«Святая твердыня» Энни Диллард, краткое содержание читать ~3 мин.
«Святая твердыня» – книга о христианской духовности 1977 года американского натуралиста и писателя Энни Диллард. Диллард, чей роман «Пилигрим в Тинкер-Крик» 1974 года получил Пулитцеровскую премию 1975 года за нехудожественную литературу, часто отмечают за её способность описывать и повествовать о мире природы.
В книге «Святая твердыня» Диллард применяет эту способность к тому, что произошло в течение трёх дней на одном из островов в Пьюджет-Саунд. В итоге Диллард осталась на этом острове на два года, живя и сочиняя в относительном одиночестве. В течение 18-20 ноября Диллард задаётся вопросами о природе реальности, времени, взаимоотношениях между жертвенностью и искусством, а также о силе христианского Бога прекратить страдания.
Диллард написала книгу, чтобы сформулировать свои личные религиозные опасения и откровения, но она также была истолкована как аргумент в пользу обращения в христианство. Книга «Святая твердыня» переиздавалась много раз.
Действие «Святой твердыни» происходит в комнате, в которой останавливалась Диллард во время пребывания в Пьюджет-Саунд, и вокруг неё. Формально книга ближе к поэме в прозе, чем к прямолинейному повествованию о пережитом Диллард, и в ней столько же мыслей, наблюдений и размышлений автора, сколько и событий, о которых Диллард рассказывает.
В первом разделе, «Новорождённые и солёные», Диллард описывает свою комнату и её обитателей, включая кота по кличке Смолл, паука и несколько шелудивых мотыльков. Шелуха мотылька напоминает Диллард о том, как два лета назад она наблюдала, как мотылёк самосожгся в пламени свечи.
Для Диллард сгорание мотылька символизирует универсальность страдания. Она вспоминает это воспоминание всякий раз, когда размышляет об отношениях живых существ с Богом. В этой части Диллард также размышляет о религиозном значении соли, особенно в авраамических ритуалах крещения.
Вторая часть, «Зуб Бога», открывается падением самолёта с неба. Диллард рассказывает историю Джули Норвич, семилетней девочки, которая находилась в этом самолёте. Во время крушения никто не погибает, но во время высадки Джули получает сильные ожоги лица от взрыва топлива.
Диллард представляет себе Джули в больнице и перебирает возможные варианты реакции на боль, которую испытывает девочка. Диллард размышляет о том, какой Бог мог бы допустить такое несчастье, и задаётся вопросом, действительно ли Бог благосклонен. Диллард останавливается на идее, что Бог связан временем и не может взаимодействовать с миром людей.
В третьей части, «Святая твердыня», Диллард расширяет своё понимание Бога через личное откровение и обращение к концепциям из эзотерической традиции христианской веры. Все ещё сосредоточенная на ограниченности Бога, Диллард теперь считает недальновидными любые ожидания личного участия Бога в человеческой сфере – даже если вопросы, которые люди задают Богу, достойны быть заданными. Даже Бог, в понимании Диллард, не может управлять временем.
По дороге домой после покупки вина для причастия в церкви, которую она посещала, у неё было видение Христа, выходящего из воды Пьюджет-Саунд, причём каждая капля воды на его теле содержала в себе целый мир. Это откровение помогает Диллард понять смысл её собственного мира. Она воспринимает мир природы как свидетельство существования и могущества Бога, и она играет с идеей о том, что мир исходит от Бога.
Диллард ухватилась за «Святую Твердь», субстанцию, которая, по мнению эзотерического христианства, лежит в основе всей материи. Святая Твердь действует как проводник между материальным и божественным. Идея этой связи, пусть и непрочной, приносит Диллард утешение даже перед лицом страданий и отчаяния.
- «Американское детство» Энни Диллард, краткое содержание
- «Как научить камень говорить: Экспедиции и встречи» Энни Диллард, краткое содержание
- «Писательская жизнь» Энни Диллард, краткое содержание
- «Ресепшн» Келли Янг, краткое содержание
- «Иду на встречу с человеком» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- «Хинд сварадж» Махатмы Ганди, краткое содержание
- «Flygirl» Шерри Смит, краткое содержание
- «Обручи» Уолтера Дина Майерса, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?