«Кориолан» Уильяма Шекспира, краткое содержание читать ~26 мин.
Основным источником Шекспира для истории Кориолана является написанная Плутархом история Кориолана, который якобы жил в Древнем Риме. С этим источником связана озабоченность по поводу совпадения добродетели и доблести; в то время как в Риме храбрость и отвага на войне считались добродетелями, в пьесе Шекспира это уравнение не совсем убедительно. Шекспир отходит от других литературных произведений, посвящённых героям, делая Кориолана неполноценным человеком, чьё воинское превосходство не обязательно переходит в доброту характера. Исторический Кориолан Плутарха также был небезупречным персонажем, похожим на шекспировского Кориолана в его больших военных успехах, высокомерии, изгнании и смерти от рук врагов Рима, которым он пытался служить.
Хотя пьеса Шекспира повторяет основные сюжетные контуры истории Кориолана в изложении Плутарха, в ней есть несколько ключевых отличий, которые придают ей актуальность и значимость для зрителей. Среди них – изменение мотива народных волнений; в оригинале народ побуждался к восстанию ростовщичеством, а в шекспировском тексте его восстание вызвано нехваткой кукурузы. Всего за год до постановки «Кориолана» в Англии начались перебои с продовольствием, что вызвало народные волнения бедняков. Народ обвинил высшие классы в том, что они запасаются зерном, что также было обвинением плебеев в «Кориолане»; аристократия, как и их шекспировские коллеги, возразила, что виной всему плохая погода и общая нехватка зерна. Эта изменённая мотивация должна была найти особый отклик у шекспировской публики, поскольку значительная часть её недавней истории в точности повторяется в рамках пьесы.
Другим важным отклонением от текста Плутарха является изображение самого Кориолана и общества, в котором он живёт. Кориолан у Плутарха – это человек с определённой политической хитростью и опытом, который на самом деле был действительным политическим лидером и пользовался уважением всего общества за свою доблесть и смелость. Шекспировский Кориолан живёт в обществе, где только патрицианское сословие ценит военную победу; народная масса видит мало достоинств в умениях Кориолана. Кроме того, Кориолан – человек, неспособный к политическому управлению, полагающийся на слова, а не на действия, и контролирующий свой вспыльчивый характер; на поле боя он приносит пользу, но в обществе он – обуза и распущенное орудие. Шекспировский Кориолан – это человек, обречённый на гибель, потому что он живёт не в ту эпоху; военные герои, подобные ему, малопригодны для общества мирного времени и совершенно непрактичны в обществе, главная задача которого – устроить себя внутри, а не завоёвывать соседей.
Политическая борьба между простым классом и аристократией основана на событиях, произошедших во время жизни Кориолана; в это время Рим совершал несколько скалистый переход от монархии к более республиканской форме правления. Но, кроме того, эта борьба между классами также отражает волнения народа в Англии, которые происходили в годы, предшествовавшие написанию этой пьесы. Кроме того, при короле Якове I, в правление которого была написана эта пьеса, абсолютистская модель правления, которая все ещё господствовала в Англии, была поставлена под сомнение. Английский парламент, имевший мало полномочий, начал ссылаться на модель Римской республики как на более правильную форму правления и ставить под сомнение пользу монархии для общества. Этот вопрос, абсолютизм против республиканства, был ключевым со времён Шекспира и до XIX и XX веков, когда права британского монарха становились все более ограниченными, а парламент получал все больше власти над страной.
Вопросы социального напряжения между классами также имели отношение к жизни и карьере Шекспира; в 1608 году, в том же году, когда был написан «Кориолан», труппа Шекспира была нанята для выступлений в театре Блэкфрайерс, а не в «Глобусе». Это означало не только смену места действия, но и смену публики; если в «Глобусе» пьесы смотрела смешанная публика, состоящая из дворян и простолюдинов, то в «Блэкфрайерс» публика состояла почти исключительно из дворян и аристократов. Это означало, что Шекспир должен был очень тщательно продумывать любые политические послания в своих пьесах, поскольку любые настроения, бросающие вызов монархии и сословной системе, означали бы разгневать большинство, если не всех, привилегированных зрителей Шекспира. Эти соображения особенно актуальны при рассмотрении такой пьесы, как «Кориолан», которая не только относится к числу наиболее политически окрашенных произведений Шекспира, но и была особенно актуальна в период её написания.
