«Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели, краткое содержание читать ~11 мин.
Эта средневековая эпическая поэма была написана национальным поэтом Грузии Шотой Руставели в двенадцатом веке. Она разделена на «четверостишия Руставели», что означает, что каждая строка поэмы или письма имеет один и тот же повторяющийся звук в конце. Это также известно как монорифма. Каждое четверостишие состоит из четырёх строк по шестнадцать слогов в каждой, что означает, что автор должен сосредоточиться на фактическом составе слова, а не только на его значении, подобно поэту хайку.
Действие поэмы происходит в разных местах, в Индии и Аравии, красочных странах, далёких от восточноевропейской Грузии. Эти земли аллегоризируют золотой век Грузии и правление царицы Тамар.
В поэме есть два главных героя, которые вместе отправляются на поиски любви. Поэма широко считается местом встречи грузинской философии, искусства и мысли. Руставели написал поэму в середине этого золотого века, когда всё в Грузии процветало и достигло своего пика. Даже мир природы, казалось, испытывал положительное влияние царицы Тамар и её правления. Руставели был лично знаком с прекрасной монархиней, а некоторые считают, что он также был казначеем короны.
Руставели считается одним из величайших литературных авторитетов Грузии, и этот поэт и сегодня является национальным поэтом. Легенда гласит, что он получил образование в монастыре и что он удалился в тот же монастырь после ухода со своей должности в казначействе.
В точном переводе с грузинского языка в названии фигурирует шкура пантеры (ვეფხისტყაოსანი).
Сюжет
Произведение начинается с того, что могущественным царством Аравия правит царь Ростеван. У него не было сына, только дочь Тинатин, которая была необыкновенно красива. Как утверждает автор, её красота даже не могла сравниться с красотой солнца. Автандил, воспитанный царём Аравии, был молодым дворянином, который тайно был влюблён в Тинатин.
Царь считал, что, поскольку у него есть только дочь, будет мудрым решением позволить ей царствовать, пока он ещё жив. После инаугурации Тинатин произошла инаугурация. Ростеван, Автандил и их войско отправились на охоту.
Пока они охотились, царь заметил незнакомца, одетого в тигровую шкуру и плачущего навзрыд. Незнакомца сопровождал прекрасный чёрный конь. Царь был заинтригован рассказом незнакомца и приказал своим воинам схватить незнакомца и привести его к нему. Но не все произошло так, как надеялся король. Увидев воинов, незнакомец вернулся из глубоких раздумий о неизвестном, перестал плакать, жестоко избил воинов и исчез. Да так, что никто не смог его найти. Король был потрясён случившимся и пришёл в отчаяние.
Он даже пришёл к мысли, что все это просто привиделось ему или что этот человек был настоящим дьяволом, но дочь царя так не думала. После этого Тинатин позвала Автандила в свою комнату и призналась ему, что ей хорошо известно о его чувствах к ней, и она чувствует то же самое. Но чтобы они могли быть вместе, Автандил должен был доказать свою любовь к Тинатин, выполнив задание. Юному арабу было приказано найти странного человека, на которого они наткнулись во время охоты, и доставить его царю. На выполнение этого задания ему давалось 3 года, и в случае успеха наградой ему должна была стать сама Тинатин.
Автандил отправился в путь. Почти 3 года он безуспешно искал неизвестного человека и совсем потерял надежду. Но он нашёл незнакомца. Он знал, что говорить с ним будет совершенно бесполезно, так как так было при их первой встрече, когда незнакомец решил сражаться и убил всех царских воинов. Поэтому Автандил следовал за незнакомцем два дня, а когда добрался до пещеры, где тот, как оказалось, жил, Автандил залез на дерево и продолжил наблюдение оттуда. Рано утром незнакомец покинул пещеру. Автандил решил, что настало время и ему появиться и осмотреть пещеру. И когда он подошёл к ней, его встретила женщина в чёрной одежде, которая приняла Автандила за своего «соседа по пещере».
Испугавшись, она стала выкрикивать имя «Тариэль» в надежде, что он услышит крик и спасёт её. Автандилу удалось успокоить женщину и выяснить, что Тариэль – это имя человека, которого он искал. Как оказалось, он был наследником престола Индии. В то время Индия была разделена на семь частей. Шестью из них правил Фарсадан. Правителем седьмой был Саридан, отец Тариэла. У Фарсадана не было детей, и он решил усыновить Тариэла, чтобы после его смерти два царства объединились. Однако вскоре после его усыновления жена царя родила дочь по имени Нестан-Дареджан, в которую Тариэл влюбился.
