«Бессмертие» Имре Кертеша, краткое содержание читать ~6 мин.
«Бессмертие» – это автобиографический роман венгерского писателя Имре Кертеша, удостоенный Нобелевской премии и посвящённый Холокосту.
Впервые опубликованная в 1975 году, книга повествует о различных зверствах, свидетелем которых был и пережил Кертеш, представленный здесь несколько беллетризованным персонажем Дьёрдя «Дьюри» Ковеша. 14-летний еврей Дьюри живёт скромной жизнью со своим отцом в Будапеште, Венгрия, пока не становится известно, что его отца собираются отправить в трудовой лагерь.
Школьный учитель Гюри освобождает его от уроков, чтобы провести последний день с отцом в его магазине. Через два месяца после отправки отца в лагерь Гюри и его семья получают известие о том, что, по сравнению со многими его соотечественниками-евреями, отец Гюри устроился в относительно привилегированное место, работая на нефтеперерабатывающем заводе Shell Gas.
Тем временем господин Суто, как и обещал, привозит отцу Гюри еду и пайки. Семья Гюри надеется, что союзные войска освободят их от нацистов до того, как ситуация станет намного хуже. Однажды во время поездки на работу автобус останавливает полиция и требует у всех документы. Хотя Гюри – еврей, он уверен, что является легальным резидентом и не будет задержан. Но после того, как его и других высадили из автобуса и он уехал, он увидел группу других еврейских детей, которых он узнал в школе. Офицер приказал им спрятаться, пока полиция проверяет документы каждого, чтобы не предупредить еврейских пассажиров автобуса о том, что они будут задержаны.
Офицер говорит, что ждёт дальнейших распоряжений, и в конце концов группа направляется в жаркий, переполненный и удушливый «Таможенный дом». Во второй половине дня молодым людям говорят, что они должны предъявить свои документы «вышестоящей инстанции», и их ведут по улицам, частично охраняемые солдатом в чрезвычайно тонкой форме, держащим в руках дубинку.
Гюри слышит, как солдат говорит, что мальчики должны оставаться в конюшнях, где им и место. Только когда Гюри понимает, что его не будет дома к ужину, он начинает осознавать масштаб происходящего. Когда начинается следующая глава, Гюри находится в переполненном поезде, страдая от невообразимо сильной жажды. Мальчики обсуждают, как долго можно продержаться без воды, и начинают обсуждать советы, как пережить обезвоживание, например, не потеть и не есть мясо.
В этот момент действие возвращается назад, чтобы показать, как Гюри и остальные сели в поезд. Гюри и остальных спрашивают, хотят ли они работать. После некоторых дебатов Гюри решает, что согласие работать – лучший выход, так как трудолюбие, очевидно, является гордостью немецкой культуры.
Повествование возвращается к поезду, который прибыл в пункт назначения. Когда Гюри отъезжает, он замечает вывеску у лагеря, в который его привезли, с надписью «Аушвиц-Биркенау». Мальчиков разделяют на две группы: годных и негодных. Гюри инстинктивно понимает, что его выживание зависит от того, попадёт ли он в группу «годных», поэтому он надувает грудь во время проверки и лжёт о своём возрасте после того, как другой заключённый предлагает ему представиться не моложе шестнадцати лет. К счастью, план срабатывает, и Гюри отбирают в группу «годных».
День за днём Гюри изо всех сил приспосабливается к жизни в Освенциме, учится маленьким хитростям, которые, как он надеется, помогут ему прожить дольше. Например, он всегда старается встать сзади, когда стоит в очереди за супом, потому что скудный, едва поддерживающий жизнь бульон немного гуще на дне чанов. Он также откладывает немного хлеба, который они получают ночью, на утро, чтобы у него было больше сил таскать бетон весь день. Все это время запах крематория, где нацисты сжигают тех, кого они убили или кто умер от болезней, истощения или голода, напоминает Гюри о том, что с ним будет, если он откажется выжить.Позже Гюри переводят в концентрационный лагерь Бухенвальд, а затем в лагерь в Цейце.
