«Нация фастфуда» Эрика Шлоссера, краткое содержание читать ~6 мин.
«Нация фастфуда: Тёмная сторона всеамериканской еды» – это нехудожественная книга Эрика Шлоссера 2001 года, в которой исследуется деловая практика американской индустрии быстрого питания и связанных с ней сельскохозяйственных предприятий, которые её снабжают. Следуя примеру знаменитого произведения Эптона Синклера «Джунгли» 1906 года, Шлоссер предлагает читателям взглянуть на сомнительную этику этих крупных продовольственных корпораций. Шлоссер также приводит краткие исторические сведения о происхождении фастфуда и прослеживает экспоненциальный рост индустрии от скромных истоков до её огромного влияния на современную культуру.
Во время работы над книгой Шлоссер посетил множество различных мест по всей стране и миру, и он изображает эти места как жертвы завоевания фастфудом. Такие места, как Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, где разрастание пригородов создаёт ту же однородность, что и в ресторанах быстрого питания, или Плауэн, Германия, где американский стиль вытеснил местную культуру, показывают широту и охват индустрии быстрого питания. Шлоссер также приводит жуткие подробности работы современной скотобойни, где скорость производства превыше безопасности, и тем самым идёт по стопам Синклера.
По мотивам «Нации фастфуда» был снят художественный фильм 2006 года режиссёра Ричарда Линклейтера. В 2006 году книга была также переведена в версию для молодых читателей под названием «Пожуй это: Все, что вы не хотите знать о фастфуде».
Предупреждение о содержании: Книга содержит графические описания того, как животных перерабатывают в мясо, включая бесчеловечное обращение не только с животными, но и с людьми, которые работают на мясокомбинатах.
Вступление Шлоссера к книге задаёт тон всей остальной её части. Он приводит множество исследований и статистических данных, которые показывают, насколько влиятельна индустрия быстрого питания. Доказательства действительно поражают воображение, и в первую очередь они свидетельствуют о том, что эта индустрия в той или иной степени, форме или виде охватывает почти всех американцев.
Как только читатель ориентируется в теме, Шлоссер разбивает книгу на две части: «Американский путь» и «Мясо и картофель». Часть I содержит четыре главы, а часть II – пять. Шлоссер открывает основную часть текста с момента возникновения фастфуда и рассматривает благоприятные условия, сложившиеся в Америке после Второй мировой войны, в частности, в Калифорнии того времени.
Послевоенный экономический бум, совпавший с ростом автомобильной промышленности, стал благоприятным моментом для появления фастфуда. Благодаря предпринимательскому видению таких людей, как Карл Карчер и Рэй Крок (Carl’s Jr. и McDonald’s, соответственно), эта индустрия вскоре стала основным элементом американской культуры. Шлоссер находит точки сходства между Карчером и Кроком, а также другими основателями сетей; для большинства из них их истории – это истории успешных, самостоятельно добившихся успеха людей со скромным происхождением, которые добились больших успехов. Как ни странно, их истории совсем не похожи на истории тех, кто сегодня возглавляет основанные ими корпорации.
Шлоссер объясняет экспоненциальный рост индустрии двумя важными событиями: индустриализацией продуктов питания и рекламой для детей. Что касается первого, то Крок и Карчер позаимствовали методы производства из автомобильной промышленности, в частности, сборочный конвейер, и применили их к фастфуду.
Что касается второго, то источником вдохновения стала компания Walt Disney, которая отказалась от традиционных норм, запрещающих рекламу для детей, и разработала стратегии, направленные непосредственно на них как на потребителей. Большая часть второй главы подробно описывает влияние, которое оказал Дисней на Крока и McDonald’s в середине 20-го века, и то, как McDonald’s напрямую нацелился на детей.
