«Эвримен», автор неизвестен читать ~5 мин.
«Everyman» («Любой человек» или «Каждый человек»), первоначально известная как «The Summoning of Everyman», – английская пьеса нравоучительного содержания, написанная в конце XV века, личность автора неизвестна. В пьесе, в которой Бог призывает героя «Эвримена» к ответу за его грехи, используются аллегорические персонажи, чтобы исследовать темы христианского спасения и покаяния.
Хотя дата первоначального представления «Everyman» неизвестна, пьеса послужила источником вдохновения для многочисленных сценических и кинематографических адаптаций и дала название издательской компании «Everyman’s Library».
Пьеса начинается с пролога, в котором Вестник просит зрителей обратить на него внимание. Гонец представляет тему пьесы, в которой говорится о «преходящей» природе человеческой жизни и мирских человеческих стремлений, таких как общение, сила, удовольствие и красота.
Далее говорит Бог, сетуя на то, что люди больше заинтересованы в греховной погоне за мирскими благами, чем в служении Ему. Люди не боятся ни рая, ни ада и забывают о жертве Бога на кресте, когда Иисус Христос умер за их грехи. Опасаясь, что люди будут становиться все хуже и хуже, Бог решает расплатиться с человеком. Он призывает Смерть и приказывает ему привести к нему Эвримена.
Смерть спешит исполнить приказ Бога, заметив, что люди слишком озабочены мыслями о мирских удовольствиях и выгоде, чтобы подготовиться к его приходу. Он находит Эвримена и укоряет его за то, что тот ходит «весело», не думая о Боге, говоря ему, что его вызвали для расплаты перед Богом. Эвримен должен будет принести свою «счётную книгу», в которой записаны его добрые и злые дела, когда он предстанет перед Богом, чтобы объяснить, как он провёл свою жизнь.
Эвримен встревожен тем, что говорит ему Смерть, и просит больше времени, протестуя против того, что он «совершенно не готов» к расплате. Узнав личность своего собеседника, он тщетно пытается подкупить его деньгами. Смерть подтверждает, что путешествие Эвримена окончательно и неизбежно, но разрешает Эвримену взять с собой спутника – при условии, что он найдёт достаточно смелого человека.
Эвримен сетует на свою судьбу и безвременный приход Смерти, размышляя, где искать спутника для путешествия. Входит Братство и спрашивает Эвримена, почему он так расстроен. Эвримен рассказывает, что ему угрожает опасность, и Братство тут же обещает никогда не покидать Эвримена. Это ободряет Эвримена, и он рассказывает Братству о путешествии, в которое ему предстоит отправиться. Как только Братство узнает о ситуации, он отказывается от своего прежнего обещания никогда не покидать Эвримена. Он заявляет, что не будет сопровождать Эвримена в его путешествии, давая понять Эвримену, что Братство может сопровождать его только в радости, но не в боли.
После ухода Братства Эвримен обращается к родственнику и кузену, которые также обещают остаться с ним и «жить и умереть вместе». Но они, как и Братство, отказываются от своего обещания и покидают Эвримена, когда узнают, какое путешествие он должен совершить.
Эвримен задаётся вопросом, куда ему обратиться дальше, и вспоминает о своих «благах и богатствах», которых он любил и преследовал всю свою жизнь. В ответ на зов Эвримена входит Гудс. Эвримен рассказывает Гудсу о путешествии, которое он должен совершить, но Гудс сразу же говорит ему, что он не может сопровождать кого-либо в таком путешествии. Гудс объясняет, что любовь к мирскому богатству прямо противоположна вечной любви Бога и что обладание людьми Благами – лишь временное явление. Когда Гудс покидает его, Эвримен понимает, что его обманули, посчитав погоню за мирским богатством ценностью.
Эвримен обращается, наконец, к Доброй Деде, но обнаруживает, что она слишком слаба, чтобы двигаться или ходить, и поэтому не может сопровождать его в путешествии. Однако Добрая Деда может направить Эвримена к своей сестре, Знанию, которое способно помочь Эвримену встретить расплату. Знание быстро входит и направляет Эвермана к Исповеди, которая обитает в «доме спасения». Исповедь учит Эвримена, как просить Бога о милости с помощью покаяния.
Эвримен умоляет о прощении и милосердии, признавая свои грехи и наказывая своё тело. Благодаря покаянию Эвримена, Добрые Дела вновь обретают способность ходить и обещают сопровождать Эвримена в его путешествии.
Знание даёт Эвримену символ его покаяния – «одежду печали», мокрую от его слез – и велит ему надеть её. В таком облачении к Эвримену присоединяются Благоразумие, Сила, Красота и Пять Умов, которые обещают сопровождать Эвримена в его путешествии. Храбрость Эвримена растёт. Затем Знание советует Эвримену пойти к священнику, чтобы принять причастие и крайнее елеосвящение. Пять мудрецов поддерживают этот совет, восхваляя важность священников и таинств в мирской жизни. Пока Эвримен принимает таинство, Знание и Пять Умов обсуждают важность священников, осуждая при этом продажных представителей духовенства, которые берут взятки и нарушают обет безбрачия.
После принятия таинства Эвримен возвращается к своим друзьям, готовый и даже жаждущий отправиться на расплату. Сила, Рассудительность и Знание подтверждают свою решимость остаться с Эврименом. Когда группа приходит к могиле Эвримена и Эвримен начинает умирать, Красота, Сила, Благоразумие и Пять Умов покидают его. Однако Добрые Дела клянутся остаться с Эврименом. Даже Знание признает, что не может остаться с Эврименом после того, как его душа покинет физическое тело, хотя она останется с ним до самой его смерти. Теперь Эвримен провозглашает урок, который он наконец-то усвоил:
Берите пример, все, кто это слышит или видит, Как те, кого я любил больше всего, оставляют меня, Кроме моих Добрых Дел, которые просят истинно.
Эвримен наконец отдаёт свою душу Богу, прося о милости и прощении, и входит в могилу с Добрыми Делами рядом. Входит Ангел, чтобы принять душу Эвримена на небеса, за ним следует Доктор, который объясняет мораль пьесы: когда люди умирают, они могут взять с собой только Добрые дела на свой последний суд, или «расплату», с Богом.
Комментирование недоступно Почему?