«Образец христианской благотворительности» Джона Уинтропа, краткое содержание читать ~9 мин.
«Образец христианской благотворительности» – это проповедь, написанная Джоном Уинтропом, пуританским юристом, который был первым губернатором колонии Массачусетского залива, английского колониального поселения вокруг современного Бостона и второго поселения в Новой Англии.
Проповедь – это речь на религиозную тему, обычно произносимая священнослужителями на христианских церковных службах. Эпиграф проповеди (короткая вступительная цитата или информационный текст) говорит о том, что Уинтроп писал её на борту «Арбеллы», корабля, на котором Уинтроп и колонисты прибыли в Новую Англию в 1630 году.
Проповедь посвящена тому, как христианские общины должны практиковать благотворительность по отношению друг к другу, и как это поможет Новой Англии стать процветающим обществом, благословлённым Богом. Проповедь является основополагающим политическим и религиозным документом Соединённых Штатов, её часто цитируют политики и упоминают в истории страны.
В начале проповеди приводятся три причины, по которым Бог сделал одних людей богатыми, а других бедными. Во-первых, это показывает Божью славу в разнообразии творений. Во-вторых, это вдохновляет богатых и бедных работать вместе, чтобы по-разному проявлять Божью милость: богатых – в милосердии и воздержании, бедных – в вере и послушании. В-третьих, создание различий в богатстве гарантирует, что все люди нуждаются друг в друге, и поэтому между ними должны возникнуть «узы братской привязанности». Из этих уз люди увидят, что их богатство – это не отражение их самих, а слава Божья, так как все имущество действительно принадлежит Богу.
Уинтроп приводит два правила, которые должны соблюдать люди, чтобы создать и укрепить эти узы привязанности: Справедливость и Милосердие. Это санкционированные Богом действия, которые, соответственно, представляют собой “закон природы и закон благодати, или моральный закон и закон Евангелия”.
Нравственный закон касается отношений между людьми и повелевает человеку любить ближнего, как самого себя. Человек получил этот закон «в имении невинности», или во время своего сотворения. Евангельский закон (или закон благодати) отличается от этого закона тем, что человек получил его в состоянии возрождения, или во время пришествия Христа, чтобы возродить человечество к Богу. Поэтому закон Евангелия повелевает христианам «делать добро всем, особенно же домашним по вере», относясь к своим собратьям по вере с особым милосердием и почтением.
Евангельский закон также провозглашает «различие времён года и случаев». Это означает, что в разные исторические периоды христианская община должна либо больше, либо меньше служить Церкви. Короче говоря, благотворительность является необходимым действием в глазах Бога, особенно важна между христианами и способствует возрождению христиан к Богу.
Следующая часть проповеди Уинтропа посвящена исполнению закона милосердия через даяние, одалживание и прощение. В форме последовательности риторических вопросов и ответов с частыми библейскими цитатами Уинтроп описывает конкретные рамки, в соответствии с которыми христиане должны заниматься благотворительностью.
Во-первых, люди должны давать другим в меру того изобилия, которое у них есть. Те, кто имеет больше, должны давать больше, а если времена чрезвычайно трудные, это должно вдохновлять людей на чрезвычайные пожертвования. Однако эта отдача должна быть пропорциональна потребностям собственной семьи, так как “несомненно, что хуже неверного тот, кто по своему разврату и сладострастию пренебрегает обеспечением своей семьи”. Однако это не должно приводить к чрезмерному накоплению товаров; эти товары должны идти на нужды общества. “Не собирайте себе сокровищ на земле”. Хотя мы делаем это из страха перед ворами и потерями, мы должны отдавать, чтобы защитить других от этих опасностей. Когда мы делаем запасы, чтобы обеспечить свою семью, мы должны помнить, что все христиане – одна семья: “Иоанн 1. “Кто имеет блага мира сего и, видя брата своего в нужде, закрывает от него сострадание своё, тот как живёт в нём любовь Божия?”
Когда мы даём взаймы, мы должны проявлять милосердие, и если у кого-то нет денег, чтобы вернуть вам долг, вы все равно должны предложить то, в чем он нуждается. Если у них есть деньги, чтобы вернуть вам долг, рассматривайте это не как милосердие, а как вопрос коммерции и руководствуйтесь правилом справедливости. Если люди не могут вернуть то, что дано им по милости, мы должны простить долги. Также, если в коммерции нет возможности вернуть долг, мы должны простить – если только между нами нет поручительства или законного залога.
Если наша община находится в опасности, мы должны проявлять ещё больше милосердия. Уинтроп напоминает, что в ранней Церкви христиане отдавали все своё имущество, и в Писании нет предела тому, сколько нужно отдавать. Однако Писание проклинает тех, кто не помогает Богу и Его народу.
Уинтроп переходит от обсуждения отдачи, займа и получения к рассмотрению значения любви между христианами. Бог помещает любовь в душу как мотивацию, которая находит своё внешнее выражение в даянии, подобно тому, как звон часов происходит не путём прямого удара по курантам, а через их внутреннюю работу: “когда мы просим кого-нибудь заставить часы ударить, он не берётся за молоток, который является непосредственным орудием звука, но приступает к работе над первым муэром или главным колесом, зная, что это, несомненно, произведёт звук, который он задумал”.