Содержание
Акт I
Кориолан открывается в Риме, где группа граждан считает, что Кай Марций, один из самых выдающихся генералов государства, является их главным врагом; если они убьют его, то, по их мнению, получат то, что хотят, то есть зерно. Менений, патриций, которого уважают за его остроумие и разум, приходит и говорит с ними об их желании восстать. Он говорит им, что без сената они будут как тело без желудка, лишённое питания и жизненно важной части. Но тут входит Марций, оскорбляет народ и снова поднимает шум. Он явно не знает, что делать в таких непростых бытовых ситуациях, как эта; однако он точно знает, что делать в бою, и новость о том, что вольски подняли армию против Рима, – это именно то, что он хочет услышать. Марций соперничает с вождём вольскианцев Туллом Ауфидием.
Ауфидий очень хитёр, зная, что римляне, вероятно, уже знают об их армии; в целом он производит впечатление хорошего полководца, обладающего отличной рассудительностью. Он решает вывести свою армию в поле, и если он найдёт Марция, то знает, что они должны сражаться до смерти.
Волумния, мать Марция, и Вергилия, жена Марция, сидят дома и шьют. Вергилия печалится, что её муж в отъезде, хотя Волумния говорит ей, что лучше было бы радоваться победам мужа и славе, которой он может добиться в бою. Волумния очень гордится достижениями своего сына, она отправила его в бой ещё мальчиком, чтобы он мог обрести честь и стать мужчиной. Валерия, другая римская женщина и их подруга, приходит, чтобы убедить их выйти из дома; Вергилия, однако, отказывается, даже после того, как её ум успокоился от хороших новостей о победах её мужа.
Марций, Ларций и другие римские вожди находятся у ворот Кориола, города их врагов вольсков. Марций спрашивает своего главного врага, Тулла Ауфидия, но его нет в городе. Марций приказывает солдатам приготовиться к битве и стать против врага, на которого они собираются напасть.
Марций проклинает солдат, отступивших от битвы; он входит в город один, и ворота закрываются, и Марций оказывается внутри вражеского города. Но Марций бежит из города, израненный и окровавленный; это окончательно придаёт воинам мужества, и они бросаются в город на битву.
Генерал Коминий напуган ужасным видом Марция, покрытого кровью; Марций говорит, что рад видеть Коминия, и сообщает ему, что Ларций держит Кориолы для Рима. Марций также говорит, что ему очень хочется сразиться с Ауфидием, и что они должны без промедления выступить против армии Ауфидия. Марций решает сам сразиться с Ауфидием, а остальные сражаются с войсками вольсков. Затем Ларций уходит из города в римский лагерь, чтобы объединиться с Марцием и Коминием.
Марций и Ауфидий наконец-то встречаются лицом к лицу и говорят друг другу слова ненависти. Они оба клянутся, что если кто-то из них убежит, то будет проклят за это; но прежде чем они успевают закончить свой поединок, вольскии солдаты утаскивают Ауфидия.
Коминий хвалит подвиг Марция, совершенный в тот день, говоря, что он произведёт впечатление на весь Рим. Однако Марций не ищет похвалы; он не любит, когда его хвалят в лицо. В знак признательности за службу Марцию дают фамилию «Кориолан» в честь победы над городом Кориолес; Марций принимает эту честь.
Ауфидию сообщают, что город взят, но будет возвращён на определённых условиях; он клянётся победить Кориолана при следующей встрече. Ауфидий посылает солдата к римлянам, чтобы спросить о состоянии города и о том, сколько их людей должно быть взято в плен.
Акт II
Менений беседует с двумя трибунами, Брутом и Сицинием; он знает, что они и народ не любят Кориолана, несмотря на его победы и выдающиеся заслуги. Они все ещё укоряют его за гордость, но Менений возражает им, говоря, чтобы они посмотрели на себя и увидели, не горды ли они и не ущербны. Затем входят Вергилия, Волумния и Валерия с радостной вестью о том, что Марций отправляется домой. Менений рад этой новости и надеется, что Марций Кориолан вернулся с ранами, чтобы отметить свою победу.
Наконец, Кориолан входит, его встречают мать Волумния, жена Вергилия, Менений и другие. Волумния рада возвращению сына и говорит, что надеется, что теперь он сможет стать консулом. Все покидают Брут и Сициний, которые замышляют сделать Кориолана непопулярным в народе, чтобы он не был назван консулом. Их план хитёр и умён, хотя и продиктован эгоистичной жаждой власти.