Нестан испытывала те же чувства к Тариэлу и решила дать ему знать об этом. Она послала свою слугу Асмату (женщина в чёрном в пещере Тариэла) сообщить Тариэлу о намерениях Нестан. Тариэл был очень рад услышать, что его возлюбленная испытывала те же чувства. Однако это было не единственное, что Нестан сообщила ему через Асмату. Тариэлу было приказано сразиться с соседней вассальной страной, которая отказалась платить дань. Это было лёгкое задание для опытного солдата, и он его выполнил. Ситуация изменилась. Отец Нестан решил найти жениха для своей дочери, что и сделал. Тариэль убил жениха Нестан, когда тот был в Индии со всеми своими войсками. Это возмутило царя. Более того, это заставило его понять, что Тариэль и Нестан любили друг друга. Король обвиняет в неподобающем поведении Нестан её сестру, которая оказалась опекуном Нестан.
Давар, сестра короля, которую угрожал убить её собственный брат, приходит в ярость и приказывает двум слугам положить Нестан в маленький сундук и бросить его в море. Тинатин теряется, и Тариэл продолжает её бесконечные поиски, что является причиной его вечной печали. Автандил обещает помочь ему найти возлюбленную любой ценой. После больших приключений Автандил и Тариэл находят Нестан. По дороге они встречают Фридона, который помогает им найти Нестан. Оказалось, что принцесса была заперта в башне. Тариэль, Придон и Автандил будут сражаться и спасут Нестан. Тариэль и Нестан сыграют большую свадьбу вместе с Автандилом и Тинатин. Так заканчивается эта история.
Список персонажей
Тариэл
Автандил и Тариэл – больше, чем друзья; они братья по духу и неоднократно упоминаются в тексте как храбрые и верные рыцари. В них есть глубина, которая означает, что они способны не только наслаждаться физической любовью, но и получать и дарить страстную любовь. Они чрезвычайно похожи друг на друга (сегодня они считались бы братьями от другой матери), но есть и явные различия.
Тариэль – свободный дух и довольно дикий. Его сравнивают с животным за его непоколебимую способность следовать своему сердцу без страха, а также за его скрытность и ум. Тариэль – тот самый рыцарь в шкуре пантеры. Тариэль – человек крайностей: когда он любит, то делает это всем сердцем, а когда ненавидит, то крайне жесток и не может сдерживаться.
Автандил
Второй храбрый и верный рыцарь – человек с меньшим количеством крайностей, чем его коллега, а также человек более рассудительный и чувствительный. Он отправляется в путешествие, чтобы найти настоящую любовь, что очень романтично, но также и то, что он рассматривает в философском свете, потому что он знает, что у него есть свобода воли, которую он может использовать, чтобы решить, кто будет его спутником жизни. Как только он выбирает кого-то для любых отношений, его верность и преданность непоколебимы.
Автандил ранее был каким-то управляющим при дворе королевы. Он непоколебим и методичен и не склонен к таким резким перепадам характера, как Тариэль. По этой причине его никогда не сравнивают с животным, потому что в его поведении меньше звериного и больше человеческого, чем у его друга.
Нурадин-Придон
В некотором смысле Нурадин-Придон – это своего рода литературный гибрид лучшего друга и третьего мушкетёра. Он является периферийным персонажем истории, поскольку не является рыцарем, каким являются его друзья, но он также является центральным персонажем, поскольку путешествует с главными героями и проявляет многие из их качеств. Неясно, чем он занимался до начала этого путешествия, но считается, что он тоже выполнял какую-то роль управляющего или руководителя для королевы. Он верный, смелый и совсем не дикий.
Тинатин
Тинатин и её изверг Нестан-Дареджан не так часто появляются в сюжете, поскольку они не являются частью большинства реальных действий поэмы, но они постоянно присутствуют в умах и мыслях центральных персонажей. В частности, на Тинатин оказывает сильное влияние сила королевы, которую она знает, поскольку сама является принцессой. В конечном итоге она сама выбирает себе мужа, без какого-либо влияния извне.