Но вскоре Гюри понимает, что, что бы он ни делал, чтобы выжить, его тело сдаётся. Мешок с бетоном, который раньше требовал минимальных усилий для передвижения, теперь доставляет ему сильные мучения при каждом шаге. Вскоре его товарищам по заключению приходится поднимать его с мокрой земли каждое утро в очереди на перекличку.
После того как на его колене образуется красная, пропитанная гноем рана, и он отказывается идти к врачу, Гюри отвозят его товарищи по заключению в больницу. Там Гюри становится свидетелем ещё более высокого уровня человеческих страданий, чем те, которые демонстрировались ранее. Его товарищи по несчастью корчатся от боли из-за всевозможных недугов. Особенно запомнились Гюри пациенты, потерявшие пальцы ног из-за все более холодной погоды. Все отделение заражено блохами и вшами, которые начали роиться вокруг и внутри гноящихся ран Гюри.
Когда врачам и охранникам становится ясно, что Гюри слишком болен, чтобы работать, его перевозят на поезде обратно в Бухенвальд, где, как он уверен, его убьют. Страдания Гюри достигли такой степени, что он полностью отрешился от своего тела, возможно, в качестве физиологического механизма преодоления боли. Он желает только, чтобы его смерть не была слишком мучительной. Но когда он наконец прибывает в Бухенвальд, он чувствует крошечный проблеск надежды и решает, что хотел бы ещё немного пожить в этом «прекрасном концентрационном лагере».
Новый госпиталь не такой адский, как предыдущий, и Гюри чувствует, что офицеры СС относятся к нему почти с добротой. Однако кажется, что они просто готовят мальчика для каких-то невообразимых пыточных экспериментов. К счастью, после того как Гюри немного поправился, лагерь освобождают союзные войска, и Гюри оказывается на свободе. В Венгрии к Гюри относятся не как к герою и даже не как к выжившему, а просто как к диковинке. Журналисты и другие люди спрашивают его о впечатлениях о лагере, но его попытки объяснить необъяснимый ужас и страдания не производят на них никакого впечатления.
Гюри пытается найти одного из своих лучших друзей из лагеря, Банди Ситрома, но не знает, жив он или мёртв. После года пребывания в концлагере Гюри не может даже разделить моральное негодование по поводу своих испытаний, потому что для него это была просто новая реальность, которую он должен был принять, чтобы выжить, чтобы быть «хорошим заключённым», как пишет Кертеш. И именно отсюда «Бессмертие» берет своё название и своё самое большое значение.
По-настоящему «бессмертным» Гюри делает то, что до тех пор, пока ему не пришлось начать носить жёлтые звезды, он почти не отождествлял себя с иудаизмом. Когда его дядя говорит об «общей еврейской судьбе», частью которой теперь является Гюри, это не вызывает у него никакого отклика. И когда он оказывается в концентрационном лагере, все его попытки выжить в конечном итоге терпят крах. В конце концов, он выживает не по своей воле, а благодаря случайному стечению обстоятельств, и его судьба полностью выходит из-под его контроля. Это яркая и незабываемая тема яркой и незабываемой книги…
- «Бессмертная дружба. По следам адмирала Путятина в Японии»
- Древний Египет. Искусство бессмертия. Результаты исследования мумий и памятники древнеегипетского искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
- Древний Египет. Искусство бессмертия. Результаты исследования мумий и памятники древнеегипетского искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
- Древний Египет. Искусство бессмертия. Результаты исследования мумий и памятники древнеегипетского искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
- Скрипка. Искусство жизни бессмертного инструмента
- «Бессмертники» Хлои Бенджамин, краткое содержание
- «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс» Ребекки Склут, краткое содержание
- «Человек по имени Ове» Фредрика Бэкмана, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?