«Пионеры» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание читать ~14 мин.
Роман «Пионеры» был опубликован в 1823 году и занимает важное место в американской литературе: именно с него начались знаменитые «Сказки Кожаного Чулка» Джеймса Фенимора Купера. Именно эта книга познакомила мир с Нэтти Бамппо, одним из первых по-настоящему всеамериканских героев в истории литературы. В то время Купер и не думал создавать серию рассказов о своём суровом пограничнике; на самом деле в «Пионерах» Бамппо – стареющий стрелок, втянутый в конфликт с грабежом дикой местности, которую он называет своим домом. Введение одного из литературных творений, наиболее полно воплощающих дух заселения фронтира, несколько неоформлено и явно указывает на то, что Фенимор был готов подчинить его большим тематическим проблемам, выраженным в «Пионерах», а затем двигаться дальше.
Все изменилось, когда в 1823 году, в первый день выхода книги в свет, она стала доступна для покупки. К тому времени, когда Купер проснулся на следующий день, было продано 3500 экземпляров «Пионеров». Такие цифры даже в те времена заставляли издателей, книготорговцев и читателей громко кричать: «Сиквел, пожалуйста!». И Купер с радостью согласился, тщательно развивая характер Нэтти Бамппо, чтобы он стал более известен под прозвищем Ястребиный Глаз. Этот шаг, в свою очередь, вдохновил отца современного американского литературного героя дать такое же прозвище своему сыну, Бенджамину Франклину Пирсу, известному, конечно же, как Ястребиный Глаз Пирс из подразделения 4077 МЭШ в Корее.
Хотя сегодня «Пионеров» редко читают, их место в американской литературе обеспечено хотя бы потому, что их успех привёл к появлению продолжения, которое стало второй частью серии «Сказки Кожаного Чулка». Эта книга гораздо более известна (не говоря уже о том, что это единственная книга, которую когда-либо читал отец Хоки Пирса) и гораздо более читаема сегодня: «Последний из могикан».
Сюжет
Ранний декабрьский вечер 1793 года. Лошади медленно тянут в гору большие сани. В санях сидят отец и дочь – судья Мармадьюк Темпл и мисс Элизабет. Судья – один из первых поселенцев, один из тех, благодаря кому эта дикая местность преобразилась. Появились церкви, дороги, школы.
Вечернюю тишину нарушает громкий лай собак. Из леса выскакивает олень. Судья хватает ружьё и дважды стреляет в животное. Олень продолжает бежать. Вдруг из-за деревьев раздаётся выстрел. Олень прыгает. Ещё один выстрел – и животное падает замертво. Появляется Кожаный Чулок – Бамппо Нэтти. Он стар, но все ещё выглядит сильным.
Нэтти приветствует Темпла и слегка подтрунивает над его неудачным выстрелом. Судья доказывает, что попал в оленя. Но из-за дерева выходит молодой человек – он ранен в плечо одной из дробинок. Судья останавливает спор и, волнуясь, предлагает пострадавшему помощь. Молодой человек упрямится. Девушка присоединяется к просьбе отца, вместе они уговаривают раненого.
Во время спуска с горы в город, расположенный на берегу озера, Мармадьюк и его дочь встречают четверых; среди них – Ричард Джонс – человек весьма ограниченный, но очень честолюбивый, лжец и хвастун – двоюродный брат судьи. Он управляет лошадьми, и по его вине сани зависают над пропастью. Раненый юноша выскакивает из саней, хватает поводья лошадей и сильным толчком возвращает их на дорогу.
В доме судьи врач извлекает пулю из плеча юноши. От дальнейшей помощи юноша отказывается и доверяется тихо появившемуся «индейцу Джону» – своему другу, пьяному индейцу Чингачгуку. Мармадьюк Темпл предлагает Оливеру Эдвардсу – так зовут пострадавшего незнакомца – возместить причинённый ему вред, но тот отказывается.
На следующее утро Ричарда ждёт приятный рождественский сюрприз. Усилия Мармадьюка увенчались успехом – его брата назначают шерифом округа. Мармадьюк предлагает Оливеру должность секретаря. Молодой человек намерен отказаться, но Чингачгук убеждает его согласиться.
Суровая зима наконец-то прошла. Наступило начало весны, и Элизабет со своим другом часто прогуливается верхом на лошади. Однажды в обществе Мармадьюка, Ричарда и Оливера они поехали вдоль склона холма. Судья вспоминает о трудностях заселения этого края. Вдруг Оливер закричал: «Дерево! Хлестать лошадей!» Огромное дерево рухнуло, но все они успели поскользнуться. Оливер Эдвардс рискует жизнью, чтобы спасти друга Элизабет.
