«Псалом жизни» Генри Уодсворта Лонгфелло читать ~7 мин.
Это одно из самых любимых и наиболее часто антологизируемых стихотворений в американском литературном каноне. Благодаря своему вдохновляющему посланию о поддержке, несмотря на жизненные невзгоды, и утверждению стойкости души, несмотря на тяжёлую реальность смерти, стихотворение остаётся одним из основных на уроках литературы спустя более 150 лет после его публикации.
Его волнующие строки, заученные поколениями школьников, щедро цитируются на похоронах, выпускных вечерах и свадьбах. Опубликованное анонимно в одном из самых престижных журналов Нью-Йорка, «Knickerbocker», осенью 1838 года (Лонгфелло, тогда начинающему поэту было около 30 лет, по сообщениям, было обещано 5 долларов за поэму, деньги, которые он, как известно, так и не получил), поэма представляет собой внутренний монолог, празднование радостей и горестей жизни, направленный против лектора в церкви, который поёт или читает христианские псалмы, требующие, чтобы жизнь проходила как мрачное и, к счастью, краткое паломничество к наградам и утешениям загробной жизни.
Признанный сегодня одним из величайших произведений «Поэтов у камина», первого поколения поэтов и эссеистов, сосредоточенных в основном вокруг Бостона, родившихся не британскими подданными, а скорее американскими гражданами, которые стремились в своём творчестве наставлять и вдохновлять свою новую нацию, «Псалом жизни» советует приверженность моральной целостности и жизненным обязанностям как способ сделать целенаправленным тот короткий промежуток, который является мерилом любой жизни.
Биография поэта
Генри Уодсворт Лонгфелло родился в 1807 году в Портленде, штат Мэн (тогда западный Массачусетс). Рождённый в привилегированном обществе (его отец был известным адвокатом, а позже членом Конгресса), Лонгфелло, способный ученик и заядлый читатель, рано был очарован силой языка (он изучал языки в колледже Боудуин в штате Мэн).
Его захватывало слуховое наслаждение от звуковой игры слов. Действительно, он был музыкально образован, умело играл на флейте и фортепиано. Он много путешествовал по Европе, с удовольствием обучаясь общению на нескольких языках. После трагически короткого брака (его жена умерла при родах) Лонгфелло, убитый горем, вернулся в Новую Англию и в 1836 году принял должность преподавателя в Гарварде. Он снова женится и с радостью воспитывает шестерых детей.
Лонгфелло, в то время известный больше своими путевыми очерками, опубликовал свой первый том поэзии, в который вошёл «Псалом жизни», в 1839 году. Книга сразу же нашла свою аудиторию, как и последующий том Лонгфелло, опубликованный всего два года спустя. В течение следующих 10 лет Лонгфелло стал одной из самых широко признанных и успешных фигур в американской литературе.
Во многом благодаря «Евангелине» (1847), эпической поэме и бестселлеру о трагической любви на фоне жестокого изгнания британцами французских поселенцев из Новой Шотландии во время франко-индейской войны, Лонгфелло в 1854 году оставил преподавательскую деятельность и полностью посвятил себя поэзии.
В годы, предшествовавшие Гражданской войне, Лонгфелло был необычайно плодовит. Он стал главным голосом новой нации даже тогда, когда эта нация раскалывалась на части. Его произведения, в первую очередь «Поездка Пола Ревира», «Песня Хиаваты», «Ухаживание Майлза Стэндиша» и «Деревенский кузнец», переработали унаследованные британские поэтические формы, обращаясь к американской тематике, безграничной природной красоте нового государства, его героической колониальной истории и величественным культурам коренных народов. Его стихи быстро стали украшением американских классных комнат, поколения школьников декламировали и даже заучивали его строки. Стихи с их тщательно выверенным ритмом и величественными рифмами легко поддавались публичной декламации и часто цитировались на церковных собраниях, общественных пикниках и собраниях по случаю национальных праздников.
Вскоре после того, как нация, которую так любил Лонгфелло, распалась на части, его жена погибла во время странного пожара в доме, которого вполне можно было избежать. Сам Лонгфелло получил шрам и отрастил свою фирменную бороду. Более двух лет, в течение которых Лонгфелло был глубоко опечален бессмысленным несчастным случаем и мрачными новостями о кровавой войне, Лонгфелло ничего не писал.
Затем, в возрасте 60 лет, Лонгфелло переехал в Лондон, где в течение следующих 20 лет постепенно вернулся к поэзии, опубликовав семь томов стихов – часто пространных размышлений о динамике времени, смертности и любви. В международном масштабе он был самой признанной фигурой в американской литературе. Его статус неофициального национального барда Америки был подтверждён, когда актом Конгресса его 75-летие было объявлено национальным праздником. Он умер следующей весной, в марте 1882 года.