Два офицера обсуждают предложение Кориолана стать консулом; хотя они оба знают, что он может потерпеть неудачу в этом предложении, потому что он горд и не любит народ, они рассматривают ситуацию в перспективе, отмечая, что другие лидеры просто льстили народу. Входит сенат, чтобы рассмотреть кандидатуру Кориолана на пост консула; трибуны заявляют, что не поддержат его, если он не поддержит народ, но Менений недоволен их непредусмотрительностью. Сенат решает, что Кориолан, безусловно, достоин этой должности благодаря своей многолетней службе Риму; теперь, чтобы получить эту должность, Кориолану нужно лишь пройти традиционный ритуал – спросить народ. Это кажется лёгкой задачей, но Кориолан просит оградить его от этой традиции, что трибун воспринимает как презрение к народу.
Граждане спорят между собой, следует ли им утвердить Кориолана или нет; один из них говорит, что было бы неблагодарностью отрицать его добрые дела, но другие считают, что они имеют право отказать ему в консульстве, потому что он не любит народ. Третий гражданин пытается образумить двух других, озвучивая при этом многие проблемы и вопросы пьесы. Наконец, Кориолан в смиренном одеянии приходит просить их согласия.
Кориолан вступает в разговор с гражданами, когда они подходят группами. Он довольно краток с ними и язвителен, но граждане заявляют, что он выполнил свой долг, и одобряют его. Затем приходят два трибуна, Сициний и Брут, и пытаются отменить своё одобрение, спрашивая их, как вёл себя Кориолан, и напоминая им о том, как он презирал их в прошлом. Вскоре граждане возбуждаются против Кориолана и решают отменить только что принятое решение. Тогда граждане решают выступить против Кориолана, а трибуны воспользуются ситуацией, чтобы получить власть в свои руки.
Акт III
Трибуны объявляют, что народ передумал назначать Кориолана консулом. Они продолжают нападать на характер Кориолана, и Кориолан приходит в такой гнев, что не может сдержать язык. Он говорит им, что народ получил слишком много свободы, и что, разрешив ему некоторые привилегии знати, он стал наглым и испорченным. После того как Кориолан также осуждает трибунов за плохое руководство, оба трибуна созывают народ, чтобы противостоять Кориолану.
Народ и эдилы бросаются туда, и Менений призывает всех сохранять спокойствие. Брут и Сициний говорят, что Кориолан совершил измену; сенаторы говорят, что Кориолан сам все испортил, но Менений знает, что он слишком благороден, чтобы быть политиком.
Менений сталкивается с трибунами, которые все ещё призывают к тому, чтобы Кориолан поплатился смертью предателя. Менений пытается убедить их в том, что Кориолан просто небезупречен, но его изгнание может означать для Рима внутреннюю войну. Теперь Менений должен привести Кориолана и встретиться с трибунами и народом на рыночной площади, чтобы можно было вынести какой-то приговор Кориолану.
Кориолан говорит, что он будет таким, какой он есть, и не хочет идти на компромисс с народом, даже если это будет означать для него смерть. Менений и его мать просят его исправить положение как можно лучше. Волумния говорит ему, что это будет лишь небольшим нарушением его природы и гордости, и в целом это будет лучше для всех. Однако Кориолан не хочет делать то, что должен; он говорит, что притвориться послушным было бы полным предательством по отношению к самому себе. Тогда его мать говорит ему, что не стоит так гордиться и что ей стыдно за него. Он тут же меняет свой тон и говорит, что пойдёт к народу.
Брут и Сициний готовятся обвинить Кориолана перед народом. Кориолан приходит с сенаторами и Менением, который советует Кориолану сохранять спокойствие во время этой встречи. Противостояние принимает форму суда, где Менений выступает в защиту Кориолана перед народом, а Сициний, Брут и эдилы пытаются доказать виновность Кориолана в измене.
Сициний официально обвиняет Кориолана в том, что тот стремился стать тираном, и в этом источник его измены. Кориолан разражается проклятиями в адрес народа; в конце концов Сициний говорит, что Кориолан должен быть изгнан, и народ поддерживает его в этом. Кориолан воспринимает это как окончательный приговор, решает, что должен поступить по нему, и покидает город. Народ, трибуны и эдилы радуются, что избавились от «врага народа».