На озере тает последний лёд. Весна одевает поля и леса зеленью. Жители городка совершают массовое – гораздо больше, чем необходимо для пропитания, – уничтожение перелётных птиц и нерестящейся рыбы. Кожаный Чулок гневно обличает их.
Наступило лето. Элизабет со своей подругой отправляется на прогулку в горы. От предложения Эдварда сопровождать их Элизабет решительно отказывается. Оливер спускается к озеру, садится в ялик и спешит в «Кожаный чулок». Не найдя никого в хижине, он отправляется ловить окуня. Оказывается, что Натти Бамппо с Чингачгуком тоже рыбачат. Эдвардс присоединяется к ним. Далёкий лай собак беспокоит Кожаного Чулка. Охотник думает, что его собаки сорвались с поводка и гонятся за оленями. Действительно, на берегу появляется олень. Спасаясь от собак, он бросается в воду и плывёт к рыбаку. Забыв обо всем, Натаниэль и Чингачгук преследуют его. Оливер пытается предупредить их, крича, что сезон охоты ещё не открыт, но, поддавшись страсти, присоединяется к преследователям. Втроём они загоняют животное, и Кожаный Чулок убивает его ножом.
Тем временем девушки, сопровождаемые лишь одним старым мастифом, углубляются в лес. Они натыкаются на горного льва с детёнышем. Детёныш играючи подходит к оскалившемуся мастифу, но пёс быстро расправляется с «котёнком». Но тут мать настигает собаку. В отчаянной схватке мастиф погибает. Элизабет смотрит на горного льва, готовящегося наброситься. Позади неё раздаётся выстрел – огромная кошка катится по земле. Появляется Кожаный Чулок и вторым выстрелом приканчивает зверя.
Мармадьюк в затруднении: спасителя его дочери обвиняют – стараниями его кузена Ричарда! – не только в незаконной охоте, но и в сопротивлении властям (когда Дулиттл – мировой судья и по совместительству шериф-шпион – попытался произвести обыск в его хижине, охотник отбросил его).
Суд. С незаконной охотой трудностей не возникает: штраф за добытого оленя покрывает премию за убитую пуму. Сопротивление властям гораздо серьёзнее. Мармадьюк Темпл обвиняется в том, что ему предстоит провести час в столбе, месяц тюремного заключения и штраф в сто долларов.
Элизабет расстроена. Отец убеждает её, что не может поступить иначе, он уговаривает её навестить Натаниэля в тюрьме и передать ему двести долларов. Хантер рад видеть девушек, однако отказывается от денег. Единственное, что он готов принять от Элизабет, – это банку хорошего пороха. Она с радостью соглашается. После её ухода – с помощью Оливера – Натаниэль убегает. На следующий день Элизабет приносит в назначенное место порох. Однако вместо охотника здесь оказывается лишь впавший в транс Чингачгук. Индеец бормочет что-то о скором уходе к предкам и о несчастной судьбе своего народа. Пересушенный солнцем воздух становится горьким – появляется запах гари, появляется дым. Раздаётся громкий треск, вспыхивает пламя – лесной пожар!
Появляется Эдвардс. Он пытается спасти девушку, но пламя все ближе. Кажется, что спасения нет. Перед лицом надвигающейся гибели Оливер Эдвардс объясняется Элизабет в любви. И, как всегда, в нужное время и в нужном месте появляется Кожаный Чулок. Взвалив на плечо равнодушного ко всему Чингачгука, он в русле ручья, сквозь дым и огонь уводит всех в безопасное место. Начинается буря. Чингачгук умирает.
Тайна Оливера Эдварда раскрыта. Мальчик – сын эмигрировавшего в Англию Эффингема и внук пропавшего, легендарного Оливера Эффингема.
Наступает осень. В сентябре должна состояться свадьба Оливера Эдвада и Элизабет. Через несколько дней легендарный Оливер Эффингем умирает, и его хоронят рядом с могилой великого воина Чингачгука. Солнечным октябрьским утром молодожёны посещают небольшое кладбище инаходят там Кожаного Чулка. Несмотря на уговоры друзей, он прощается с ними и отправляется в путь.
