение. Примечательно, что его бывший друг, Вагнер, в своих работах утверждал обратное. В работе «Признаки высшей и низшей культуры» эти аргументы распространяются и на социальную иерархию. Здесь он прямо выступает против Дарвина.
«Мужчина в обществе, женщина и ребёнок» также является антидарвиновским и содержит афоризмы о гендере, семье и их эволюции. Это похоже на следующий раздел, «Человек наедине с самим собой», который применяет метафизические принципы к существованию человека и поиску смысла. Этот раздел, пронзительный, поэтичный, посвящён трудностям, которые возникают при жизни и осознании, и содержит интересные аргументы против Канта с помощью философской системы, которую Ницше называет «обскурантизмом».
В целом, работа стремится объяснить аспекты человеческой жизни в свете атеистической и скептической философии Ницше. Она даёт более полное объяснение вопросов жизни и её ценности в афористическом стиле немецкой философии конца XIX века.
Персонажи
Художники
Художники – это те, кто кажется поэтически вдохновенным в своём искусстве или литературе. Вывод Ницше состоит в том, что они служат обществу в своём отношении к своему статусу. Это причудливый способ сказать, что художники, по сути, просто политики.
Общество
Общество – это гуманизирующая сила в мировоззрении Ницше. Это не просто люди в жизни человека – это ещё и страх человека выглядеть странным или быть отвергнутым. Человек запрограммирован на существование в обществе, и эта функциональность ослепляет нас к правде жизни, которая заключается в том, что она бессмысленна.
Женщина
Отрывки из главы «Мужчина в обществе и женщина с ребёнком», касающиеся женщин, довольно оскорбительны. В мире Ницше женщина рассматривается как диада, содержащая также ребёнка. Другими словами, женщина – это механизм, с помощью которого создаются мужчины. Брак, семья и романтика, по мнению Ницше, ничего не стоят.
Ребёнок
Ребёнок программируется взрослыми на ложную веру в религиозные и моральные идеи, которые сами взрослые давно забыли усвоить. Когда они изучали эту этику, они тоже были детьми, не способными мыслить самостоятельно. Поэтому мораль может развиваться, так как мы обременяем невинные умы всей тяжестью мифов и суеверий. Это обсуждается в работе «Об истории моральных чувств».
Человек
Человек у Ницше – это сила, противоположная обществу. В психологии человека есть патология, которую он усвоил от своих родителей в юности. Это навязывание морали разуму. По мнению Ницше, правильным ответом для человека является уход наедине с самим собой. В книге «Человеческое, слишком человеческое» он описывает именно те философские игры, которые могли бы привести его к просветлению, но называет их обскурантизмом (затемнение в противовес освещению).
Темы
Христианство как заблуждение
В нескольких разделах критикуется обоснованность христианства и подлинность его практики. Ницше предвещает скептицизм, ссылаясь на Пилата как на голос разума в христианской истории. На протяжении всей работы Ницше включает афоризмы против христианства. Некоторые из них короткие, но обычно они длиннее, поскольку играют фундаментальную роль в его философии. Он критикует подлинность их утверждений на том основании, что они не поддаются проверке, а также критикует честность практикующих христиан, которых он подозревает в том, что они лгут сами себе о том, действительно ли они верят в воскрешение.
Искусство как человеческое сопротивление
Учитывая, что Бога не существует, Ницше обращается к искусству, критикуя веру во вдохновение или гениальность. Искусство – это намеренная сила, формирующая культуру, а практика делает совершенным.
Скептицизм как производительная сила
Проблема с негативной философией, которая в первую очередь опровергает другие системы, заключается в том, что она может рассматриваться как деструктивная и может быть маргинализирована. Например, Айер и логические позитивисты наслаждались годами противоречивой мысли, но через некоторое время их термины стали слишком широкими и оказались самообоснованными. Ницше, предвидя подобные последствия, защищался тем, что скептически относился к непроверяемым убеждениям.
Обскурантизм и тайна в философии
Ницше защищал обскурантизм и антипросветительскую философию, говоря, что она “не для того, чтобы затемнить индивидуальное понимание”, но полезна для затемнения наших представлений о существовании. Он призван бросить вызов философии Просвещения, создавая более широкую, более туманную философскую среду. Ницше постоянно сотрясал основы философий, которые казались ему предположительными.
Убеждённость и честность
Ницше обращает свой скептический взгляд на конкретных практиков любого мировоззрения, считая, что люди неискренни в своих убеждениях. О христианах он говорит, что они в основном «балуются» христианством, потому что если бы они действительно верили в то, о чем говорят, то это могло бы сработать. О любви он говорит, что если кто-то не чувствует себя любимым, то он может быть более уязвим для религии, но если он преуспел в благочестивой жизни, то она может стать для него полезной. Особенно в религии, но также и в атеистической философии Ницше поднимает вопросы о подлинности, с рубриками о двойственности, недоверии, скептицизме и нечестности.
Говоря о том, что люди «слишком человечны», Ницше не просто небрежно шутит. Его мысль заключается в том, что общество слишком, слишком гуманно, и поэтому он начинает свои эссе с «О первых и последних вещах», чтобы перенастроить чувство причины и следствия у читателя. Для религиозного человека причина и телеология природы – это сам Бог. Для христиан логика порядка буквально божественна, например, в Иисусе Христе, но для Ницше, который полностью отвергает религию, правда гораздо более мрачная. Фиксируя наш взгляд на бессмысленности вселенной, Ницше превращает «Человеческое, слишком человеческое» в нигилистическую медитацию.
Во-первых, он требует, чтобы читатель задумался о своей морали и этике. Для тех, кто нуждается в религиозной системе, чтобы умерить свою мораль, его приговор особенно жесток. Затем начинается разговор о естественном праве, предпосылках этики и сомнительном происхождении самой морали. Он делает это для того, чтобы лишить читателя способности морализировать во второй половине работы, где эссе действительно сияют.
Кульминация в сборнике эссе наступает, когда Ницше объясняет, что брак, семья, карьера, социальный успех и любой другой смысл, который может иметь жизнь человека, – все это сконструировано и бессмысленно. Поэтому эссе Ницше «Человек наедине с собой» – это как ода одинокому ужасу существования Ницше. Это что-то вроде молитвы неизвестному, медитации о смерти, и цель этих «затуманивающих» практик – что-то вроде просветления, но не просветление в надежде и цели – скорее, Ницше считает человека успешным только тогда, когда он примирился с истинным хаосом этого бессмысленного существования.
- Изображаем человеческую фигуру
- Выставка «Драгоценность души человеческой. Иконописная миниатюра Владимира Цыбина»
- Фестиваль ирландских театров Фриндж открылся в Гоголь-центре спектаклем «Дитя человеческое»
- «Человеческие пейзажи». Выставка аргентинских фотографов
- Джованни Чиварди «Человеческое тело» – о книге
- Ценность человеческой жизни, или прививка от гомофобии
- Алиса Таёжная: «Экс-машины: Человек и человеческое в виртуальном мире XXI века»
- «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?