Акт IV
Кориолан прощается с Вергилией, Волумнией, Менением, Коминием и другими представителями знати. Кориолан думает, что Рим научится ценить его, когда его не станет, хотя, похоже, он не собирается возвращаться в ближайшее время. Он пытается подбодрить мать и заверить Менения, что с ним все будет хорошо, пока его нет; Волумния уговаривает его взять с собой на время Коминия, на что Кориолан соглашается. Затем, взяв с собой Коминия, Кориолан покидает Рим.
Сициний и Брут решают вести себя скромнее после того, как они выгнали Кориолана. Входят Волумния, Вергилия и Менений; трибуны хотят их избежать. Волумния проклинает их за изгнание человека, который сделал для Рима больше, чем они когда-либо сделают; она говорит, что хотела бы, чтобы им пришлось встретиться с ним в бою, потому что тогда они наверняка потерпели бы поражение. Трибуны уходят, спасаясь от её гнева; Волумния очень зла на то, что они сделали, и признается, что этот гнев грозит овладеть ею.
Никанор, римлянин, и Адриан, вольск, встречаются, чтобы обменяться новостями; Никанор теперь шпион, поддерживающий вольсков. Никанор рассказывает Адриану, что в римском государстве волнения; он также сообщает Адриану, что Кориолан был изгнан, что хорошо для плана вольсков напасть на Рим. Они уходят вместе, причём Никанор обещает рассказать Адриану странные истории обо всем, что сейчас происходит в Риме.
Входит Кориолан, переодетый человеком скромного положения; он прибыл в Антиум, где, по слухам, находится Ауфидий. Он встречает горожанина, который подтверждает, что Ауфидий находится в городе и пирует у себя дома. Кориолан решает пойти к Ауфидию; если Ауфидий убьёт его, это будет почётно, но если нет, он решает, что предложит свою службу вольскианцам.
В доме Ауфидия суетятся трое слуг; Кориолан входит, но его тут же останавливают слуги и велят уйти. Ауфидий приходит посмотреть на странного гостя; Кориолан наконец открывается и спрашивает, помнит ли его старый враг его нынешнее обличье. Он говорит Ауфидию, что не может ничего сделать, кроме как служить Ауфидию, и будет служить ему против Рима, если Ауфидий не решит его убить.
Ауфидий тронут этим и сразу же принимает помощь Кориолана. Они обнимаются, и Ауфидий клянётся взять его в союзники, и вместе они отомстят Кориолану за Рим. Ауфидий делает неожиданный шаг – отдаёт Кориолану половину своих войск под командование. Он решает, что Кориолан должен разработать их стратегию нападения на Рим и будет лучшим судьёй в том, как следует действовать в их боевом плане.
Слуги потрясены тем, что Авфидий так легко принял своего врага. Они знают о репутации Кориолана и считают, что он должен быть действительно великим воином. Один из слуг немного встревожен тем, что Ауфидий, похоже, слишком уважает Кориолана. Однако все трое приветствуют войну как лекарство от недугов мира.
Сициний и Брут утверждают, что Рим стал более мирным и работает лучше после его ухода, что должно пристыдить его оставшихся друзей и сторонников. Менений, однако, по-прежнему считает, что было бы лучше, если бы ему позволили остаться. Граждане кажутся покорными трибунам, что также вызывает у трибунов чувство самодовольства своими достижениями.
Однако один из эдилов сообщает, что вольски водят армию в римские провинции и устраивают войну и разрушения. Затем приходит известие, что Кориолан присоединился к ним; трибуны удивлены и понимают, что это означает серьёзные неприятности. Затем Менений и Коминий говорят трибунам, как они были неправы, выгнав Кориолана. Они также ругают собравшихся граждан, хотя те отрицают, что вообще выступали против Кориолана.
Солдаты Ауфидия говорят ему, что его люди уже очень привязались к Кориолану и преданно следуют за ним. Один из солдат жалеет, что Ауфидий не дал Кориолану столько власти, но Ауфидий знает, что Кориолан будет чрезвычайно полезен в попытке победить Рим, и их шансы захватить его вместе с ним очень велики. Достоинства Кориолана превышают его недостатки, решает Ауфидий; однако, когда Кориолан выполнит свой долг, Ауфидий не уверен, что его оставят в живых.
