«Женитьба» Николая Гоголя, краткое содержание читать ~12 мин.
«Женитьба» – пьеса Николая Гоголя была написана в 1833-1835 годах, а опубликована в 1842 году.
Гоголь начал работу над комедией, первоначально названной «Женихи», в 1833 году. В мае 1835 года он дал Погодину отрывки из пьесы «Провинциальная невеста» (действие происходило в деревне, но уже были намечены главные герои и сюжетная линия). Примерно в это же время комедия получила окончательное название «Женитьба», а её действие было перенесено в Петербург.
Осенью 1835 и весной 1836 года Гоголь хотел отдать её на сцену, однако, будучи занятым «Правительственным ревизором», передумал. Пьеса была закончена в 1841 году для готового сборника повестей. Премьера состоялась 9 декабря 1842 года (в Петербурге) и 5 февраля 1843 года (в Москве). Оба спектакля не имели успеха. Пьеса «Женитьба» опередила своё время: по признанию критиков.
Сюжет
Надворный советник Подколесин лежит на диване с трубкой и думает о том, что не мешало бы ещё жениться, уговаривая слугу Степана, которого расспрашивает о сватовстве, о посещении портного, о качестве костюмной ткани и о том, спрашивал ли портной, зачем господину такая тонкая ткань и хочет ли он жениться. Перейдя затем к чистке обуви и обсуждая её во всех подробностях, Подколесин сетует, что женитьба – дело суетное.
Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье, купеческой дочери, её внешности, нежелании выходить замуж за купца, а только за дворянина. Довольный Подколесин говорит свахе, чтобы она пришла на следующий день, она обвиняет его в лени и говорит, что скоро он не сможет жениться.
В комнату вбегает Кочкарев, друг Подколесина, и ругает Феклу, что она его отговорила, но, понимая, что Подколесин тоже думает жениться, принимает в этом самое активное участие. Расспросив у свахи о доме невесты, он выпроваживает Феклу, намереваясь сам жениться на Подколесине. Он расписывает прелести семейной жизни и, конечно, убеждает его, но Подколесин переосмысливает странность того, что он не был женат, а теперь вдруг женился. Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и не имеет никакого значения, но скоро он будет среди маленьких детей, и все такие же, как он. Собираясь уходить, Подколесин говорит, что завтра будет лучше. С оскорблениями Кочкарев уводит его.
Агафья Тихоновна с тёткой Ариной Пантелеймоновной, читая карты, вспоминает покойного отца Агафьи, его величие и солидность, и пытается обратить внимание племянницы на купца суконного ряда Алексея Старикова. Но Агафья упрямится: он купец, и борода у него растёт, а джентльмен всегда лучше.
Приходит Фекла, жалуется на своё хлопотное дело: обошла все дома, но нашла не менее шести женихов. Она описывает женихов, но недовольная тётка начинает с ней спорить, кто лучше – купец или дворянин. Раздаётся звонок в дверь. В страшной суматохе все разбегаются, Дуняша бежит открывать. Вновь вошедший приказчик Иван Яичница читает документ о приданом и подсчитывает, что есть на самом деле.
Появляется Никанор Иванович Анучкин, ищущий в невесте знание французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают следующего. Следом появляется Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской пехоты, с порога поминает Сицилию, и это завязывает общий разговор. Анучкин спрашивает об образовании на Сицилии и шокирован заявлением, что все опрошенные, включая мужчин, говорят по-французски. Яичница интересуется тамошними мужчинами и их привычками. Споры о странности некоторых фамилий прерываются появлением Кочкарева и Подколесина.
Выходит невеста в сопровождении тётки, женихи представляются. Кочкарев рекомендует Подколесина, выставляя его чуть ли не заведующим отделом. Появляется Стариков. Общий разговор о погоде, прерванный прямым вопросом Яичницы о том, что служба хотела бы видеть в муже Агафьи Тихоновны, прерывается смущённым бегством невесты. Женихи уходят, думая прийти вечером на чашку чая и обсуждая, не слишком ли большой нос у невесты. Подколесин решив так, что нос слишком большой, а она не знает французского говорит своему другу, что невеста ему не нравится. Кочкарев легко убеждает его в несравненных достоинствах невесты, и взяв с Подколесина слово не сдаваться, хочет избавиться от остальных женихов.
Агафья не может решить, кого из женихов выбрать, и хочет бросить жребий. Появившийся Кочкарев убеждает взять Подколесина, потому что он чудо-человек, а остальные – дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что ещё не время жениться, или слишком просто: идите вон, дураки), Кочкарев бежит за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин идут следом.
Смущённая Агафья пролепетала «выйди» и испугалась вида Яичницы. Входит Кочкарев, оставив Подколесина в прихожей, и объясняет опешившим женихам, что невеста – дура, не имеет приданого и не знает французского языка. Женихи ругают Феклу и уходят, только Жевакин не передумал жениться. Кочкарев посылает и его, обещая участие и несомненный успех в ухаживаниях. Смущённой невесте Кочкарев выдаёт Жевакина за дурака и пьяницу. Жевакин подслушивает это и поражается странному поведению своего покровителя.