Список персонажей
Нэтти Бамппо (Кожаный Чулок)
Персонаж, знакомый по фильму «Последний из могикан» как молодой, сильный искатель приключений Ястребиный Глаз, здесь все ещё вполне способный дровосек в возрасте 71 года. Он вступает в конфликт с попытками навязать ограничительные гражданские законы его чистой и свободной дикой местности, когда стреляет в оленя в то время, которое было объявлено не по сезону. Его жизнь, прожитая по Божьим законам, ставит его в оппозицию к цивилизационной необходимости навязать более управляемые законы, чтобы приручить дикую жизнь, которой он жил.
Судья Мармадьюк Темпл
Ведущий гражданин и землевладелец Темплтона, поселения, призванного принести цивилизацию в северную часть штата Нью-Йорк. Честный и добрый, он тайно платит штраф за осуждение Бамппо за стрельбу по оленю. Однажды во время охоты он сам случайно стреляет в молодого человека по имени Оливер Эдвардс и после этого предлагает ему место своего секретаря.
Оливер Эдвардс
Оливер Эдвардс на самом деле оказывается Оливером Эдвардом Эффингемом, который приехал в Темплтон под впечатлением того, что судья Темпл украл его наследство. Его план вернуть его и отомстить приводит к тому, что он получает пулю, занимает должность секретаря и в конце концов влюбляется и женится на дочери своего благодетеля.
Элизабет Темпл
Красивую молодую дочь судьи Темпла дважды спасает Нэтти Бамппо. После того как он впервые спасает её от нападения пантеры, она в ответ помогает ему бежать из тюрьмы. После того как Нэтти и Оливер оба спасают её от пожара, она окончательно влюбляется в Оливера и, когда он раскрывает свою истинную сущность, соглашается выйти за него замуж.
Индеец Джон (Чингачгук)
Как и Нэтти Бамппо, индеец Джон – старик, который живёт свободно и неприрученно в дикой местности и отвергает попытки цивилизации. В молодые годы, когда членов племени ирокезов было гораздо больше, чем его самого, он был известен как Чингачгук. Хотя он играет гораздо большую роль в других «Сказках Кожаного Чулка», здесь он превращается в икону, когда сбрасывает с себя атрибуты христианского общества и умирает благородной смертью, облачившись в туземную церемониальную одежду, во время которой едва не погибают Элизабет, Оливер и Нэтти Бамппо.
Хайрам Дулиттл
Названный соответствующим образом судья и архитектор Темплтона только и делает, что создаёт ненужные проблемы, когда решает донести на Нэтти за убийство оленя не по сезону. Вооружённый ордером на обыск, когда он нагло заявляется в хижину Бамппо, он получает от старшего по возрасту мужчины побои, которых более чем заслуживает.
Темы
Брак как символическое разрешение конфликта
Американская революция разделила лояльность между друзьями и семьями так же, как и Гражданская война почти столетие спустя. И так же, как войны делали это на протяжении веков до этого. Купер взял страницу из книги сэра Вальтера Скотта о написании романов, использовав брак между некогда противоборствующими сторонами, чтобы представить символическое разрешение конфликта, которое приходит с общими целями. Символизм в данном случае также работает на уровне представления необходимого слияния противоположных точек зрения как мандата для того, чтобы Америка работала как великий эксперимент демократического правления.
Жизнь на границе
Для многих читателей первое знакомство с реалистичным изображением жизни на примитивных окраинах американской границы произошло, когда они взяли в руки книгу «Пионеры». В каком-то смысле книгу Купера можно с полным основанием считать грубым прототипом жанра вестерна в художественной литературе. Хотя в ней отсутствуют необходимые повествовательные и сюжетные условности, включение коренных жителей племён, примитивные условия жизни и возвышение обстановки до места, имеющего заметно большее значение, чем в романах, действие которых происходит в традиционном городском или сельском окружении, – все это предвещает элементы, которые определят вестерн как квинтэссенцию американского литературного жанра.
Естественное право уступает место гражданскому праву
Главной темой повествования является конфликт между естественным законом дикой природы и гражданским законом, который неизбежно возобладает в целях распространения цивилизации на запад через весь континент. Натти Бамппо и коренные племена представляют собой желание сохранить естественные законы, которые делают американскую границу не просто дикой местностью, а владениями Бога. Божий закон правит в этих джунглях, а имеющиеся ресурсы вызывают уважение именно потому, что они не принадлежат человеку по его закону.