Акт V
Менений говорит с Коминием и двумя трибунами; они просят его пойти и умолять Кориолана. Менений ругает трибунов за то, что они заварили такую кашу, ведь Кориолан вряд ли проявит милосердие к Риму в этом случае. Однако трибуны все-таки уговаривают Менения пойти.
Наконец Менений отправляется на поиски Кориолана; он спрашивает у двух сторожей палатки Кориолана, можно ли его пустить к нему. Те упорно твердят, что Кориолан никого к нему не пустит, несмотря на утверждения Менения, что он знает Кориолана. Менению везёт, когда к нему приходят Кориолан и Ауфидий. Менений называет Кориолана «мой сын» и пытается эмоционально затронуть его своими мольбами. Однако Кориолан даже не слушает его; он просто говорит Менениусу, что он действительно заботится о нем, и чтобы тот немедленно уходил. И Менений уходит, удручённый.
Кориолан и Ауфидий планируют битву; завтра они осадят Рим, расположившись за стенами города. Но тут к Кориолану приходят его мать, жена и ребёнок; он говорит, что будет по-прежнему решителен, и передаёт свои чувства при виде каждого из них Ауфидию, чтобы Ауфидий точно знал, что происходит в голове его союзника.
Кориолан тронут видом стоящих перед ними жены, матери и ребёнка. Волумния внушает ему, что нападение на Рим будет равносильно нападению на его жену и детей. Наконец, он сдаётся; он просит Ауфидия сказать ему, был ли он слаб или поступил правильно, и Ауфидий поддерживает его. Ауфидий рад, что Кориолан пал от благодати, чтобы он мог вернуть себе первенство среди своего народа. Кориолан по-прежнему говорит, что скорее останется с Ауфидием, чем вернётся в Рим.
Менений считает, что у Волумнии и Валерии нет надежды одержать верх над Кориоланом, о чем он говорит Сицинию. Гонец сообщает им, что Брута, другого трибуна, удерживает народ, и если не удастся заключить мир с Кориоланом, они угрожают убить его. Но вот входит другой гонец и сообщает, что Кориолан решил заключить мир. Менений рад, хотя и удивлён, что это произошло; он велит Сицинию быть благодарным за то, что ему так повезло, и ждёт возвращения Волумнии и Вергилии.
Волумния и Вергилия возвращаются, и сенатор хвалит Волумнию за то, что она уговорила Кориолана. Сенатор призывает принести жертвы и торжествует, что на них не нападут; кроме того, он считает, что Кориолана теперь следует отозвать из изгнания.
Ауфидий понимает, что его доброта и доверие к Кориолану дорого ему обошлись; он решает, что его долг – убить Кориолана и снова принять всю полноту власти. Заговорщики напоминают ему, что Кориолан вскоре стал великим врагом народа, и он может легко использовать это, чтобы оправдать его убийство. Владыки города также обижены на Кориолана за то, что он отменил всю войну, ни с кем не посоветовавшись.
Когда Кориолан приходит к ним с договором, заключённым с Римом, Ауфидий сразу же обвиняет его в предательстве за то, что он отказался от всей войны, потому что его жена и мать плакали перед ним. Кориолан взрывается на это обвинение; он хвастается, что он намного превосходит Ауфидия и не так давно смог развалить это государство.
Своими гневными хвастовствами Кориолан приводит в ярость владык и Ауфидия, и они настолько разгневаны его словами, что Ауфидий убивает его, подбадриваемый всеми, кроме одного владыки. Этот один владыка говорит, что Кориолан слишком благороден, чтобы быть убитым; но Ауфидий настаивает, что он был слишком опасен, чтобы оставлять его в живых. Тем не менее, все скорбят о его смерти; даже Ауфидий признается, что его охватила печаль. Они решают почтить память Марция Кориолана и устроить ему похороны героя.
Список персонажей
Кай Марций, впоследствии Кориолан
Храбрый римский воин, обладающий большой храбростью и отвагой, но ему мешают гордость и равнодушие к простым людям. Он человек действия, ему не хватает слов и политических дел; это становится его гибелью, когда он пытается стать консулом Рима.
Менений
Мудрый римский патриций, высоко ценимый за остроумие и чувство справедливости. Это друг Кориолана, который хвалит Кориолана за его военные победы, но также признает и недостатки Кориолана. Менений умеет общаться с людьми и служит своего рода посредником между Кориоланом и горожанами.