Кочкарев приводит Подколесина, оставляет наедине с невестой и заставляет его открыть своё сердце. Разговоры о катании на лодке, о желательности хорошего лета заканчиваются ничем: Подколесин уезжает. Однако его возвращает Кочкарева, которая уже заказала ужин, поездку в церковь через час, умоляя друга жениться без промедления. Но Подколесин уезжает. Наградив друга множеством нелестных прозвищ, Кочкарев спешит вернуть его. Агафья ждёт жениха.
Выгнанный в комнату Подколесин никак не может приступить к делу, и в конце концов Кочкарев просит руки Агафьи. Все улажено, невеста торопливо одевается. Подколесин, такой довольный и благодарный, остаётся один, потому что Кочкарев идёт посмотреть, готов ли стол. Мысль о необратимости того, что должно было произойти, смутила, а затем испугала его. Он решил бежать, и пусть это будет через окно, если не удастся через дверь, он выпрыгнет из окна и поедет на извозчике.
Список персонажей
Иван Кузьмич Подколесин
Главный герой пьесы, Подколесин – немотивированный русский холостяк, занимающий должность государственного служащего (именуется экспедитором и надворным советником). Его мнения и поступки в основном обусловлены мнениями и поступками других людей, а остальное – его эго. Он необщительный и взбалмошный, и ему не нравится мысль о каком-либо ограничении его свободы ничего не делать. Сюжет пьесы состоит из его шутливых и путаных попыток как найти жену, так и избежать брака любой ценой.
Кочкарёв
Преданный друг Подколесина; он расстраивается, когда узнает, что Подколесин, не предупредив его, собирается рассмотреть возможность женитьбы. Он берёт на себя роль свахи (в отсутствие настоящей свахи), чтобы свести своего непостоянного друга с Агафьей, манипулируя всеми присутствующими персонажами в попытке принудить друга к браку.
Агафья Тихоновна
Барышня, которая является объектом внимания всех ухажёров. Она рассматривает всех мужчин, которых сваха подбирает для неё, исходя из её предпочтений; её описывают как «пухленькую» и достаточно привлекательную, а её нрав – нервный и нерешительный.
Фёкла Ивановна
Старая сваха, которая пытается свести Агафью с несколькими мужчинами. Она склонна искажать правду при описании потенциальных женихов, и эта склонность приводит к конфликтам и разочарованиям в дальнейшем в пьесе.
Степан
Слуга Подколесина. Степан терпим и терпелив к своему темпераментному и самовлюблённому хозяину, выполняет свои обязанности с удивительным усердием, краткостью и самообладанием.
Арина Пантелеймоновна
Арина – тётка и, кажется, опекун Агафьи. Роль её невелика, но она заботится об Агафье и выражает неприязнь ко многим её ухажёрам.
Алексей Дмитриевич Стариков
Один из женихов Агафьи, Стариков – торговец драпировками. Агафья возражает против его кандидатуры, потому что он всего лишь мелкий торговец, а не дворянин, несмотря на то, что её родной отец был торговцем.
Балтазар Балтазарович Жевакин
Комедийный персонаж и ещё один ухажёр Агафьи, Жевакин – болтливый отставной военный, который ластится и заискивает перед всеми. Он постоянно вспоминает свои прошлые подвиги и анекдоты, связанные с флотом, даже когда они не подходят к разговору. Главная причина его симпатии к Агафье – её упитанность, хотя выясняется, что он уже в семнадцатый раз подбирает себе костюм с похожей девушкой.
Никанор Иванович Анучкин
Один из ухажёров Агафьи, Анучкин помешан на утончённости и культуре. Его привлекает в Агафье то, что сваха сказала ему, что она говорит по-французски (хотя, как мы узнаем, правдивость этого утверждения сомнительна).
Иван Павлович Яичница
Удивительно толстый мужчина и ухажёр Алины; он кажется достаточно милым, но у него вспыльчивый характер. Его привлекает в Алине прежде всего её (преувеличенное Фёклой) богатство и приданое. Его фамилия также является предметом нескольких шуток.
Темы
Нерешительность
Главный герой, Подколесин, мучается от нерешительности. Непостоянство и произвольность его мимолётных побуждений приводит к тому, что он редко делает что-либо вообще, и особенно никогда не решится на такое важное дело, как женитьба. Если бы не вмешательство Кочкарёва, Подколёсин никогда бы не встретил Агафью. Это нерешительное нежелание брать на себя ответственность приводит к тому, что в конце романа он бросает своего нового жениха, выпрыгивая из окна, вместо того чтобы столкнуться с (не очень неприятными) последствиями своих действий.
Агафья и сама сталкивается с кризисом нерешительности в нескольких моментах; когда на неё оказывают давление, чтобы она приняла решение между мужчинами, она даже плачет. Ее нерешительность не столь сильна, как у Подколёсина, но, тем не менее, она заметна.