Одним из предполагаемых последствий роста индустрии быстрого питания стала замена квалифицированного труда, такого как повара и шеф-повара, на неквалифицированный и неспециализированный труд. Когда индустрия стала нанимать все больше и больше людей, они обратились к подросткам для заполнения вакансий, что было идеальной демографической ситуацией во многих отношениях, поскольку подростки не требуют больших денег на рынке, и они относительно непостоянны. Это открытие позволило гигантам фастфуда поддерживать низкий уровень заработной платы, что способствовало максимизации прибыли. Кроме того, растущие требования рынка оказали давление на американское сельское хозяйство, чтобы удовлетворить их.
Новые технологические инновации в производстве продуктов питания породили совершенно новый подход к сбору, обработке, приготовлению и потреблению пищи. Традиционные методы доставки еды от фермы к столу были быстро заменены массовыми продуктами питания, часто замороженными или искусственно консервированными, в течение одного поколения.
Индустрия быстрого питания оказала поразительное влияние на американское сельское хозяйство. Замороженные овощи, в частности замороженный картофель (картофель-фри), заменили свежие продукты. Бойни, где ежедневно перерабатываются тысячи голов скота, стали напоминать производственные предприятия.
По мере роста агробизнеса крупные компании либо поглощали более мелкие, либо просто вытесняли их из бизнеса. Монополии мясокомбинатов начала 1900-х годов, которые были разрушены в результате антимонопольных судебных разбирательств, вернулись. На этот раз они получили благосклонность и защиту тех, кто в противном случае был бы вынужден их развалить: политиков. В то время, когда Шлоссер писал книгу, почти 80 процентов мяса, продаваемого в Соединённых Штатах, поступало с заводов, принадлежащих четырём крупным корпорациям.
Эта эволюция была разрушительной для американских скотоводов и семейных ферм, и чем крупнее становились корпорации и чем больше они поглощали своих конкурентов, тем больше независимых скотоводов и фермеров уходило на второй план. В частности, на американском Среднем Западе и Западе это сильно изменило культуру.
Хотя Шлоссер не уделяет много времени изучению негативных последствий для здоровья, связанных с потреблением фастфуда, он исследует последствия пищевых отравлений, в частности, от «кишечной палочки». Шлоссер утверждает, что современные методы переработки мяса, при которых скорость производства имеет приоритет над мерами безопасности, создают идеальную среду для процветания и развития бактерий, подобных «кишечной палочке». В довольно жутком портрете современной скотобойни эта мысль доводится до конца.
Ближе к концу книги Шлоссер описывает и даёт историческую справку о Плауэне, Германия. Некогда сонный, депрессивный форпост коммунистической Восточной Германии, Плауэн стал американизированным после падения Берлинской стены. Первым шагом в этом процессе стало строительство в городе ресторана McDonald’s. Шлоссер использует этот анекдот для обсуждения других мест по всему миру, в которых появились «Макдоналдсы». Результаты, как правило, отрицательные, по крайней мере, в отношении общего здоровья населения. Шлоссер приводит хронику роста уровня ожирения среди китайцев и японцев, что соответствует росту сети McDonald’s в этих странах.
В эпилоге Шлоссер приводит истории нескольких людей, которые изменили тенденцию. Среди них – независимый техасский владелец ранчо, который предпочитает старые способы выращивания скота, откармливаемого на траве, современному методу откорма скота зерном. Шлоссер также рассказывает о семье из Колорадо по фамилии Конвеи, владельцах небольшого сетевого ресторана, которые не поддаются искушению стать большими; вместо этого они решили сохранить свою деятельность такой, какая она есть, – небольшое заведение, где подают аутентичные, свежие блюда. В этих анекдотах Шлоссер доказывает, что люди не обязаны постоянно быть подданными империи фастфуда.
- «Бессмертие» Имре Кертеша, краткое содержание
- «Прощай, моя прелесть» Рэймонда Чандлера, краткое содержание
- «Человек по имени Ове» Фредрика Бэкмана, краткое содержание
- «Фантастический мистер Фокс» Роальда Даля, краткое содержание
- «Фантомина» Элизы Хейвуд, краткое содержание
- «Пятьдесят слов для дождя» Аши Лемми, краткое содержание
- «Страх полета» Эрики Йонг, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?