Ларций
Генерал Рима, служит вместе с Кориоланом в войне против вольсков, хотя Кориолан превосходит его и всех остальных солдат в доблестных поступках. Он также любит Кориолана и восхищается его военной силой.
Коминий
Ещё один полководец Рима, он очень поддерживает Кориолана, вплоть до того, что произносит перед сенатом речь в пользу того, чтобы он стал консулом. Коминий является свидетелем храбрости Кориолана в войне с вольсками и даже дарит ему свою фамилию в честь победы.
Волумния
Властная, жаждущая войны мать Кориолана. Она подтолкнула сына к войне в раннем возрасте и питается его победами. Она даже пытается подтолкнуть Кориолана к политике, хотя он в корне не подходит к обязанностям консула. Она – классическая властная мать, едва не погубившая своего единственного и горячо любимого сына.
Вергилия
Жена Кориолана подчиняется Волумнии и обычно молчит. Она замкнута, скромна и терпелива, хотя любовь и уважение Кориолана к матери, кажется, сильнее, чем любовь к ней. Она мало говорит и делает на протяжении всей пьесы, разве что в последний раз просит Кориолана помиловать Рим.
Молодой Марций
Сын Кориолана, который, как говорят, похож на него по характеру и внешности. Также используется в последней, отчаянной попытке остановить Кориолана от нападения на Рим.
Валерия
Римская дама, подруга Волумнии и Вергилии. Она кажется волевой, как Волумния, и верит в тот же римский кодекс добродетелей и сражений, что и Волумния.
Сициний
Трибун Рима, он вступил в сговор с Брутом, чтобы изгнать Кориолана из города и сделать его непопулярным в народе. Его единственным мотивом является жажда власти, а не интерес к людям, которыми он манипулирует.
Брут
Трибун вместе с Сицинием, он помогает сделать Кориолана непопулярным среди горожан и изгнать его из Рима. Также имеет чисто эгоистические мотивы, что хорошо видно по его откровенному манипулированию гражданами.
Граждане
Относясь к Кориолану с безразличием, они быстро осуждают правительство и Кориолана, хотя их осуждение ничего не даёт для решения проблемы. Они легко поддаются влиянию трибунов и добиваются изгнания Кориолана из Рима, а затем отрицают свою причастность к этому делу.
Римские солдаты
Они бледнеют по сравнению с Кориоланом в храбрости и смелости, их показывают отступающими, мародёрствующими и ведущими себя бесчестно.
Тулл Ауфидий
Генерал вольскианцев, смертельный враг Кориолана, а позже союзник. Он хороший полководец и умелый военный; они с Кориоланом – хорошие соперники, хотя Кориолан побеждает в их поединках благодаря гневу и силе. Ауфидий свиреп, но очень доверяет Кориолану после того, как тот бежит из Рима.
Адриан
Вольскианский гонец, который встречается с римлянином Никанором и обменивается с ним сведениями в удивительно дружественной обстановке.
Никанор
Римлянин, который обменивается информацией с Адрианом и, похоже, дружит с ним.
Темы
Класс
Является важнейшей темой пьесы; люди наделяются властью и уважением в соответствии со своим классом, и восстание, в результате которого Кориолан изгнан из Рима, является классовым. На протяжении всей пьесы звучат идеи о том, что сословие определяет достоинство, самостоятельность или количество ума. Сама пьеса подтверждает сословные представления патрициев о том, что народ – это коллектив, которым легко управлять и обманывать, и который не способен нести большую ответственность или принимать решения.
Гордость
Судьба Кориолана в основном определяется этой чертой; если бы им не управляла гордыня, он смог бы помириться с народом и, возможно, даже не обидел бы его в первый раз. Некоторая гордость Кориолана проистекает из его особых способностей и положения героя, и эта гордость мешает ему стать политическим лидером и спасти свою карьеру и жизнь путём компромисса.
Воинская добродетель против добродетели характера
Некоторые черты воина, такие как храбрость, смелость и героизм, в Древнем Риме считались добродетелями характера. Однако в этой пьесе рассматривается, как эти два качества могут противоречить друг другу; избыток воинской добродетели может означать недостаток личной добродетели, как это видно на примере Кориолана. Он олицетворяет храбрость, но за счёт кооперативности, скромности и компромисса. Приводит ли добродетель воинственного характера к более глубокому пониманию добродетели? Или наличие добродетелей, подобных воинским, исключает наличие более личных добродетелей?
