«От хорошего к великому» Джима Коллинза, краткое содержание читать ~5 мин.
Книга «От хорошего к великому» («Good to Great»), опубликованная в 2001 году, является одновременно продолжением и тематическим приквелом к бестселлеру автора Джима Коллинза 1994 года «Построенные навечно» («Built to Last»). Всеобъемлющая по масштабам исследования, книга «От хорошего к великому» представляет собой анализ определяющих качеств величия в компаниях, которые совершили поворотный переход от «хорошего» (относительно стабильного результата) к «великому» (исключительному результату).
Приводя свои аргументы, Коллинз использует свой опыт преподавателя Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета, а также время работы во главе собственной исследовательской лаборатории в Боулдере, штат Колорадо.
Книга «От хорошего к великому» – это результат пятилетнего исследовательского проекта, возглавляемого Джимом Коллинзом и выполненного командой из 20 человек в ответ на главный вопрос: “Может ли хорошая компания стать великой компанией и, если да, то как?”.
Во вступительной главе Коллинз создаёт основу для книги, объясняя, что толчком к её написанию послужила конструктивная критика в адрес его предыдущей книги «Построенные навечно». Вопрос, оставшийся без ответа в книге «Построенные навечно», где речь шла о компаниях, которые всегда были великими, послужил предпосылкой для написания этой. Завершая первую главу, Коллинз называет чистое любопытство мотивом для проведения огромного исследования, результатом которого стала эта книга, а затем формулирует четыре фазы, на которых строилась его работа: “Фаза 1: Поиск”, “Фаза 2: По сравнению с чем?”, “Фаза 3: Внутри чёрного ящика” и “Фаза 4: Хаос до концепции”.
В главе 2 (“Лидерство пятого уровня”) Коллинз определяет качества лидера, который превращает хорошую компанию в великую, называя этот тип лидерства «Лидерство пятого уровня». Вместо того чтобы полагаться на харизму или яркую индивидуальность, лидер 5-го уровня «создаёт непреходящее величие благодаря парадоксальному сочетанию личной скромности и профессиональной воли». Без лидера 5-го уровня у руля компании редко достигают величия.
В главе 3 (“Сначала кто… потом что”) подчёркивается необходимость найма и удержания нужных людей, удаления ненужных людей и определения курса, ориентированного на миссию, после того как нужные люди проникнутся идеей. Последующие команды, отличающиеся строгой рабочей этикой, постоянно спорят в поисках консенсуса. Вместе эти команды способствуют величию компании благодаря «чертам характера и врождённым способностям», а не внушительному списку конкретных навыков.
В главе 4 (“Противостоять жестоким фактам (но не терять веры)”) Коллинз утверждает, что каждая компания, ставшая великой, должна пройти через жёсткий процесс рассмотрения своих самых серьёзных проблем. Для того чтобы признать эти «жестокие факты», компании должны сначала сформировать и поддерживать культуру открытости, в которой заинтересованные стороны по всей организации могут свободно и достоверно высказать свою точку зрения. Невзгоды характерны для всех компаний, независимо от их величия или его отсутствия, но высокоэффективный ответ на невзгоды требует такого противостояния.
Глава 5 (“Концепция ежа (простота в рамках трёх кругов)”) опирается на исследования Коллинза и говорит о том, что «от хорошего к великому» подобно ежу – простому, внешне не впечатляющему, но очень последовательному. Образ ежа служит основой для трёх пересекающихся кругов, которые в совокупности создают величие: то, чем вы глубоко увлечены, то, что является двигателем вашей экономики, и то, в чем вы можете быть лучшими в мире. По словам Коллинза, компаниям, достигшим успеха, обычно требуется четыре года, чтобы прийти к своей концепции «Ежа».
В главе 6 (“Культура дисциплины”) Коллинз подчёркивает важность культуры компании, в которой самодисциплинированные люди могут свободно работать в рамках, сформированных высокими ожиданиями и чёткой коммуникацией. Такой тип культуры процветает, когда люди в компании самомотивированы, стремятся улучшить компанию и даже предложить инновации, и не боятся, что тиран во главе компании будет лично наказывать их проступки. По мнению Коллинза, компании могут достичь такого типа культуры, только строго придерживаясь концепции «Ежа».
Глава 7 (“Технологические ускорители”) посвящена использованию технологии как средства ускорения успеха, а не создания успеха простым внедрением новой технологии. По мнению Коллинза, применения передовых технологических методов недостаточно, чтобы превратить компанию из хорошей в великую. Технологии важны для постоянного развития и роста компании, но сами по себе они не могут сделать или разрушить компанию. Более того, хорошие и великие компании стратегически выбирают новые технологии, которые соответствуют основным принципам их концепций «Ежа», а не просто вскакивают на подножку последней причуды.
В главе 8 (“Маховик и петля гибели”) Коллинз сравнивает, как импульс развивается в компаниях, добившихся успеха, с тем, как он развивается в других компаниях. Хорошие и великие компании создают импульс так же, как и маховик, развиваясь со временем благодаря упорству и повторению. Сравнительные компании, с другой стороны, часто попадают в то, что Коллинз называет «петлёй гибели» – модель, которая возникает в результате попыток пропустить шаги на этом пути, игнорируя преимущества постепенного импульса в попытке достичь прорыва как можно быстрее.
Наконец, в главе 9 (“От хорошего к окончательно великому”) Коллинз рассматривает «От хорошего к великому» в контексте, сопоставляя его с «Последним достижением». Он утверждает, что эта книга является скорее приквелом к «Построенные навечно», несмотря на то, что исследования для неё он проводил спустя годы после публикации предыдущей книги.
Обе книги посвящены вопросу, который Коллинз считает важным для любой организации: Почему мы хотим быть великими? В заключение Коллинз утверждает, что концепции, изложенные в этих книгах, актуальны не только в контексте компаний и организаций, но и в контексте нашей индивидуальной повседневной жизни.
- «Грегор Оверлендер» Сьюзен Коллинз, краткое содержание
- «Сойка-пересмешница» Сьюзен Коллинз, краткое содержание
- «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, краткое содержание
- «Баллада о змеях и певчих птицах» Сьюзен Коллинз, краткое содержание
- «Боже, помоги ребёнку» Тони Моррисон, краткое содержание
- «Боги нефрита и тени» Сильвии Морено-Гарсия, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?