В Священном Писании “любовь – это узы совершенства”. Уинтроп сравнивает её со связкой, которая соединяет все части тела вместе. В этом сравнении Христос и Его Церковь представляют собой единое тело. Благодаря Христу это тело (христианская община) движется как единое целое. Связка – это Христос, или Его любовь (поскольку Христос есть любовь). Из этого Уинтроп делает вывод, что все христиане представляют собой единое тело и должны работать вместе, чтобы сохранить друг друга, подобно тому, как тело функционирует как единое целое. Именно это бескорыстие ради общего целого заставило Христа отдать своё тело на благо христианства, и многие святые делали то же самое.
Далее Уинтроп рассуждает о том, как любовь вдохновляет христиан. Бог создал Адама как совершенную модель человечества, и любовь, которой он обладал, была совершенной. Однако грехопадение Адама привело к тому, что любовь человечества стала любовью, направленной только на себя, а не на общество. Это потребовало пришествия Христа. Христос овладел человеческой душой и вновь наполнил её любовью к Богу и брату.
Эта чистая любовь возрождает человечество к первоначальному, непавшему состоянию Адама, действуя “как Дух на кости сухие… Она собирает вместе разрозненные кости, или совершенного ветхого человека Адама, и снова связывает их в одно тело во Христе, благодаря чему человек снова становится живой душой”. Другими словами, впуская в себя любовь Христа и выражая эту любовь через благотворительность, человек восстанавливает свою душу до состояния невинности и единства с Богом.
Уинтроп утверждает, что любовь естественным образом возникает, когда мы признаем некоторое сходство между собой и другим. Отсутствие любви, в свою очередь, возникает из-за противоречивости нашей внутренней природы. Поэтому те, кто соединён во Христе, не могут не видеть сходства между собой, и поэтому должны относиться друг к другу с любовью. Это обнаружение сходства в других людях радует душу и вызывает желание быть как одно тело. Поэтому “между членами одного тела любовь и привязанность взаимны в самом равном и сладком виде торговли. Любить и жить любимым – это рай на земле”.
Это приводит Уинтропа к четырём выводам. Во-первых, любовь между христианами “является реальной вещью, а не воображаемой”. Во-вторых, эта любовь является неотъемлемой частью христианской жизни, или поддержания “бытия тела Христова, как сухожилия и другие связки естественного тела служат для бытия этого тела”. В-третьих, эта любовь божественна и превыше всех других ценностей. В-четвёртых, эта любовь находится на попечении христиан, которые должны хранить её и позволять ей связывать их вместе.
Затем Уинтроп излагает некоторые приложения к колониальному проекту, делая акцент на выводах для людей, их работе, цели этой работы и средствах этой работы. Что касается людей, то “мы – компания, исповедующая себя соратниками Христа”. Христианские колонисты связывают себя любовью, даже если они географически далеки друг от друга. Они живут, исполняя эту любовь, и утешаются близостью ко Христу благодаря ей. Церковь Христова даёт им согласие на поиск места для совместного проживания при гражданской и церковной форме правления, и в этом обществе забота об общественном должна превалировать над частным – закон, который христиане должны закрепить как в совести, так и в политике.
Цель этого проекта состоит в том, чтобы христиане преуспевали для себя, своей общины и в служении Христу, улучшая тем самым мир. В средствах христиане должны согласовывать свою работу с достижением вышеупомянутой цели. Они должны покорно любить друг друга и заботиться о своих братьях, как о себе. Они должны осознавать, что заключили завет с Богом на выполнение этой работы и по его поручению должны выполнять её или получить наказание за неисполнение.
Единственный способ избежать этого «кораблекрушения», или Божьего наказания, – поступать справедливо, любить милосердие и смиренно ходить перед Богом. Для этого христиане должны работать вместе во всех делах. Поступая так, христиане увидят гораздо больше мудрости и величия Божьего, чем когда-либо в своей жизни. Найдя Бога среди себя, они смогут защититься от тысячи врагов с десятью людьми и стать «городом на холме», или ярким примером для других обществ:
Мы поймём, что Бог Израилев среди нас, когда десять из нас смогут противостоять тысяче наших врагов; когда Он сделает нас молитвой и славой.
Проповедь завершается цитатой Моисея, обращённой к израильтянам перед входом в Землю Обетованную, увещевающей их соблюдать завет с Богом или подвергнуться уничтожению: “Поэтому давайте изберём жизнь, чтобы мы и наше потомство могли жить, повинуясь Его воле и прилепившись к Нему, ибо Он – наша жизнь и наше процветание”.
- «Идеальный шпион» Джона ле Карре, краткое содержание
- «Хедда Габлер» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Хайди» Йоханны Спири, краткое содержание
- «Прощание с Берлином» Кристофера Ишервуда, краткое содержание
- «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, краткое содержание
- «Биение сердца» Шэрон Крич, краткое содержание
- «Хелен Келлер» Эйлин Бигланд, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?