«Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели, краткое содержание читать ~6 мин.
«Витязь в тигровой шкуре» (груз. ვეფხისტყაოსანი) — средневековая эпическая поэма, созданная национальным поэтом Грузии Шотой Руставели в XII веке. Произведение написано в форме, известной как «руставелевский катрен» или «шаири». Каждая строка в таком четверостишии имеет одинаковое окончание, создавая монорим. Четверостишие состоит из четырёх строк по шестнадцать слогов, что требовало от автора виртуозного владения словом и глубокого внимания к звуковой организации стиха.
Действие поэмы разворачивается в экзотических странах — Индии и Аравии. Эти далёкие земли служат аллегорией «золотого века» Грузии, периода правления царицы Тамары. В это время грузинское царство достигло пика своего могущества и культурного расцвета. Руставели, который, как полагают, служил казначеем при дворе, был лично знаком с царицей и посвятил ей свою поэму.

В центре повествования находятся два главных героя, Автандил и Тариэл, которые отправляются в странствия во имя любви. Поэма считается средоточием грузинской философии, искусства и национальной мысли. Легенды гласят, что Руставели получил образование в грузинском монастыре Святого Креста в Иерусалиме, куда он и удалился на покой, оставив государственную службу.
Название поэмы связано с неоднозначностью грузинского слова «вепхи», которое может означать и тигра, и пантеру. В русском классическом переводе закрепилось название «Витязь в тигровой шкуре».
Поэма имеет огромное культурное значение для Грузии. Многие её строки стали афоризмами, а само произведение почитается как один из важнейших текстов национальной литературы. Традиция заучивать отрывки из поэмы наизусть сохраняется и по сей день, а рукописные копии «Витязя» считались ценнейшей частью приданого невесты.
Первое печатное издание поэмы было осуществлено в 1712 году в Тбилиси по инициативе царя Вахтанга VI. Он лично редактировал текст, снабдив его научными комментариями. Это издание сыграло ключевую роль в канонизации и распространении текста поэмы.
Сюжет
Повествование начинается в Аравии, которой правит царь Ростеван. У него нет наследника мужского пола, но есть дочь Тинатин, чья красота, по словам автора, затмевает солнце. Военачальник Автандил, воспитанный при дворе, тайно влюблён в царевну. Ростеван решает передать трон дочери ещё при своей жизни. После её коронации двор во главе с царём и Автандилом отправляется на охоту.
Во время охоты они замечают рыдающего незнакомца, облачённого в тигровую шкуру. Царь, заинтригованный его историей, посылает воинов, чтобы привести его. Однако витязь, очнувшись от своих дум, даёт им жестокий отпор и скрывается. Ростеван, потрясённый и подавленный неудачей, возвращается во дворец.
Тинатин призывает к себе Автандила и признаётся, что знает о его чувствах и отвечает на них взаимностью. Она даёт ему поручение: найти таинственного витязя и привести его к ней. На выполнение этого задания она отводит три года, обещая в награду свою руку. Автандил отправляется в путь.
Почти три года он безуспешно ищет незнакомца. Потеряв надежду, он случайно находит его пещеру. Понимая, что разговор может закончиться схваткой, Автандил решает выждать. Он тайно следует за витязем, а затем, дождавшись его ухода, приближается к пещере. Там он встречает женщину в чёрных одеждах по имени Асмат.
Асмат рассказывает ему историю своего господина. Витязя зовут Тариэл, он — наследный принц одной из семи частей Индии. Его усыновил царь остальных шести частей, Фарсадан. Вскоре у Фарсадана родилась дочь Нестан-Дареджан, в которую Тариэл влюбился. Нестан ответила ему взаимностью и через свою служанку Асмат передала ему весть о своих чувствах.
