«Бегство от свободы» Эриха Фромма, краткое содержание читать ~4 мин.
«Бегство от свободы» – это книга по социальной психологии, написанная Эрихом Фроммом в 1941 году. Немецко-еврейский психоаналитик, Фромм был членом влиятельного Франкфуртского института социальных исследований, прежде чем бежать от нацистов и переехать в США. В книге «Бегство от свободы» Фромм использует идеи из психологии и социологии, чтобы объяснить амбивалентное отношение человечества к свободе, уделяя особое внимание подъёму нацизма в Германии.
В первых двух главах «Бегства от свободы» изложены некоторые основные понятия и вопросы, которые Фромм будет исследовать на протяжении всей своей книги. Фромм отмечает, что хотя современное общество определяется свободой от внешних властей, люди, похоже, все чаще готовы отказаться от своих свобод и подчиниться авторитарному правлению, о чем свидетельствует рост фашистских движений по всей Европе.
По мнению Фромма, такая реакция на свободу может быть объяснена психологической концепцией индивидуации. Индивидуация описывает процесс развития ребёнка во взрослого человека, в ходе которого он разрывает свои «первичные связи» с родителями и становится независимой личностью. Хотя независимость ведёт к укреплению личности человека, она также может оставить ребёнка в состоянии глубокой изоляции и одиночества. Фромм утверждает, что аналогичный процесс индивидуации произошёл и в человеческих обществах. Хотя развитие капитализма дало человечеству множество свобод, оно также оставило людей с глубоким чувством незначительности и сомнения.
В главах 3 и 4 Фромм прослеживает историческое развитие концепции личности в Европе. Фромм начинает свою историю со Средневековой Европы, описывая, как феодальное общество одновременно жёстко ограничивало свободу своих членов и одновременно давало им чувство безопасности и цели.
Возникновение рыночного капитализма приводит к медленному разрушению строгого феодального порядка, в результате чего люди получают больше свободы, но в то же время страдают от сильной неопределённости. Религии протестантской реформации – кальвинизм и лютеранство – возникли, чтобы помочь людям справиться с чувством собственной незначительности. Однако обе религии делают это, проповедуя, что их последователи должны принизить себя перед Богом и полностью подчинить себя Божьей власти.
В главе 4 Фромм прослеживает, как учения протестантской Реформации повлияли на роль личности в современном капиталистическом обществе. Фромм считает, что капитализм относится к индивидуумам как к простым «винтикам» в большой системе, в результате чего человек чувствует себя глубоко изолированным и незначительным.
В главе 5 описываются различные «механизмы бегства», которые люди используют, чтобы избежать чувства изоляции. Один из них – садо-мазохист, который стремится соединить своё «я» с «я» другого человека. Садо-мазохист достигает этого либо через подчинение авторитету другого человека (мазохизм), либо через полное доминирование над более слабым человеком (садизм).
Фромм утверждает, что садо-мазохистские тенденции составляют основу авторитарной личности. Фромм также описывает второй тип механизма бегства, который он называет «автоматическим конформизмом». Такой человек не может справиться с бременем свободы и вместо этого подчиняется ожиданиям общества в отношении мышления, действий и желаний.
В последних главах книги «Бегство от свободы» анализируется, как эти механизмы бегства проявляются в современных обществах: садо-мазохизм в нацистской Германии и автоматический конформизм в современной демократии.
В главе 6 Фромм утверждает, что садо-мазохистские наклонности немецких масс сделали их особенно восприимчивыми к манипулированию нацистской идеологией Адольфа Гитлера. Фромм приводит множество цитат из автобиографии Гитлера «Майн Кампф», чтобы исследовать, как садо-мазохистские наклонности проявляются в нацистской Германии. Фромм исследует, как Гитлер проявляет как желание доминировать над слабыми массами, так и желание пожертвовать собой ради блага высших сил (альтернативно представляемых как Бог, природа или судьба).
Глава 7 посвящена тому, как люди в современных демократических обществах, таких как Америка, часто практикуют конформистское мышление. Хотя такие общества якобы свободны, они ещё не позволили индивиду полностью реализовать аутентичное «я». Вместо того чтобы думать самостоятельно, люди часто позволяют обществу диктовать им, как они должны себя вести или к чему стремиться в жизни. В конце главы 7 Фромм рассуждает о том, как может выглядеть по-настоящему свободное общество. Фромм считает, что такое общество должно способствовать развитию способности индивидов мыслить независимо, фокусируясь на поощрении их спонтанного поведения. В Приложении Фромм уделяет внимание расширению некоторых теоретических концепций, использованных в «Бегстве от свободы», таких как понятие «структура социального характера».
- «Эвридика» Оушена Вуонга, краткое содержание
- «Эйфория» Лили Кинг, краткое содержание
- «Этика» Спинозы, краткое содержание
- «Долгий путь домой» Сару Брайерли, краткое содержание
- «Эревон» Сэмюэля Батлера, краткое содержание
- «Каждая душа - звезда» Венди Масс, краткое содержание
- «Этика двусмысленности» Симоны де Бовуар, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?