Любовь и битва
Несколько персонажей пьесы, наиболее примечательные из которых Ауфидий и Кориолан, умудряются путать любовь и битву в своём взаимодействии друг с другом. Это подчёркивает, насколько война для них важнее личных отношений; они поглощены потребностью в войне, и у них ничего не остаётся на другие сферы жизни. Однако это смешение любви и битвы указывает на очень напряжённые отношения этой пары и на соперничество, которое поглощает всю их жизнь.
Соперничество
В отношениях Ауфидия и Кориолана соперничество показано как отношения, превосходящие все остальные по интенсивности и важности. В это соперничество включены идеалы солдатской чести, уважения друг к другу и постоянного стремления к совершенствованию.
Репутация
Отношение к Кориолану во многом зависит от репутации; его репутацию ненавидят, боятся, а затем любят вольскианцы, что определяет их отношение к нему. Репутация Кориолана в Риме, однако, не помогает ему в некоторых вопросах. Хотя патриции и представители знатного сословия хорошо осведомлены о хорошей репутации Кориолана, народ пренебрегает этой высокой репутацией, когда Кориолан выступает против него.
Оценка достоинств
Вольскианцы, римские патриции и Кориолан, кажется, оценивают достоинства по военным триумфам, что является важной частью мышления их общества. Однако разница между этой оценкой военной мощи и кажущимся пренебрежением к ней римского народа – это разрыв, который поможет изгнанию Кориолана стать реальностью. Когда Кориолана оценивают по стандарту ценности, который ценит героизм и триумф, он, безусловно, достоин; но его подвиги и военная ценность оборачиваются ненавистью масс.
Классовые привилегии
Тема, которая оспаривается трибунами и народом в пьесе. Кориолан и патриции считают, что привилегии являются естественной частью сословия, и что знатные люди по своей природе более способны управлять и принимать мудрые решения. Это мнение подтверждается пьесой в целом, и хотя практика предоставления привилегий на основе социального класса ставится под сомнение персонажами пьесы, в целом пьеса поддерживает привилегии знати.
Прошлое против прогресса
В основе пьесы лежит перетягивание каната между патрициями, которые поддерживают устои прошлого, и народом, который хочет прогресса в своих институтах. Кроме того, эта тема воплощена в самом Кориолане, который является героем из прошлого Рима, в то время, когда политическая польза от такого человека уже ушла вперёд. Хотя Кориолан по-прежнему великий человек, он устарел и находится в том месте, которое не ценит таких людей, как он, как когда-то.
Слова против действий
Это различие, которое часто ставит Кориолана в тупик. Он, например, использует слова так, как будто они являются действиями, и что, бросая как можно больше жестоких слов, он может просто выиграть свои аргументы. Кроме того, Кориолану лучше всего удаются действия, когда от него требуются слова для их разъяснения и подкрепления; когда ему приходится работать только со словами, он часто очень сердится, и его менее приятные эмоции дают о себе знать.
Гендерные роли и ожидания
Эти роли ограничивают женщин, таких как Волумния, хотя ей удаётся быть услышанной, несмотря на них; тем не менее, существуют строгие кодексы поведения и общественные ожидания в отношении поведения женщин, которым Вергилия следует в точности, хотя Волумния не может не бунтовать. Кориолан кажется ограниченным этими же идеями, вынужденным вести себя как закалённый мужчина, и уязвлённым, когда ему приходится признать слабость или проявить какие-либо эмоции.
Враг и друг
Особенно актуально и важно в отношениях Ауфидия и Кориолана, а также в отношениях Кориолана к Риму. Это определяет, с кем и почему они сражаются; и когда враги и друзья меняются местами, как это происходит у Авфидия и Кориолана, часто возникает путаница и угроза насилия.
Фортуна, судьба
Кориолан с самого начала кажется обречённым по воле судьбы. Во-первых, он герой и военный, который мог бы добиться успеха, если бы ему дали самостоятельность и власть, как Александру Македонскому. Во-вторых, на протяжении всей пьесы повторяется мысль о том, что Кориолан обречён на смерть, что бы он ни делал; её повторяют в пьесе Ауфидий и Менений.
- В Театре на Таганке представили работу молодого режиссёра Анны Потаповой - пьесу Шекспира «Кориолан»
- «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира
- «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Всё хорошо, что хорошо кончается» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «История Карденио» Уильяма Шекспира, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?