«Домосед» Фердинанда Ойоно, краткое содержание читать ~4 мин.
«Домосед» (1956) – захватывающее повествование Фердинанда Ойоно. Хотя «Домосед» короче большинства романов, он затрагивает тяжёлую тему колонизации и её последствий для коренного населения Камеруна. Более конкретно, повесть Ойоно рассказывает о жизни Тунди Ондуа, молодого сельского африканца, чья жизнь меняется, когда он решает покинуть свою африканскую деревню и попасть в мир белых европейцев в городе Данган. Происходящее – это душераздирающая и в то же время поучительная история о доверии и злоупотреблении властью.
Как и другие мальчики в его деревне, Тунди любит получать подарки, например, конфеты, от гастролирующих католических священников. Несмотря на протесты родителей, он всегда ходит за этими подарками. Из этих вылазок в мир белых Тунди впервые знакомится с христианством. Когда дома вспыхивает насилие из-за неповиновения Тунди отцу, и после того, как Тунди отказывается слушаться отца (так как это приведёт к побоям), Тунди бежит к отцу Жильберу и просит о помощи. Он просит забавного священника взять его в качестве домашнего мальчика, и, хотя отец Тунди не согласен с такой практикой, отец Жильбер принимает Тунди. Под опекой отца Жильбера Тунди окрестили Жозефом и дали ему новую одежду. Вскоре он учится читать и писать и становится домоседом, или слугой, отца Жильбера.
По окончании поездки отца Жильбера по близлежащим деревням Тунди сопровождает его в Данган и начинает работать в католической миссии Святого Петра. Работая в миссии, Тунди наблюдает за жизнью как коренных африканцев, так и белых, которые приходят помолиться и отдать дань уважения.
Однажды жизнь Тунди переворачивается с ног на голову, когда отец Гилберт погибает в ужасной аварии на мотоцикле. Отец Гилберт значил для Тунди весь мир, и хотя он был виновен в том, что опекал Тунди, этот человек был всем, что знал Тунди. После смерти отца Гилберта Тунди остаётся только гадать, что будет с ним в мире без его благодетеля, который защитит его.
Вскоре Тунди проходит собеседование и принимается за работу мальчиком-домоседом у нового коменданта – должность, которая даёт ему большой престиж среди соотечественников. Как говорит Тунди, быть собакой коменданта – значит быть королём собак. Вскоре он переезжает в резиденцию и начинает работать на сурового коменданта, человека, которого боятся все африканцы и многие белые. Хотя комендант суров с Тунди, они ладят настолько хорошо, что Тунди ничего не боится и ни в чем не нуждается.
Вскоре жизнь Тунди снова меняется, когда приходит известие, что жена коменданта, которую в романе называют мадам, приезжает из Парижа, чтобы жить в резиденции. Комендант выглядит смущённым и ошеломлённым, а местные жители интересуются, что за женщина эта мадам.
Когда она приезжает, все поражены её красотой и очевидной добротой. Она самая красивая из всех белых женщин в Дангане (к разочарованию других жён в городе). Очевидно, что она нравится белым мужчинам в городе, даже тем, у кого есть жены, так же как она вызывает вожделение у африканского населения. Тунди также находит её привлекательной и, в некотором смысле, влюбляется в неё. Тунди воочию видит, как мадам очаровывает его, когда он находится в её присутствии. Он также становится свидетелем похотливых комментариев, которые делают другие, когда она идёт по городу.
Жизнь Тунди вновь пошатнулась, когда мадам начала роман с директором тюрьмы М. Моро. Тунди, который не одобряет этого, становится посредником, передавая записки туда и обратно между двумя очень эмоциональными людьми. Ни один из них не доверяет Тунди и не любит его, но он нужен им для того, чтобы их роман удался. Другие предупреждают Тунди, что он вовлечён в дела, которые могут закончиться для него только вредом, но он все равно продолжает. В конце концов, он слуга. Он должен подчиняться, а не задавать вопросы.
Когда комендант узнаёт, что у мадам роман, в резиденции начинается настоящий ад. Выясняется, что у мадам есть история неосторожных поступков. В конце этих событий Тунди рассматривается как человек, которого осуждают все стороны интрижки. В результате его используют как козла отпущения и обвиняют в преступлениях, которых он не совершал. Его сильно избивают, настолько сильно, что он умирает после бегства в Испанскую Гвинею.
В романе «Домосед» затрагиваются темы сексуальности, христианства, злоупотребления властью и тревожная концепция идентичности. Эти темы переплетаются в повествовании, которое одновременно комично и пронзительно. Несмотря на свою краткость, повесть поражает читателя взрывоопасными темами и символами, все из которых завершаются концовкой, на которую намекают многие слуги-африканцы на протяжении всего романа.
Поскольку читатель уже знает, что Тунди умрёт (об этом говорится в прологе), повествование представляет собой напряжённую развязку, призванную показать, как именно этот некогда беззаботный человек оказался на смертном одре, в чужой стране, и с отрезвляющей историей, которая заслуживает того, чтобы быть рассказанной как предостережение против злоупотребления властью и последствий расизма.
- «Взросление» Рассела Бейкера, краткое содержание
- «Кусок мяса» Джека Лондона, краткое содержание
- «Хорошая девочка, плохая кровь» Холли Джексон, краткое содержание
- «Блюз полукровок» Эси Эдугян, краткое содержание
- «Сердца несломленные» Синтии Лейтич Смит, краткое содержание
- Выставка-роман «Новые поступления. Сундук памяти»
Комментирование недоступно Почему?