Однако отец решил выдать Нестан замуж за другого. В отчаянии Тариэл убил жениха. Этот поступок разгневал царя. Вину за произошедшее он возложил на свою сестру Давар, воспитательницу Нестан. Опасаясь гнева брата, Давар приказала слугам посадить царевну в ящик и бросить в море. С тех пор Тариэл скитается по миру в поисках возлюбленной, терзаемый горем.
Выслушав эту историю, Автандил клянётся помочь Тариэлу. Вместе они отправляются на поиски. По пути они встречают правителя Нурадин-Фридона, который становится их верным соратником. После долгих приключений друзья узнают, что Нестан находится в заточении в неприступной крепости. Объединив силы, три витязя берут крепость штурмом и освобождают царевну. Поэма завершается двойной свадьбой: Тариэла и Нестан, Автандила и Тинатин.
Персонажи
Тариэл
Тариэл, «витязь в тигровой шкуре», — человек крайностей. Его любовь безгранична, а гнев — сокрушителен. Он действует, следуя велению сердца, и его натура сравнивается с диким зверем за неукротимость и смелость. Он и Автандил — не просто друзья, а духовные братья, верные рыцарским идеалам.
Автандил
Второй витязь, Автандил, более рассудителен и сдержан. Он занимает высокий пост полководца при дворе и привык к методичности. Отправляясь на поиски любви, он совершает осознанный выбор, которому остаётся верен до конца. Его преданность и благородство непоколебимы.
Нурадин-Фридон
Нурадин-Фридон присоединяется к героям в их странствиях и становится третьим братом по оружию. Хотя он и не является центральным персонажем, его роль в повествовании очень важна. Он воплощает те же рыцарские качества — верность, отвагу и готовность прийти на помощь другу.
Тинатин
Тинатин, как и Нестан-Дареджан, не участвует в основных событиях поэмы, но её образ постоянно присутствует в мыслях героев. Будучи наследной правительницей, она самостоятельно выбирает себе мужа, проявляя решительность и независимость, свойственные идеальной государыне, прообразом которой была царица Тамара.
Нестан-Дареджан
Нестан-Дареджан большую часть поэмы находится в заточении, но её образ символизирует мужество и верность в любви. Подобно Тинатин, она отстаивает своё право на свободный выбор возлюбленного. Её стойкость вдохновляет Тариэла на великие подвиги.
Фатман
Фатман — сложный персонаж. Будучи неверной женой, она в то же время проявляет исключительную преданность делу спасения Нестан, рискуя собственной жизнью. Её образ демонстрирует, что верность и мужество могут принимать разные формы.
Темы и мотивы
Любовь
Руставели описывает три вида любви: возвышенную небесную, земную страсть и простое физическое влечение. Он утверждает, что истинная любовь — величайший дар и главное благословение. Эта любовь требует искренности, глубины чувств и верности, являясь движущей силой поступков всех главных героев.
Свобода выбора в любви
Поэт высоко ценит любовь и осуждает брак по принуждению. Он рассматривает насильственный союз как форму рабства и проявление неравенства. Право на свободный выбор супруга — одна из центральных гуманистических идей поэмы, которую отстаивают как мужские, так и женские персонажи.
Равенство полов
Для произведения XII века поэма демонстрирует прогрессивные взгляды на роль женщины. Образ царицы Тамары, первой женщины-монарха Грузии, вдохновил автора на создание сильных женских персонажей. Тинатин и Нестан умны, решительны и пользуются уважением. В поэме пол не является основанием для превосходства.
Рыцарские идеалы
Поэма идеализирует преданность вассала своему господину. Дружба и товарищество — основа рыцарского братства. Герои Руставели самоотверженны, они защищают слабых, помогают вдовам и сиротам, с величайшим уважением относятся к женщинам. Их доблесть и мужество служат высоким идеалам гуманизма и справедливости.
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Дом жизни» Данте Габриэля Россетти, краткое содержание
- «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Рождение трагедии из духа музыки» Фридриха Ницше, краткое содержание
- Успешное выступление юной пианистки из Саратова на конкурсе в Тбилиси
Комментирование недоступно Почему?