Реляционное вмешательство (сватовство)
Ни одно действие в «Женитьбе» не произошло бы без вмешательства свах Фёклы и Кочкарёва. Подколесин пребывал в состоянии вечной игры с идеей возможной женитьбы, когда появляется Кочкарёв и заставляет его проявить интерес к Агафье, убеждая его в преимуществах брака и не давая ему сбежать. Не меньшую ответственность несёт и Фиокла, которая, будучи профессиональной свахой в этой истории, проделывает первоначальную (но обманную) работу, сводя Агафью со всеми её потенциальными женихами, включая Подколесина.
Слухи и видимость
Как читатель понимает по ходу пьесы, когда Фёкла (сваха) убеждала своих собеседников проявить интерес к значимому другому, она была склонна немного растягивать правду, преувеличивая некоторые элементы интересующего её человека, чтобы угодить своей специфической аудитории. Например, для Яичницы, которая руководствуется материальной выгодой, она преувеличила размер и качество приданого Агафьи. Для Анучкина, который просто хочет иметь франкоязычную невесту, она преувеличила уровень владения Агафьей французским языком. Кроме того, для Агафьи она рисует всех потенциальных кавалеров в привлекательном свете, несмотря на их очевидные и раздражающие недостатки.
Повесть «Женитьба» была написана Гоголем в 1842 году. Сразу же после публикации она стала предметом многочисленных дискуссий и самых противоречивых мнений. Гоголя обвиняли в том, что он вывел на сцену «маленьких людей» – купцов и мелких чиновников, погрузил читателя в жизнь, заботы и интересы «простых» людей.
Действительно, героиней пьесы становится купеческая дочь Агафья, для которой, по всем правилам её сословия, жених сват Фёкла Ивановна подыскивает для неё веник. За невесту сватаются надворный советник Подколесин, писарь Яичница, отставной пехотный офицер Анучкин и матрос Жевакин.
«Женитьбу» можно назвать первой русской комедией бытовых нравов. Она показала, что можно описать жизнь простых людей. В пьесе есть все, что делает эту жизнь: смешное и грустное, высокое и низкое. И Гоголь реалистично описывает выбранную им среду, не преувеличивая, не прибегая к вымыслу.
Сюжет комедии прост и незатейлив. Старшина Подколесин решает жениться. Мы сразу понимаем, что больше всего его интересует не невеста, имени которой он даже не запомнил, а её приданое. Но не только это заставляет героя думать о свадьбе. Гоголь показывает, что для «маленького человека» женитьба – это очень важное событие в жизни, возвышающее его в собственных глазах. Подколесин думает, что все – портной и сапожник, – узнав о его намерении, должны немедленно оценить это важное событие и начать уважать героя.
О невесте мы узнаем, что она дочь купца третьей гильдии и хочет мужа «непременно джентльмена». В образе Агафьи Гоголь собрал все типичные черты девушки её сословия. Героиня целыми днями проводит дома, скучает и мечтает о своём «избраннике». Гоголь показывает невежество и необразованность купеческой среды: Агафья безоговорочно верит различным гаданиям, суевериям и определяет свою жизнь, полагаясь на них.
О поверхностности героини говорят критерии, по которым она собирается выбирать мужа. Это, прежде всего, внешние достоинства: возраст, рост, комплекция, приятная внешность, имя и так далее. Да и у Подколесина в голове свой «идеал» жены. Он почему-то убеждён, что она должна говорить по-французски и иметь короткий нос.
Монолог Агафьи, в котором она пытается выбрать себе мужа, очень комичен. Героиня относится к претендентам как к вещам – пытаясь составить из всех них один идеальный портрет: “Если бы губы Никанора Ивановича да приложить к носу Ивана Кузьмича, да взять некоторую фамильярность, какая есть у Балтазара Балтазаровича, да пожалуй прибавить к этому корпулентность Ивана Павловича – я бы тогда тотчас сказала «да»”.
Обращаясь к героям и этим мыслям при выборе темы, Гоголь хотел показать фальшь, лицемерие, искусственность жизни людей. Жениться нужно по любви, испытывая к человеку какую-то искреннюю привязанность, симпатию. Но герои комедии об этом не думают.
Поэтому, наверное, так мало счастливых людей видит Гоголь вокруг себя. Об этом он и грустит в своей пьесе, показывая, как всегда, «смех сквозь слезы», отражая серьёзное через смешное, важное через «мелкое» и «пустое».
- В омском театре «Галёрка» герои пьесы Гоголя «Женитьба» запели по-испански
- Вологодские театралы смогут познакомиться с «Женитьбой» от Валерия Фокина
- «Особенности национальной женитьбы» в воплощении Петра Белышкова
- Особенности национальной женитьбы
- Премьера «Женитьбы Фигаро» от режиссёра Василия Сенина в «Приюте комедианта»
- Женитьба (12+) комедия в двух действиях
- Нижегородская «Комедiя» отметила свой юбилей премьерой «Женитьбы Фигаро»
- «Портрет» Николая Гоголя, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?