Подзаголовок стихотворения предполагает, что само стихотворение – это горячая реакция молодого человека, который страстно возражает против спокойных советов христианских псалмов, предлагающих спокойно переносить жизнь до богатой награды в загробной жизни.
Предположительно, молодой человек слышал, как псалмопевец во время церковной службы произносит пару отрывков из стихов мудрости из ветхозаветной Книги Псалмов, песен, призванных умиротворить тех, кто борется за жизнь, напоминая им о необходимости уповать на Бога и обещание спасения. Псалмопевец никогда не говорит в поэме, и ему не предоставляется шанс опровергнуть аргументы молодого человека. Действительно, как следует из подзаголовка, молодой человек никогда не произносит вслух ни одного из своих аргументов. Он был так взволнован услышанным, что его сердце превратилось в водоворот бурлящих эмоций.
Легко представить молодого человека, неловко ёрзающего на скамье, суетливого, с пунцовым от гнева лицом. Он не может не изложить в своём сердце свой отказ от христианской мудрости и веру в вознаграждение за полноценную жизнь в мире и поиск способа сделать жизнь здесь и сейчас осмысленной, направленной и полноценной.
Представление, предлагаемое в христианских псалмах, о том, что жизнь – это утомительное занятие, по мнению поэта, превращает живую и одухотворённую душу в мёртвую и бесполезную вещь и обманывает проницательное сердце, заставляя его отвергнуть как химеру радости (и печали) жизни и, более того, саму жизнь как бессмысленную. В строфе 2 юноша настаивает на том, что жизнь – не химера и что смерть не может быть её целью. Конечно, все должно умереть, все должно вернуться в прах, с готовностью признает он, но смерти не следует жаждать.
В строфе 3 поэт, тщательно выстраивая свою аргументацию, видя опасность неверного толкования его идеи о приобщении к жизни, обличает и гедонистов-атеистов, и безрадостных трутней. Тем, кто видит в жизни легкомысленную игру, которой можно наслаждаться, как игрой, или тем, кто считает жизнь бесконечной рутиной, мрачной рутиной горестей и бед, жестоким чередованием ожиданий и разочарований, юноша доказывает, что каждый день – это дар, и каждый день предоставляет новые возможности для желающих, вдохновлённых, действовать, двигаться вперёд, поддерживаемых амбициями и побуждаемых целями.
В строфе 4 молодой человек сожалеет, что, несмотря на столь очевидную истину, слишком много людей, сломленных духом, тащат себя по жизни, их сердца «бьются похоронными маршами до могилы» (строки 15-16). Молодой человек осуждает такую ограниченную жизнь, сравнивая таких тупоглазых людей со скотом. Конечно, жизнь – это борьба, но будь героем, требует он, восстань против неизбежных конфликтов и неожиданных мук жизни и преодолей их. В строфе 6 молодой человек отвергает зацикливание на прошлом, неспособность или нежелание отпустить обиды, сожаления или упущенные возможности, и он отказывается тратить жизнь впустую в ожидании какой-то радостной загробной жизни. Действуйте сейчас, призывает он, действуйте в «живом настоящем».
В следующей строфе молодой человек использует пример жизни великих людей из истории, чтобы проиллюстрировать свой аргумент. Они оставили свои достижения для будущих поколений, как следы на мокром песке, достижения, которые в свою очередь могут вдохновить тех, кто придёт позже, сохранять позитивный фокус и не позволять жизненным невзгодам разрушить это неотложное чувство целеустремлённости.
В заключительной строфе молодой человек завершает свой страстный спор, призывая слабонервных и угасших душой людей жить, быть «на высоте». Никто не может предвидеть повороты жизни, печали неизбежны, разочарования – несомненны, отчаяние – постоянный хобгоблин. Однако пессимизм не может быть последним словом; жизнь, в конце концов, вознаградит за усердие, труд и терпение. Таким образом, поэма становится собственным псалмом молодого человека, скорее светской, чем священной песней. Этот псалом не воспевает, подобно ветхозаветным псалмам, принесение в жертву искусства и акта жизни, прохождение через жизнь, опустив глаза, с замиранием сердца, в ожидании чего-то грандиозного в какой-то смутной загробной жизни. Молодой человек утверждает, что жизнь – это вызов, и пусть каждое мгновение будет наградой.
Комментирование недоступно Почему?