Судья Темпл и поселенцы представляют собой конец этого особого вида свободы, потому что введение гражданского закона для установления и поддержания цивилизации по определению является ограничительным. Гражданский закон стремится наложить на область естественного права ограничения на поведение, ограничения на границы, ограничения на собственность и ограничения на использование ресурсов, чтобы они не были растрачены впустую; эта проблема никогда не требовала принуждения по Божьему закону.
Хотя хронологически эта книга находится в конце долгой и полной приключений жизни Нэтти Бамппо, рассказанной в серии романов, известных как «Сказки Кожаного Чулка», «Пионеры», на самом деле, впервые представляют его читателям. Эта хронология почти наверняка объясняет, почему четвёртая книга в хронологическом порядке кажется гораздо более тематически насыщенной, сложной и даже законченной, чем не только любой из других отдельных романов, но и «Сказки» как единый элемент.
Судя по тому, как «Пионеры» становятся в некотором смысле всей серией в миниатюре, кажется очень маловероятным, что Купер с самого начала планировал сделать это всего лишь одним романом в продолжающейся серии. То, что пытаются изобразить «Сказки Кожаного Чулка» как единое целое, есть не что иное, как создание нации, и для Купера этот процесс состоит, по сути, из трёх отдельных этапов, которые, тем не менее, в определённой степени пересекаются.
Первый этап – это заселение дикой местности самыми выносливыми людьми. Поскольку главной целью является простое выживание, такие вещи, как классы и социальные слои, даже не существуют, а если и существуют, то подчиняют себе в пользу общего блага. Это трудный процесс, требующий сотрудничества, а не конкуренции, поскольку если проиграет один, то могут проиграть и все остальные. В романах, написанных позже, но действие которых происходит раньше, чем действие «Пионеров», эта фаза будет рассмотрена более подробно, но даже здесь её последствия все ещё узнаваемы. Роман «Пионеры» заканчивается на том, что третья фаза только начинается, так же как и его хронологическое продолжение «Прерия» будет полностью посвящено последней фазе.
Эта заключительная фаза, конечно же, является развитием того, о чем обычно думают, когда просят определить, что делает нацию нацией: её законы, правила и система управления. Между укрощением дикой границы и установлением кодифицированной морали и норм поведения находится, пожалуй, самая интересная фаза. Это та фаза цивилизации, которая породила истории героев, рассказанные в фильмах-вестернах «Шейн» и «Непрощенный». Расчищенная земля, новое поколение поселенцев, прибывающих для ведения сельского хозяйства, открытия бизнеса и зарабатывания денег, приводит к неопределённому дисбалансу в существующей структуре власти. Герои, выполнявшие грязную, но необходимую работу по уничтожению врагов и превращению джунглей и пустынь в места, пригодные для строительства, отбрасываются в сторону, поскольку реальная основа власти становится чисто экономической. Вспомните предупреждение Джо Старрета против так называемых скваттеров в «Шейне» или автократический контроль Маленького Билла над городом в «Непрощенном». Политическая власть на этом этапе принадлежит тем, кто обладает достаточным капиталом для её обеспечения.
В центре повествования «Пионеров» – столкновение между властью старой гвардии, которая заработала её тяжёлым трудом, и подъёмом новой гвардии, которая просто покупает её. Нэтти Бамппо – пограничник, заработавший свою репутацию, который теперь внезапно оказывается под угрозой тюрьмы за то, что всю жизнь оставалось безнаказанным по законам природы.
То, что раньше было законным, теперь вдруг становится незаконным по той лишь причине, что кто-то с деньгами сделал так. Что-то должно уйти, и история подсказывает, что это, без сомнения, будет Нэтти Бамппо. Его время почти прошло, и «Пионеры» – не что иное, как история революции, в которой законы капитализма медленно поглощают законы природы как необходимый компонент для установления политической демократии.
Больше, чем в других «Сказках Кожаного Чулка», именно экономика движет другими персонажами. Фактически, сюжет завязан на попытке захвата земли персонажем, лишённым наследства, который пытается вернуть себе право первородства под чужим именем.
Роман «Пионеры» сам по себе является новаторским произведением американской художественной литературы, поскольку в нём чистая нерегулируемая экономика раннего капитализма ассоциируется с политической анархией. Только пройдя через период неопределённости и экономического фашизма, можно достичь финальной фазы создания нации. Роман завершается до того, как эта фаза будет полностью приведена в движение, но все, что более подробно описано в серии в целом, было показано в первой книге, написанной Купером.
Комментирование недоступно Почему?