Нестан-Дареджан
Нестан-Дареджан имеет ещё меньшее отношение к реальному повествованию, чем Тинатин, поскольку она находится в плену в далёких краях, но её мужество рассматривается как свидетельство её возможной преданности и веры как возлюбленной. Она также намерена сама выбирать себе любовников.
Патман
Патман менее верна как любовница и жена, чем другие женские персонажи – на самом деле она может быть довольно жестокой, унижая своего мужа публично или за его спиной. Однако она верна сестринскому братству и не остановится ни перед чем, пока ей не удастся спасти Нестан, даже если это означает подвергнуть опасности её собственную жизнь. Цель Патман как персонажа – продемонстрировать различные виды верности и мужества, которыми может обладать только женщина, но которые можно использовать по-разному.
Темы
Любовь
Руставели вводит эту тему в самом начале, в Прологе поэмы. Он подробно описывает три совершенно разных вида любви. Есть небесная любовь, физическая любовь и страсть. Две последние доступны всем, а первая даётся только Богом. Физическую любовь легче всего обрести, поскольку он считает её, по сути своей, низменной и такой, которую человек не может не испытывать; страсть немного сложнее обрести или дать, поскольку искренность и глубина этой страсти зависит от искренности и глубины людей, дающих и получающих её. Любовь считается самым большим благословением, которое может получить или дать человек, и самым важным даром, который один человек может преподнести другому.
Зло брака по расчёту
Руставели придаёт такое большое значение любви, что считает, что в принудительном союзе двух людей, которые, по сути, не хотят в него вступать, есть нечто изначально порочное. Поскольку он живёт в стране, где распространены и практикуются как христианство, так и ислам, он может сравнивать различные браки, которые он видит, и замечает, что те, кто женится по любви, а не по принуждению, почитают божественную любовь, которую они получают, и страсть, на которую они способны. Он рассматривает принудительный брак как пример гендерного неравенства и рабства.
Гендерное равенство
Удивительно, но, учитывая, что он писал в двенадцатом веке, поэт затрагивает тему гендерного равенства в поэме, которая на самом деле вдохновлена первой женщиной-монархом Грузии, царицей Тамар, которая заняла трон после смерти своего отца. Царица вызывает всеобщее восхищение и уважение за свою красоту и ум – поэма показывает, что женщина действительно может обладать обоими этими качествами одновременно, – а также за то, как ей удаётся выступать в роли миротворца в регионе.
Как женщина, она способна принимать собственные решения, выбирать себе пару, а также поддерживать платоническую дружбу как с мужчинами, так и с женщинами. На протяжении всей поэмы наблюдается равенство между мужскими и женскими персонажами, при этом пол никогда не является основанием для превосходства одного человека над другим.
Религия
Тематика поэмы включает в себя христианство, что неудивительно, учитывая, что поэт провёл раннюю часть своей жизни, обучаясь в монастыре. Многие ссылки в тексте предполагают знание как Ветхого, так и Нового Заветов, например, упоминается путешествие Павла в Дамаск, а также Эдемский сад. В тексте также много говорится о божественной любви.
Поэма идеализирует преданность вассала и долг перед королём – верховным покровителем. Непосредственные вассалы правителя, придворные и другие вельможи или аристократы также имеют своих подданных (например, Автандил, Тариэл и т.д.). Руставели также восхищается гуманистическими формами этих отношений. Автор намеренно предупреждает читателей, что “служение своему владыке (покровителю) никогда не иссякнет”.
Несколько основных мотивов поэмы – культ рыцарства, воинской доблести и мужества. Идеализированный поэтом герой-рыцарь предан и самоотвержен в дружбе и в партнёрстве. Дружба и товарищество – основа рыцарского ордена; солидарность и самопожертвование – заветные идеалы Руставели. Рыцари безвозмездно защищают купцов от пиратов и разбойников, относятся к женщинам с величайшим уважением и восхищением, опекают и помогают вдовцам и бродягам, без гроша в кармане и голодающим.
Руставели проповедует гуманность, даже милосердие «к великим и малым», “так как солнце одинаково освещает своими лучами и розы, и помёт”. Он выступает за свободную любовь, за свободный «выбор супруга». Воспевая любовь, несвойственную алчным чувствам, Руставели страстно осуждает бессердечие.
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Дом жизни» Данте Габриэля Россетти, краткое содержание
- «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Рождение трагедии из духа музыки» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Антихрист» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Критика чистого разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?